Саратовские школьники будут сдавать больше экзаменов?

Эксперименты над учащимися общеобразовательных учреждений продолжаются, только на этот раз всю полноту чиновничьей заботы о качественном образовании испытают на себе выпускники девятых классов. Действительно, не одним же одиннадцатиклассникам падать в обморок на ЕГЭ и дрожащими руками писать итоговое сочинение, которое неожиданно появилось в испытаниях на получение заветного аттестата.

Саратовские школьники будут сдавать больше экзаменов?

Уже через год выпускных экзаменов для учащихся девятых классов может стать в два раза больше — помимо русского языка и математики они будут обязаны сдавать ещё два по выбору. Такой проект разработал Минобрнауки, разместив его для всеобщего обсуждения. Педагоги Саратовской губернии неоднозначно отнеслись к новой инициативе, опасаясь увеличения числа второгодников, которое может последовать в результате дополнительных испытаний. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

 

Будет им наука

Разговоры о том, что девятиклассникам нужно добавить дополнительные экзамены, идут давно. Сегодня выпускники 9-х классов сдают лишь математику и русский язык, и «тройки» по каждому предмету достаточно, чтобы получить аттестат. Чиновники от образования считают, что этого слишком мало: получается, что школьники делают упор на изучение двух основных предметов, фактически игнорируя все остальные. Поскольку давно известно, что с 5-6-го класса учителя начинают «настаскивать» детей на тесты, дабы школяры не завалили важное испытание (итоговая аттестация, ранее именуемая ГИА, а с прошлого года ОГЭ — основной государственный экзамен, — так же, как и единый гос­экзамен, проходит в форме тестирования), в итоге страдает качество образования.

Исправить ситуацию предложило Министерство образования и науки РФ, разработав проект приказа об увеличении числа выпускных экзаменов. Согласно проекту, с 2016 г. ученики должны будут сдать помимо двух основных ещё два экзамена на выбор. Отметим, что сегодня такая возможность у девятиклассников тоже имеется, и по желанию они могут выбрать ещё несколько предметов для экзамена, однако, как говорят в Минобрнауки, многие дети ограничиваются минимальным набором испытаний. Правда, непонятно, откуда в этом случае берутся те 80% вчерашних школьников, которые поступают в вузы. Ведь для поступления в высшее учебное заведение нужно окончить 11-й класс (из колледжей и техникумов идут в вуз лишь единицы), а для перехода в 10-й сдать те самые добровольные экзамены по дополнительным дисциплинам.

Но это ещё не всё. Как рассказала этой весной первый заместитель главы Минобр­науки Наталья ТРЕТЬЯК, число обязательных экзаменов для девятиклассников будет постепенно увеличиваться. Если

в 2016 г. их будет четыре, то в 2018-м уже пять, а в 2020-м — шесть. Помимо этого, если в следующем году регионы сохранят возможность самостоятельно устанавливать минимальный порог для прохождения экзамена, то в 2017 г. эту функцию могут передать на федеральный уровень.

Более того, на днях стало известно, что на рассмотрение в Госдуму РФ внесён законопроект, согласно которому в систему ЕГЭ и ГИА планируется ввести ещё один обязательный для сдачи предмет — историю России. Инициаторы законопроекта Ирина ЯРОВАЯ и Вячеслав НИКОНОВ указывают, что историю следует сдавать как в письменной, так и устной форме. Нет сомнений, что вышеуказанные новшества направлены на улучшение качества образования и тот факт, что в школе нужно получать знания, а не просто сидеть на уроках, не обсуждается. Единственный, но очень важный нюанс: стремление сделать из всех школьников грамотных и разносторонне образованных людей может ещё больше снизить количество абитуриентов колледжей, в которых и сейчас наблюдаются недобор. Особенно это касается образовательных учреждений, которые обучают рабочим специальностям.

 

Таких не берут в космонавты?

Мнения педагогов Саратовской губернии в отношении увеличения числа обязательных экзаменов разделились.

Как считает Валентина ЛЯПИНА, директор школы № 101 города Саратова, дополнительные экзамены — плюс для улучшения качества образования.

— Почти каждый ребёнок, даже слабый, всё равно имеет склонность к какому-то предмету, лучше его осваивает и вполне способен сдать его хотя бы на «тройку», — уверена Валентина Михайловна. — Ученик должен уже в 9-м классе выбрать профиль обучения и примерно определиться с будущей профессией, поскольку техникумы и колледжи имеют разную направленность и он должен знать, что ему ближе, даже если не планирует идти в 10-11-й класс, а затем в вуз.

По мнению Андрея РЫЖКОВА, директора одной из школ Балашова, постепенный ввод системы федерального мониторинга качества образования на промежуточных этапах обучения, начиная с начальной школы, оправдан и позволит подготовить всех участников образовательного процесса к осознанию общей ответственности за результат учебной деятельности. Хотя существуют и определённые нюансы.

Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П.А. Столыпина г. Балашова:

— Не все ученики от природы способны освоить школьную программу. В этом случае для них должны быть некие «лазейки», дабы число второгодников, после увеличения числа обязательных экзаменов, не выросло в геометрической прогрессии. Нередко бывает и брак школы, когда общеобразовательное учреждение не сумело вовремя найти хорошего учителя, не отыскало подход к ученику, не смогло заинтересовать его тем или иным школьным предметом и пробелы в знаниях стали наслаиваться, как снежный ком. Опять же, школьные образовательные программы сильно перегружены и априори не предназначены для усвоения всеми учениками. Поэтому могу предположить, что после увеличения числа обязательных экзаменов девятиклассников, которые получат вместо аттестата справку, станет больше, как и тех, кто останется на второй год.

Отличная перспектива, нечего сказать. Вместо того чтобы получать рабочую профессию, школьник будет шататься по улицам или, в лучшем случае, подрабатывать курьером. А на следующий год сделает ещё одну попытку получить аттестат и заново попробует себя в сдаче государственного экзамена. Если, конечно, останутся желание и знания.

Ольга ФРАНЦЕВА, директор средней общеобразовательной школы № 5 г. Вольска:

— Лишь небольшая категория школьников действительно не желает учиться, остальные просто не могут осилить школьную программу и переживают по этому поводу, хотя виду не показывают. Для очень многих девятиклассников даже сегодняшние два экзамена ГИА — огромный стресс. Поэтому, на мой взгляд, лучше оставить сдачу дополнительных дисциплин на выбор школьника, и те, кто захочет продолжить обучение в 10-11-м классе, сами выберут профиль, который их заинтересовал. Если же у подростка слабые знания и он желает поступить в колледж или техникум и получить рабочую специальность, то нагружать его сдачей дополнительных дисциплин, на мой взгляд, не имеет смысла.

Как рассказала Ольга Андреевна, в школе № 5 пока не было случаев, когда девятиклассник «заваливал» итоговую аттестацию. Но в других образовательных учреждениях подобные инциденты случались. Тут у ученика есть два варианта: остаться на второй год или перейти в вечернюю школу, где можно заново прослушать курс за 9-й класс. Или посвятить год самообучению и на следующий год ещё раз пройти итоговую аттестацию.

 

Боль перекатная

Правда, как признают педагоги, мало кому год домашнего самообучения идёт на пользу. Саратовчанка Екатерина ПОЛЕ­ЕВА не стала оставлять сына на второй год в школе: во-первых, этого не очень хотели сами учителя, убеждая родительницу, что год дома с книжками положительно повлияет на подростка (не будет постоянного школьного стресса и осознания себя «отстающим»). А во-вторых, Екатерина была уверена, что будет проще нанять репетиторов по двум предметам — русскому языку и математике, дабы на следующий год сын положительно сдал итоговую аттестацию, чем заново проверять у подростка уроки и ходить в школу на родительские собрания. Но на практике всё вышло иначе. Сначала сын активно занимался с репетиторами и под новый год даже на «четвёрку» сдал проверочный тест по русскому языку. Но в результате — очередной провал экзамена и справка вместо аттестата.

Сейчас Екатерина ищет способы устроить сына в вечернюю школу, дабы он заново прошёл курс обучения за 9-й класс.

— Честно говоря, я не совсем понимаю, зачем введена такая строгая итоговая аттестация для девятиклассников, — удивляется женщина. — С репетиторами сын хорошо писал тесты, знал математику на твёрдую «тройку», а русский язык — на «четвёрку», но на экзамене растерялся: незнакомые учителя, чужая школа. Такое бывает даже у 11-классников, что уже говорить про четырнадцатилетнего подростка. До введения ЕГЭ и ГИА девятиклассников спокойно выпускали из школы с любыми оценками и аттестатом, и они имели возможность подать документы в колледж или техникум. В ПТУ раньше вообще экзаменов не было — детей принимали и давали им рабочую специальность.

 

Потерянное звено

Интересно, что два года назад в Госдуму РФ был представлен пакет поправок в новый федеральный закон «Об образовании». Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Надежда ШАЙДЕНКО предложила заменить ГИА для абитуриентов профессионально-технических училищ на классические экзамены. Как объяснила Шайденко, в ходе социологического анализа мнений школьников и родителей большинство высказали пожелание, чтобы учащиеся, которые не будут поступать в институты и университеты, а собираются учиться в ПТУ, сдавали экзамены в традиционной форме. Ведь ЕГЭ И ГИА по большому счёту нужны для того, чтобы поступить в вуз, а некоторые подростки сразу нацелены на получение рабочей специальности. Депутат отметила, что те выпускники, которые после окончания ПТУ захотят поступать в высшие учебные заведения, всё равно будут вынуждены сдавать единый государственный экзамен. Депутата поддержал коллега, первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег СМОЛИН, а также Евгений БУНИМОВИЧ, заслуженный учитель РФ и уполномоченный по правам ребёнка в Москве.

Однако поправки не прошли, вероятно, по той причине, что согласно новому федеральному закону «Об образовании» начальное профессиональное образование стало ступенью среднего, а значит, инициатива членов комитета Госдумы по образованию и науке должна была распространиться на техникумы и колледжи. Такой поворот вряд ли устраивал высоких чиновников.

Галина ПОЛИЩУК, директор средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса:

— Инициатива об увеличении числа выпускных экзаменов для девятиклассников, на мой взгляд, довольно неоднозначная. Сегодня мы обучаем поколение слабых детей, как по физическому здоровью, так и по восприятию учебной программы. Школьники мало читают, не хотят считать «в уме», предпочитая пользоваться калькуляторами, проводят много времени за компьютером, в итоге всё это отражается на общем развитии. Поэтому для слабых детей два дополнительных обязательных экзамена могут стать непосильной нагрузкой, которой они не выдержат и в итоге покинут стены школы со справкой вместо аттестата. На мой взгляд, если девятиклассник хочет и дальше продолжать своё образование, он самостоятельно выберет для экзаменов дополнительные дисциплины, сейчас такая возможность есть. Но одно дело, когда это происходит добровольно, и другое — когда дополнительные экзамены станут обязанностью.

Как указывает Галина ПОЛИЩУК, слабых учеников сейчас очень много.

— К примеру, в нашей школе из 72 девятиклассников лишь 25 человек идут в 10-11-й класс, и эта цифра фактически не меняется в течение последних лет. То есть около 30% учеников могут и хотят продолжать обучение, — говорит Галина Николаевна. — Остальные просто не тянут перегруженную школьную программу.

Но, по словам директора школы, сегодня оставить девятиклассника на второй год обучения можно лишь с согласия родителей. Однако многие мамы и папы предпочитают забрать чадо из школы, планируя устроить на работу. В результате чаще всего подросток оказывается на улице и не может поступить в среднее специальное учебное заведение, поскольку не имеет аттестата.

Непонятно, как подобные инициативы Минобрнауки вяжутся с правительственной линией. Премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ неоднократно говорил, что необходимо повышать престиж рабочих профессий и школьников нужно ориентировать не только на поступление в вуз, но и обучение в колледжах и техникумах. О дефиците рабочих профессий постоянно твердят экономисты и чиновники из Минзанятости. Если же проект Минобрнауки будет принят пусть не сейчас, но на следующий год, система профессионального образования окончательно рухнет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 20 мая 2015

Заголовок в газете: Тестное слово

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру