Родители детей-инвалидов и многодетные семьи против 50 бесплатных поездок

Чиновники Саратовской губернии усложнили и без того нелёгкую жизнь полумиллиона льготников области

Эпопея с переходом на единый социальный проездной билет, ограничивающий поездки до 50 в месяц для ветеранов труда, инвалидов, детей из многодетных семей и других категорий граждан, только начинается. По стечению обстоятельств (или же согласно продуманной социальной политике) стоимость проезда на общественном транспорте в губернии выросла. И теперь всем льготникам, не укладывающимся в лимит социальных проездных, с 1 января нового года придётся нести дополнительную статью расходов — транспортную. Особенно тяжело будет инвалидам, которых в области насчитывается 155 тыс. человек, из них 6,4 тыс. — дети.

Чиновники Саратовской губернии усложнили и без того нелёгкую жизнь полумиллиона льготников области

Проездной ушёл в отрыв

Оказывается, льготникам Саратовской области нужно радоваться, ведь в других регионах проездной билет выдаётся на 20-40 поездок, а вовсе не на 50. По крайней мере так утверждают областные чиновники, видимо, пытаясь примирить граждан с новым единым социальным билетом, а также показать свою заботу о льготных категориях. Действительно, забота налицо. Вместо действующего ныне проездного билета, который никак не ограничивает передвижения льготников, граждане должны будут уложиться в 50 поездок, невзирая на то, едешь ли ты на лечение, в реабилитационный центр, возишь ли малыша-инвалида на занятия к логопеду или просто добираешься до работы на двух видах транспорта.

Но чиновники упрямо утверждают: большинство льготников лишь выиграют от нововведения, поскольку теперь социальный проездной будет единым на все виды транспорта. Гражданам не придётся ждать на остановке трамвая или троллейбуса, а можно будет проехать к месту назначения на автобусе. Тех же, кто ездит на транспорте более 50 раз, «очень немного», об этом сообщила министр социального развития области Лариса КОЛЯЗИНА. И добавила, что часть льготников вообще не пользовалась проездными, а деньги из казны на эти нужды уходили. По подсчётам минсоцразвития, из 546 тыс. жителей области, имеющих право на льготный проезд, социальные проездные покупают 212 тыс. Этим гражданам ежемесячно предоставляется ЕДВ в размере 150 руб. 82% льготников покупают один социальный билет на 1 вид транспорта, 12% — на 2 вида, 6% — на 3 (9,2 тыс. чел.).

Чиновникам возражают профсоюзы, указывая, что треть пенсионеров в губернии продолжают работать и, соответственно, пользуются общественным транспортом. Общественники их поддерживают, напоминая, что теперь тяжело придётся детям из многодетных семей, которые тоже передвигаются по социальному проездному без ограничения количества поездок и абсолютно бесплатно. Людям с ограниченными возможностями будет не легче: по статистике, из 60 тыс. трудоспособных инвалидов, проживающих в Саратовской области, работают 25,2 тыс. человек.

Новый единый проездной будет выглядеть как лист, от которого во время каждой поездки будет отрываться талон. Делать это будет кондуктор, а затем талоны предъявят для получения компенсации. Неиспользованные билеты на следующий месяц не переходят и «сгорают». На сокращении поездок льготников областные чиновники собираются сэкономить 200 млн бюджетных средств в 2016 г.

Талоны и ничего личного!

Чем же аргументировали областные власти установленные 50 поездок? Почему не 60, как предлагали профсоюзы — по две поездки в день, не 40? Разработчики — минсоцразвития области раз от раза выдавали новую информацию. В сентябре замминистра соцразвития Нина РЯБИНА сообщила, что всё лето ведомство проводило мониторинг поездок граждан на городском транспорте. «Наши специалисты сидели на передних местах в автобусах, троллейбусах и трамваях. Подсчитали, что из 500 тыс. лишь 212 тыс. пользуется льготным проездом», — заявила госпожа Рябина. Долго же пришлось кататься на общественном транспорте министерским работникам, чтобы подсчитать льготников. Следом замминистра добавила, что выявились «приписки в реестре льготников»: граждане, которые не имели права на льготный проезд, а также умершие люди. Таких за 8 месяцев этого года было насчитано аж 106 тыс. человек. Может быть, с «приписчиков» и следовало бы начинать реформу? Почаще отслеживать «мёртвые души» и гнать поганой метлой работников, которые занимаются мошенничеством?

Потом в министерстве сообщили, что льготников обзванивали и интересовались, сколько раз они совершают поездки, и подавляющее большинство ответили, что немного. Каким именно категориям льготников звонили сотрудники ведомства, остаётся только догадываться, поскольку общественные организации инвалидов, родительские объединения, имеющие больных детишек, и многодетные семьи имеют совсем другую статистику проезда.

Вам льгота не жмёт?

В объединение родителей детей с заболеванием ДЦП «Радость движения», созданное при Саратовском региональном отделении Российского детского фонда, входит более 200 семей со всей губернии. Руководитель объединения Гульмира АНЕНКОВА воспитывает троих детей, один ребёнок страдает ДЦП. Как рассказывает общественница, родители детей-инвалидов высказывают опасения, что 50 билетов на месяц им не хватит. По этому поводу мамы обращались в министерство социальной защиты области, им рекомендовали подсчитать число поездок и сообщить результаты.

Гульмира АНЕНКОВА, руководитель объединения «Радость движения»:

— Судите сами: сегодня немало детей-инвалидов проходит лечение в дневном стационаре областной больницы. Из Ленинского, Заводского или Кировского районов в это медицинское учреждение нужно добираться на двух видах транспорта, а это 4 поездки в день. Плюс мы возим ребят в реабилитационный центр, в бассейн, и на это тоже будут тратиться драгоценные билеты. Нелёгкая жизнь семей, воспитывающих детей-инвалидов, станет теперь ещё тяжелее. А ведь дети-инвалиды являются федеральными льготниками и согласно законодательству имеют право неограниченного проезда в общественном транспорте.

Общественница обращает внимание на другие нюансы, которые ожидают льготников в связи с новыми социальными проездными билетами.

— Раньше детям льготные проездные билеты могли выдать в школе, тем же, кто учился на дому, проездной приносил учитель или классный руководитель, — говорит Гульмира Байболатовна. — Теперь получить социальный билет можно только в отделе социальной защиты своего района, причём в одном окне, которое будет обслуживать все категории льготников. И если не с кем оставить ребёнка, мамы будут вынуждены часами ждать своей очереди. Конечно, в минсоцразвития нам пообещали выделить отдельное окно, но когда это будет — неизвестно.

Евгения БАБУШКИНА, руководитель саратовского объединения родителей детей с синдромом Дауна «Солнечный круг» считает, что возможность использовать социальный проездной на всех видах транспорта, а не на одном, несомненное удобство. Но она тоже сомневается в том, что 50 бесплатных талонов хватит для транспортных нужд детишек-инвалидов.

— Мы ведь не ограничиваемся только поездками в школу и обратно, — говорит общественница. — Возим детей к логопеду, на групповые занятия к психологу, в спортивную школу. Что касается обещанных дополнительных билетов, то, думаю, было бы логично, если бы для их получения ребёнок мог предъявить официальное подтверждение о том, что, скажем, три раза в неделю он посещает реабилитационные занятия или спортивную школу для инвалидов. И на этом основании ему выдавались бы дополнительные талоны.

Но пока возможность дополнительных поездок озвучивается лишь чиновниками из минсоцразвития области, механизмы реализации этой идеи неясны и довольно туманны.

Бедность не порог

Многодетные семьи Саратова тоже беспокоятся о дополнительных тратах на проезд, которые ожидают их с нового года.

— В конце октября на общественном совете при губернаторе области поднимался вопрос единых социальных проездных билетов, — говорит Людмила АЛФЕРЬЕВА, член совета городской общественной организации многодетных семей «Большая семья». — Мониторинг многодетных семей показал: у кого-то получается 130 поездок в месяц, у кого-то 80-90, хотя есть и те, кто пользуется общественным транспортом 50 раз в месяц и даже меньше, поскольку ребёнок живёт в посёлке и там же ходит в школу. Однако немало родителей возят школьников с окраины города в центр, в лицей или гимназию, после уроков — в секции или школу искусств. Что им теперь делать? Платить из своего кармана?

Организация «Большая семья» предложила региональным властям поставить магнитные счётчики и сделать детям магнитные карты, оплачивая поездки по факту. Так же можно было поступить и с другими категориями льготников.

— Чиновников эта идея возмутила, нам заявили: вы знаете, каких это денег стоит? Конечно, гораздо проще взять с людей последнее и обосновать это экономией бюджета, — говорит общественница.

Людмила АЛФЕРЬЕВА, член совета городской общественной организации многодетных семей «Большая семья»:

— Теперь многодетные семьи окажутся в патовой ситуации: лимит поездок установлен, а проезд подорожал. На семью увеличится финансовая нагрузка, а значит, будет урезан бюджет. Ведь мамы всё равно будут возить детей на развивающие курсы, кружки, но им придётся тяжелее: одним не хватит средств на новую обувь для ребёнка, другие урежут продовольственную корзину, и детям придётся сидеть на одних макаронах. В министерстве социальной защиты области пообещали не лимитировать билеты детям из многодетных семей: мол, как истратите 50 талонов, приходите в отделение соцзащиты, и вам выдадут ещё. Но мне непонятно, как родители детей будут доказывать, что им требуются дополнительные талоны на бесплатный проезд? На каком основании им будут выдавать билеты ещё раз? Подозреваю, что всё это пустые слова. В реальности может оказаться так, что первое время, дабы не нагнетать социальную напряжённость, требуемые билеты выдадут, а когда народное возмущение стихнет, всё плавно вернётся к 50 поездкам.

На запрос «МК» в Саратове» министерство социальной защиты населения Саратовской области дало ответ, что детям из многодетных семей, как и детям-инвалидам, будет предоставляться право на получение «дополнительных проездных билетов в течение месяца» (после использования талонов в проездных билетах, ранее полученных на этот месяц). Просьбу разъяснить механизмы выдачи сверх норматива чиновники проигнорировали. Хочется верить, что пока данный вопрос находится в разработке и к новому году все «билетные» вопросы утрясутся. По крайней мере в отношении детей. Конечно, остаются другие категории льготников, которым придётся укладываться в лимит. К примеру, взрослые инвалиды, которые несколько раз в год посещают реабилитационные центры и добираются в одну сторону на 2-3 видах транспорта, ветераны труда, вынужденные сократить число поездок на дешёвые оптовые рынки и собственные дачи. Но эти проблемы волнуют региональные власти меньше всего, главное — экономия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 25 ноября 2015

Заголовок в газете: Льгота «Приехали»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру