Особенности стратегического мышления по-саратовски

Есть теперь в нашем регионе целых две стратегии социально-экономического развития — муниципального образования «Город Саратов» и Саратовской области

Обе до

2030 г., недавно опубликованы и представляют несомненный интерес для широкой публики. Призывы не раскачивать лодку в наше неспокойное время звучат регулярно, но мы имеем полное право знать, куда плывёт наша посудина, сколько ещё грести и скоро ли будут кормить.

Есть теперь в нашем регионе целых две стратегии социально-экономического развития — муниципального образования «Город Саратов» и Саратовской области

Управленческие и иные проблемы 

Авторы, разработавшие муниципальную стратегию, используют «гибкий подход в достижении поставленных целей в зависимости от социально-экономических условий». Но занимаются преимущественно определением наших текущих координат. Знать, где мы находимся, для прокладывания маршрута необходимо. Однако некоторые обороты способны напугать даже давно гребущих.

Ну вот, например. «Горы, окаймляющие Саратовскую котловину — Соколовая, Лысая, Алтынная, Увекская, — характерная особенность и результат проявления неотектонических движений в Саратовской зоне дислокаций земной коры». Очень важная информация для понимания того, где мы должны оказаться в 2030 г.

«Город сегодня имеет целый комплекс экологических проблем: подтопление территорий, активизацию опасных геологических процессов — техногенных землетрясений, оползней, просадок, негативных явлений в динамике городской системы — транспортные пробки, неудовлетворительное состояние ливнёвок, хаотичность застройки, социально-экологические и медико-экологические проб­лемы. Саратов задыхается от различных загрязнителей воздуха, воды, снега, почвы, в том числе таких опасных, как соединения свинца, углеводородов и др.».

И дальше: «Серьёзным вызовом стратегическому развитию Саратова является хоть и замедляющаяся, но продолжающаяся естественная убыль населения… Сложившийся в городе уровень рождаемости находится ниже черты простого воспроизводства населения. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребёнка). Такой уровень рождаемости не может отвечать требованиям сохранения демографического потенциала города. Депопуляция в Саратове формируется не только за счёт хоть и растущей, но всё ещё остающейся на низком уровне рождаемости (12,3 человек на 1000 человек населения), но и за счёт высокой смертности (13,7 человек на 1000 человек населения)».

Вот такие у нас исходные позиции. Город затапливает, дышать нечем, население вымирает, а мы мечтаем дожить до 2030 г., попутно улучшив качество своей жизни и массу экономических показателей.

Кроме того, в стратегии делается смелый вывод, какой не каждый день прочтёшь даже в оппозиционном издании: «Следует заметить, что кризис городской системы не бывает односторонним и, как правило, включает в себя не только экологические, но и социальные, политические, управленческие и иные проблемы».

Кого имеют в виду? Какие управленческие проблемы?

Словно опомнившись, авторы стратегии начинают уравновешивать негативные моменты позитивом, который после претензий к политическому руководству выглядит несколько вычурно: «Саратов по аттрактивности (привлекательности) природного ландшафта может с успехом соперничать с городами Приволжского федерального округа и других регионов России, а также зарубежных стран».

Вот, вот! Главные улицы города по богатству магазинов и великолепию зданий не уступают первым городам мира. Помните, откуда?

Сравнение с зарубежными городами побуждает авторов мыслить глобально: «В случае сохранения существующего сегодня тренда на политическую изоляцию России, в обозримой временной перспективе это затронет и город Саратов».

И снова курс на остров Уныния. «Ослаб­ление курса рубля и нестабильность мировой экономики естественным образом отразятся на экономическом положении жителей областного центра. Покупательная способность граждан будет падать, цены на импортные товары — расти. Ввиду девальвации национальной валюты и геополитических осложнений у саратовцев будет всё меньше возможностей выезжать за рубеж (в первую очередь — в туристических целях), покупать импортную технику и товары повседневного пользования. Может усилиться отток наиболее активной части населения в другие регионы страны».

Хорошенькое будущее рисуют нам муниципальные стратеги. Но опять у них возникает желание слегка подсластить пилюлю: «Надеяться на радикальное улучшение международной обстановки в ближайшее время вряд ли оправданно. Точно так же маловероятным выглядит и вариант с дальнейшим ухудшением отношений (вплоть до вооружённого противостояния)».

То есть в стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Саратов» нам ясно дают понять, что войны не будет. Ни с Турцией, ни с Англией. Ну кто-то же должен был об этом сказать!

Возвращаясь к социуму, авторы стратегии признают, что зачастую сравнение Саратова с другими областными и республиканскими центрами не в пользу нашего города.

«При сохранении (или даже усугублении) текущего положения вещей это может иметь негативные последствия как для имиджа самого города, так и для рейтингов городских властей».

Переживают эксперты, что уезжать саратовцы начнут не только в столицы, но и «в более успешные и экономически благополучные города Приволжского федерального округа». Беспокоит их «снижающийся уровень бытовой культуры у части населения города», а также «более позитивный имидж соседних регионов (Казань, Нижний Новгород, Самара). Создание образа Саратова как депрессивного в социальном и культурном отношениях города на фоне более динамично развивающихся городов России».

Возрастает «опасность усиления социальной напряжённости из-за снижения уровня жизни и реальных доходов горожан». А ещё напрягает городские власти «высокая мобильность населения, которое относится к городу не как к постоянному, а как к временному месту проживания».

Под занавес — планы, которые должны уберечь саратовцев от желания покинуть родной город в поисках лучшей жизни. Вы будете смеяться, но в документе говорится о необходимости строительства новых дорог, решении проблем с парковками и повышении качества жизни.

С другой стороны — а что ещё тут можно написать?

 

Видение будущего облика

Губернская стратегия, опубликованная на сайте ведомства Владимира ПОЖАРОВА, представляет собой «глобальное видение будущего облика Саратовской области и путей достижения поставленных целей». Обещают, что к документу будет ещё прилагаться План мероприятий. Но в принципе и того, что есть, хватает.

Стратегия выкроена по известным лекалам. Сначала сообщают о нынешнем состоянии дел, затем ставят высокую планку на

2030 г. и объясняют, что нужно сделать, чтобы её преодолеть. Выглядит примерно так: сегодня мы испытываем недостаток в энергоносителях, завтра нам нужно выйти в лидеры, значит, необходимо изобрести вечный двигатель.

Во вступлении приятно прочесть, что Саратовская область занимает лидирующие позиции в стране по производству «отдельных видов промышленной продукции». Это троллейбусы, серная кислота, подшипники и минеральные удобрения. Нормальный набор для маленького, но гордого развивающегося государства.

Но тут же читателя оглоушивают канделябром. «Развитие транспортно-логистического потенциала сдерживается отставанием развития дорожного хозяйства. Нормативным требованиям не соответствует более 91% автомобильных дорог регионального значения».

В моём представлении дальше и планировать ничего не нужно. Пока вот этот 91% не превратится в ноль, фантазии останутся фантазиями. Потому что найдётся инвестор, а доехать до Саратова не сможет. И причина будет не экономическая, а фенологическая — дождик пошёл.

Но отмечают разработчики и массу других слабых сторон нашего региона. Это малая доля конечного производства в выпуске готовой промышленной продукции, дисбаланс между сельскохозяйственным производством и сферой переработки, недостаточная глубина переработки сельскохозяйственного сырья, высокий износ жилищно-коммунальной сети, особенно в сельской местности, низкие темпы создания новых объектов, значительный физический и моральный износ основных производственных фондов предприятий, природно-климатическое расположение области в зоне рискованного земледелия с тенденцией истощения почвенного плодородия земель сельхозназначения…

На это накладываются негативные демографические тенденции, низкий уровень оплаты труда, дефицит квалифицированных кадров технических специальностей и рабочих профессий, дисбаланс в качестве жизни и экономическом росте по муниципальным районам области.

На что нужно уповать, по мнению областных экспертов? На государственную поддержку по развитию импортозамещающих производств и мировой продовольственный кризис, который должен обеспечить повышенный спрос на продукцию отечественного аграрного сектора и пищевой промышленности.

Есть очень туманные планы «по активизации взаимодействия с регионами-соседями в части продвижения продукции и услуг Саратовской области». Где же это ждут саратовские товары? Сегодня каждый регион лоббирует интересы своих товаропроизводителей.

Насчёт реализации инвестиционного и транзитного потенциалов — свежо предание, да верится с трудом. Даже сами словосочетания вызывают улыбку. Я про снижение инвестиционных рисков и создание транспортно-логистического кластера. Что называется, сколько ни говори «халва», а во рту слаще не становится.

К потенциальным угрозам социально-экономического развития Саратовской области помимо всего прочего отнесены обезвоживание и загрязнение Волги, ограниченные сроки эксплуатации действующих энергоблоков Балаковской АЭС. И — внимание — «снижение качества человеческого капитала области: ухудшение общего уровня здоровья детей, отток населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста за пределы области, деформация системы духовных и нравственных ценностей».

Что ж такое?! Наша власть денно и нощно заботится о населении, а оно деформируется. Как же так? Что неправильно делают? Нет ответа.

Суровая действительность не мешает авторам концепции быть оптимистами. Они уверены, что в 2030 г. Саратовская область станет регионом инноваций, универсальной технико-внедренческой площадкой, территорией реализации возможностей человеческого капитала и интеллектуального потенциала. И просто территорией, привлекательной для жизни, работы и творчества, отдыха и спорта.

Вроде не последние люди руководили губернией после развала СССР, но сделать сказку былью им не удалось. Почему должно всё получиться у нынешних чиновников, совершенно не ясно. Вероятно, нужно просто поверить в то, что в 2030 г. Саратовская область станет «синергией международных потоков и индустриально-инновационных комплексов, производящих и перерабатывающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся высоким спросом».

Как-то будут стимулировать рождаемость. Как-то будут бороться за увеличение продолжительности жизни. Как-то будут мотивировать для ведения здорового образа жизни. Пока всё было мимо, но теперь почему-то должно получиться.

А поскольку у авторов концепции нет сомнений в том, что всё так и будет, они убеждены, что в 2030 г. доход на душу населения в нашем регионе составит 48950 руб. Ещё была бы уверенность в том, что буханка хлеба к тому же году не подорожает до тысячи рублей.

…В стране, где нет экспертов, способных предсказать рост или падение цен на энергоносители, особенно процветает долгосрочное стратегическое планирование. Всё правильно. Ни одного чиновника из тех, кто имел отношение к сочинению планов на ближайшие три пятилетки, в правительстве области к 2030 г. не останется. К этому времени главным разработчикам концепций развития Саратова и губернии будет либо под 70 лет, либо прилично за 80. И не исключено, что на вопрос, что там со стратегией-2030, в ответ они будут громко хохотать и кричать: полвторого!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №21 от 18 мая 2016

Заголовок в газете: Всё по 2030

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру