Легендарный истребитель, дар Ферапонта Головатого фронту, так и не «долетел» до Саратова

Колоссальный вклад Саратова в великое дело Победы общеизвестен: миллионы тонн саратовского горючего, боевые самолёты «Як-1» и «Як-3» и конечно сотни тысяч бойцов

Саратов был крупнейшим эвакуационным центром, куда стекались промышленные мощности со всей европейской территории Советского Союза, наш город без устали питал фронт не только топливом, кадрами, боевой техникой, но и мощнейшим трудовым героизмом граждан.

Колоссальный вклад Саратова в великое дело Победы общеизвестен:  миллионы тонн саратовского горючего, боевые самолёты «Як-1» и «Як-3» и конечно сотни тысяч бойцов
фото: russianplanes.net/city/Moscow_-_museum_of_Vadim_Zadorozny

Одним из самых ярких и символичных свершений саратовцев во имя Победы всегда считался дар легендарного Ферапонта ГОЛОВАТОГО: напомним, крестьянин из совхоза «Стахановец» приобрёл на собственные средства и передал фронту два самолёта — «Як-1» (в декабре 1942-го) и «Як-3» (в мае 1944-го). На обеих боевых машинах воевал знаменитый советский ас Борис ЕРЁМИН — тоже наш земляк, Герой Советского Союза; при этом оба именных самолёта ни разу не пострадали в воздушных сражениях и свято выполнили миссию, кратко сформулированную в надписи на фюзеляже «Як-3»: «От Ферапонта Петровича Головатого 2-й самолёт на окончательный разгром врага!».

Именной «Як-1», «первенец» Головатого, списанный в 1944-м, был отреставрирован и сейчас находится в Музее боевой славы, что на Соколовой горе. Судьба второго самолёта, «Як-3», куда более неоднозначна и, что греха таить, драматична: героическая боевая машина, оставшаяся неуязвимой для немецких асов, пала жертвой бюрократической волокиты и банального равнодушия иных людей к великому прошлому своей страны и её боевым символам. По крайней мере, именно так считает Валентин АРИСТАРХОВ — ветеран Саратовского авиационного завода, в 2003-2011 гг. возглавлявший музей истории ныне не существующего предприятия и инициировавший кампанию по возращению именного «Як-3» на историческую родину.

Прерванный полёт

В минувшем году в преддверии 70-летия Победы региональные СМИ запестрели новостями: на родину, в Саратов, вот-вот будет возвращён легендарный «Як-3» Головатого и Ерёмина! Именно он был призван стать главной жемчужиной нового Музея трудовой славы, именно ему отводилось центральное место в экспозиции. Целый ряд чиновников из областного правительства охотно подтверждал: да, велись соответствующие переговоры, и знаменитый истребитель вот-вот замкнёт свой жизненный маршрут и вернётся туда, где был изготовлен, — в Саратов…

…но, как выяснилось, победные реляции были преждевременны. Ни 9 мая 2015-го, ни 9 мая 2016-го авиационная реликвия в саратовский парк Победы доставлена не была.

Основные этапы долгого пути самолёта «Як-3» с серийным номером № 1712 таковы. 29 мая 1944-го новенький истребитель, выкупленный Головатым за 100 тыс. руб., был торжественно передан подполковнику Ерёмину, прилетевшему в Саратов. Именно на этой машине знаменитый лётчик завершил войну, встретив Победу в Праге. А уже в начале августа 1945 г. «Як-3» Бориса Ерёмина приземлился на военном аэродроме в Измайлове для последующего участия в Параде Победы. Однако по климатическим условиям воздушная часть парада-1945 была отменена.

Самолёт Ерёмина был списан и отправлен в столичный Музей авиации имени Фрунзе, где и оставался до 1958-го. Затем он оказался в Музее ОКБ имени Яковлева и простоял на закрытой для посетителей территории до рокового 1991 г. Примечательно, что руководство музея ОКБ пыталось выдать именную машину Ерёмина-Головатого за другой самолёт: фюзеляж был перекрашен, дарственная надпись уничтожена, и потребовалось создать специальную правительственную комиссию с участием самого Бориса Ерёмина и его механика Василия ЗУЕВА (обслуживавшего самолёт в годы войны), которая доказала: «Як-3» — тот самый, «головатовский».

Дальше — хуже. В 1991-м Музей истории ОКБ имени Яковлева заключил контракт с американской музейной фирмой «Ганнел» сроком на четыре года. Согласно этому документу «Як-3» отправился в США, в Калифорнийский музей в Санта-Монике, пригороде Лос-Анджелеса. Впрочем, и по истечении указанного периода самолёт в Россию не вернулся.

Этот факт вызвал законное беспокойство человека, который покрыл «Як-3» славой, — генерал-лейтенанта Ерёмина: «С болью в душе обращаюсь к Вам по волнующему меня вопросу и надеюсь, что Центральный музей ВВС сможет решить проблему возвращения из США в Россию самолёта «Як-3» <…> Нельзя допустить, чтобы фронтовая реликвия, символ нашей Великой Победы, становилась предметом торговли», — писал генерал Ерёмин в октябре 2000 г., адресуясь к начальнику указанного в письме музея полковнику Александру ГОНЧАРОВУ.

Однако в 2005-м Бориса Николаевича Ерёмина не стало. Его переписка с музеем ВВС попала в руки Валентина Аристархова, который решил создать инициативную группу, чтобы выполнить волю Героя Советского Союза — вернуть его легендарный истребитель на родину: «В 2013-м мы совместно с другим работником авиазавода, Александром БЕРНАДСКИМ, написали в «Российскую газету», обратились по этому вопросу к губернатору. Мне пришёл ответ, в котором нас благодарили за патриотизм. Ладно. Далее мы написали депутату Государственной думы Ольге АЛИМОВОЙ, а она в свою очередь переадресовала обращение министру обороны РФ Сергею ШOЙГУ и главе МИДа Сергею ЛАВРОВУ. Из военного ведомства ответили, что этот вопрос не в их компетенции, а вот Лавров подключился к работе, дал поручение послу в Америке, и тот вышел на руководство музея в Санта-Монике. Если бы не Сергей Викторович, неизвестно, сдвинулось ли дело вообще с мёртвой точки», — эмоционально рассказывает Валентин Андреевич.

После переговоров с участием МИД РФ и Госдепартамента США американцы ответили: о’кей, забирайте самолёт, однако все затраты по перевозке пусть берёт на себя российская сторона. Так или иначе, но в декабре 2014-го контейнер с истребителем прибыл в Санкт-Петербург. Боевой реликвии такой важности, казалось бы, место в государственном музее высшего ранга — но нет: «Як-3» был отправлен в частный музей техники в подмосковном посёлке Архангельское.

Где находится и в настоящий момент.

Истребители надежд

Интересно, что сразу несколько федеральных инстанций, включая управление Администрации Президента РФ по общественным проектам, согласились с инициативой саратовских ветеранов авиационного производства: да, ерёминский «Як-3» должен отправиться на историческую родину. В подмосковный музей историческая реликвия изначально отправлялась на реставрацию: «…окончательно решить данный вопрос можно будет только после комплексной реставрации «Як-3» на базе известного подмосковного частного Музея техники В. Задорожного в подмосковном посёлке Архангельское.

Рассчитываем, что по завершении ремонтных работ представители ОКБ имени

А. С. Яковлева и Музея боевой и трудовой славы Саратова оперативно согласуют необходимые организационно-технические аспекты и восстановленный «Як-3» займёт достойное место в саратовской экспозиции», — стоит в письме из архива Валентина Аристархова. Письмо подписано министром иностранных дел РФ Сергеем ЛАВРОВЫМ.

Однако, вразрез с мнением главы МИДа, представители ОКБ не торопились «согласовывать необходимые организационно-технические аспекты». Более того, рассказывает Валентин Андреевич, представители конструкторского бюро вернулись к тезису о том, что «Як-3» «не тот»: «Заместитель гендиректора ОКБ Аркадий ГУРТОВОЙ отвечал, что самолёт другой. (К слову, ОКБ до сих пор настаивает на том, что Головатый передал Ерёмину не «Як-3» № 1712, а другой —

№ 1001, который впоследствии был списан на САЗ и не сохранился. — Авт.) Хотя у нас есть копия формуляра самолёта с полными данными о нём: где летал, сколько летал, когда списан в музей и так далее. Потом вроде бы согласились, что да, ОКБ решило передать самолёт в Саратов. Мы обрадовались. А потом пришло вот это письмо…»

«Вот это письмо» — послание саратовским ветеранам гендиректора ОКБ Яковлева Олега ДЕМЧЕНКО. В нём Олег Фёдорович среди прочего позволил себе такие пассажи: «Считаем, что настойчивое желание ветеранов Саратовского авиационного завода отобрать у ОКБ самолёт «Як-3» (№ 1712) не оправдано, так как сам факт передачи самолёта лётчику Б. Н. Ерёмину в 1944-м не является достаточным основанием для передачи данного самолёта в саратовский музей». Действительно, лётчик — саратовский, даритель — саратовский, построен в Саратове, но оснований «недостаточно»! И ещё — из того же письма главы ОКБ: «Руководство и трудовой коллектив САЗ не проявили той настойчивости для недопущения ликвидации своего завода, которая проявляется ветеранами САЗ для получения самолёта «Як-3»». Вот так.

«Это очень цинично, это удар ниже пояса. Мы дали господину Демченко ответ, что ОКБ не приложило никаких усилий для сохранения своей производственной базы в Саратове. Музей, где сейчас находится «Як» Головатого, частный, и судя по всему Вадим ЗАДОРОЖНЫЙ просто заплатил за самолёт, — полагает Валентин Аристархов. — Примечательно, что Вадим Николаевич постоянно выступает в СМИ как патриот, выходец из простой советской семьи с соответствующими ценностями и жизненными приоритетами. Он много говорит о том, как трудно «нам далось возвращение» реликвии из Америки. Я ему написал: кто это — «мы»? Министр Лавров? Депутат Алимова? Инициативная группа ветеранов САЗ? И ещё: коль скоро вы так гордитесь своими советскими взглядами, своей любовью к истории, если из простой советской семьи — совершите соответствующий поступок! Ферапонт Головатый тоже был небогат, но он отдал всё что имел за этот самолёт. Поэтому было бы в высшей степени справедливо и благородно, уважаемый Вадим, вернуть самолёт на историческую родину в память о Головатом — скажем, с дарственной табличкой, что самолёт доставлен из Америки и отремонтирован на деньги такого-то. Вот это и есть уважение к прошлому, к исторической памяти».

Полностью согласны с мнением ветерана авиазавода и родственники Ферапонта Головатого, проживающие сейчас в Саратове и области. Это племянник легендарного дарителя Василий ЧИГИРЬ, это две внучки Ферапонта Петровича — Нина СОДОМЦЕВА и Лилия ТУРНИКОВА. Это и жители родного для семьи Головатых села Степное, что в Калининском районе Саратовской области. «Все они убеждены, что этот самолёт — реликвия, реликвия государственная, национальная. Он не должен быть в частном музее, который зарабатывает на экспонатах деньги, и деньги немалые. Это национальное достояние!» — полагает Валентин Аристархов.

Переписка экс-хранителя музея САЗ с инстанциями продолжается и по сей день. Вот выдержка из самого свежего опуса — письма Министерства культуры РФ от 07.04.2016 г., копия которого хранится в личном архиве Аристархова: «…Указанный предмет, как сообщалось ранее, не является музейным предметом и не входит в состав Музейного фонда РФ…» — и далее плавно переадресовывает всех заинтересованных апеллировать к Росимуществу.

P. S. Уважение к частной собственности, к личному имуществу в наше время весьма велико. Но в данном конкретном случае это трепетное отношение к «частному» лежит на одной чаше весов, а на другой, прямо противоположной — уважение к собственной истории, к великому и страшному времени, чёткое осознание того, что святынями не торгуют.

…И ещё на другой чаше весов — подвиг бескорыстия Ферапонта Головатого.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №20 от 11 мая 2016

Заголовок в газете: «Як-3»: проданная слава

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру