Чего ждать саратовцам от переполоха на алкогольном рынке?

Алкогольный рынок трясёт и лихорадит: закончились акцизные марки на импортный алкоголь

Система ЕГАИС с 1 июля стала обязательной для всех розничных продавцов спиртного, а тут ещё и особо заботливые народные избранники в очередной раз предложили вернуть госмонополию на производство и оборот спиртсодержащей продукции. Простых саратовских потребителей «беленькой» и «красненького» эти проблемы не особо волнуют, хотя самые внимательные уже заметили небольшой рост цен на отечественную алкогольную продукцию. Как объясняют местные эксперты, повышение цен связано, в том числе, с изменениями, которые происходят сегодня на алкогольном рынке. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Алкогольный рынок трясёт и лихорадит: закончились акцизные марки на импортный алкоголь

Акцизная помарка

В начале июля российские СМИ запестрели устрашающими заголовками: «Поставки импортного алкоголя в России прекратятся», «Россияне останутся без импортного алкоголя», «С прилавков исчезнет спиртное иностранных производителей». Оказалось, всё дело в том, что на складе Центральной акцизной таможни России закончились акцизные марки старого образца для импортного алкоголя. А новые должны были напечатать к 1 июля, но почему-то этого не произошло.

Как сообщил одному из федеральных печатных изданий председатель правления Союза импортёров алкогольной продукции Валерий ФИЛАТОВ, Федеральная таможенная служба должна была провести тендер на выбор подрядчика для производства акцизных марок нового образца, однако до сих даже конкурс не объявляли, что уж тут говорить о выдаче новых марок с 1 июля. В Союзе импортёров алкогольной продукции отметили, что отдельные компании уже приостановили или резко снизили импорт алкоголя.

На первый взгляд, эта проблема не является существенной: ну, затянули сроки — первый раз, что ли, напечатают марки попозже… Тем более пока в магазинах импортный алкоголь имеется. Однако так может рассуждать простой потребитель. Импортёры зарубежного алкоголя поясняют, что между получением акцизных марок и прибытием продукции в страну проходит несколько месяцев, которые требуются для размещения заказа, выпуска и доставки напитков и проч. Проще говоря, чтобы успеть снабдить магазины виски, текилой, джином и прочими «благами» западной цивилизации к ноябрю, получить акцизные марки нужно не позже августа. Иначе у россиян имеется шанс поставить на новогодний стол только крымские вина и отечественный коньяк.

Комментарий эксперта

Михаил ВОЛКОВ, председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты Саратовской области:

— Ситуация с нехваткой акцизных марок, мягко говоря, удивляет. Поскольку печать определённого количества акцизных марок носит плановый характер, объём потребления алкогольной продукции не сильно колеблется год от года, и я не могу понять, почему невозможно вовремя всё просчитать. На мой взгляд, люди, которые отвечают за доход государства, и тем более в условиях кризиса, обязаны с тройным вниманием следить за подобными вещами. Доходы бюджета не должны уменьшаться из-за банальных проволочек. Они и так падают из-за снизившейся покупательской способности, уменьшения оборотов производства, но чтобы падали из-за какой-то бумажки — это вообще нонсенс, не поддаётся логическому объяснению.

Действительно, вся эта ситуация несколько необычная. Сначала Минфин РФ заявляет о том, что разрабатывает указ, который продлит использование старых акцизов ещё на год. Однако никакого документа ведомство так и не выпустило. Спустя несколько дней после акцизной шумихи становится известно, что АО «Гознак» будет единственным подрядчиком изготовления марок нового образца, а значит, и тендер проводить не потребуется. Так к чему было огород городить? А на прошлой неделе глава Федеральной таможенной службы Андрей БЕЛЬЯНИНОВ кратко и лаконично сообщил журналистам, что «как проблема, акцизные марки уже не существует». Слова господина Бельянинова можно воспринимать по-разному, но импортёры и потребители зарубежного алкоголя надеются, что акцизные марки хотя бы начали печатать.

 

Распитые надежды

Невольно закрадывается мысль: а может быть, попустительство вовсе не случайно? И таким образом российские власти кинули первый пробный шар в сторону алкогольного импортозамещения? Почему бы и нет, ведь овощи-фрукты мы с переменным успехом заменяем отечественной продукцией. Недавно вообще перешли на лекарства. Да так активно, что практикующие врачи впадают в панику, рассказывая в интервью, что «тяжёлых» пациентов невозможно поднять на ноги отечественными дженериками. Так что импортный алкоголь вполне укладывается в государственную стратегию по импортозамещению. И будет совсем не удивительно, если после случившегося дефицита акцизных марок окажется, что их выпущено меньше, чем нужно, а значит, лишь часть импортёров сможет получить возможность ввозить импортный алкоголь. И соответственно, на прилавках его станет меньше. Скажете, такого не бывает? Ну, когда-то мы тоже не могли представить, что в Саратове будут торжественно сжигать польские яблоки.

Впрочем, уже сегодня доля импортного алкоголя в продовольственных сетях существенно снизилась. И если в крупных гипермаркетах импорта более чем достаточно, то в обычных магазинах полки заставлены винами Кубани и Крыма. Корреспондент «МК» в Саратове» лично обошла несколько магазинов в Саратове и Энгельсе, дабы убедиться, что алкогольное импортозамещение уже началось. В нескольких магазинах «Гроздь» было обнаружено всего шесть-семь бутылок вина производства Испании и Франции и около 10 бутылок вина, произведённого в Болгарии. Всё остальное вино — две длинные полки — оказалось произведено в Краснодарском крае и Крыму. В магазине «Семейный» ситуация примерно такая же. Больше всего вина импортного производства обнаружилось в магазинах «Магнит», хотя и в этой сети обращают на себя внимание длинные ряды бутылок отечественных производителей. При этом невозможно не заметить большое количество недорогих вин, произведённых в Крыму. Неужели после присоединения полуострова местный виноград стал давать по три урожая в год? Вспоминается интервью пятилетней давности с прежним министром сельского хозяйства Крыма, который с иронией сказал, что на полуострове нет столько винограда, чтобы производить такое огромное количество «крымских» вин.

Впрочем, некоторые эксперты настроены оптимистично. Как считает Вадим ДРОБИЗ, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, так как российские чиновники и депутаты являются потребителями импортного алкоголя, в самое ближайшее время будет принято решение, которое не позволит создать дефицит на алкогольном рынке. Кстати, по данным центра, российская «зависимость» от импортного алкоголя примерно следующая: по вину — на 20%, игристым шампанским — на 10-15%, коньяку — на 10-15%, пиву — на 1%, водке — на 1%, вермуту — на 35%. По виски, рому, джину, текиле, абсенту — на все 100%.

 

Без вина виноватые

С 1 июля 2016 г. все объекты розничной торговли алкоголем в городах должны подключится к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). При помощи этого программного обеспечения перемещение каждой бутылки алкоголя, начиная от производителя и заканчивая розничным продавцом, будет контролироваться государством. По словам чиновников, эта мера призвана способствовать уменьшению доли контрафактного алкоголя на российском рынке, ну и, конечно, пополнить бюджет — как же без этого? Участники алкогольного рынка уже окрестили ЕГАИС «вторым Платоном» и неоднократно высказывались о бессмысленности этого новшества в плане борьбы с контрафактом. А также намекали, что все затраты, которые пришлось нести в связи с ЕГАИСом: компьютеры со специальным программным обеспечением, сканеры и прочее — лягут на плечи покупателей. Действительно, должен же кто-то платить за государственные инициативы?

Цены на отечественный алкоголь начали потихоньку расти ещё в конце весны. Причём практически на все виды продукции: вина, ликёры, пиво, коньяки. Неужели виною всему ЕГАИС?

Комментарий эксперта

Дмитрий ДОБРОВ, председатель правления Союза производителей алкогольной продукции:

— На мой взгляд, ЕГАИС должен помочь в борьбе с контрафактом, и, конечно, его нужно распространять на все звенья товаропроводящей цепи на алкогольном рынке. До конца прошлого года ЕГАИС было охвачено только производство, с 1 января этого года подключены опт и розница, и вот теперь, с 1 июля все должны быть подключены к системе. Что касается роста цен на алкоголь, то я могу говорить только о водке — на неё цена осталась прежней и в ближайшие полгода повышений не будет. В отношении вина и шампанского могу предположить, что рост цен связан с инфляцией, логистикой, объективным удорожанием сырья, которые зачастую в вине бывает импортным.

Но предприниматели уверены, что ЕГАИС лишь создал проблемы, а контрафакт никуда не делся.

По мнению Михаила ЯКУШЕВА, председателя гильдии организации мелкорозничной торговли при ТПП Саратовской области, ЕГАИС будет контролировать лишь легальный алкоголь, а нелегальный всё равно найдёт способы попасть на столы потребителей. Более того, на сегодняшний день система даёт сбои: не читает акцизную марку или штрих-код.

— То есть закон-то приняли, а техническую составляющую до ума не довели, — говорит Михаил Якушев. — Что же касается повышения цен на отечественный алкоголь, то, думаю, здесь причины банальные: рост акцизов, инфляция и опять же введение ЕГАИС. Чиновники утверждают, что это обходится предпринимателям дёшево, но это не так. У предпринимателя, даже самого мелкого, должны быть компьютер, система 1С, грамотный бухгалтер. Если раньше бизнесмен обходился без компьютерных технологий в торговли, то присоединение к ЕГАИС обойдётся ему в сумму порядка 50 тысяч рублей. Так что, думаю, рост цен — это все факторы, перечисленные выше, в совокупности.

 

Бизнес сдаст бутылки?

Уже в который раз депутаты предлагают ввести государственную монополию на производство и оборот алкогольной продукции. Правда, раньше за этим были замечены только члены партии «Справедливая Россия», теперь же выступили коммунисты и даже внесли в Госдуму РФ соответствующий законопроект.

Члены КПРФ просчитали, что монополия способна серьёзно наполнить государственный бюджет, а значит, «будут в казне значительные суммы, позволяющие поднять и стипендии, и пенсии, и зарплаты, одновременно вложить в производство, которое даст возможность заработать, а не только торговать нефтью и газом». Однако, видимо, забыли о том, что госмонополия на спирт подразумевает выкуп по рыночным ценам всех активов по производству спирта, которые находятся в частных руках. Ведь по Конституции, национализировать предприятия можно только с возмещением ущерба частным компаниям.

Вопрос, где сейчас, во время экономического кризиса взять на это средства, разработчиков законопроекта, видимо, не особенно интересует. Хотя именно финансовая причина становилась на пути принятия госмонополии в последние десять лет.

Впрочем, ещё более абсурдный способ пропиариться в канун выборов нашли депутаты Ставрополья. Народные избранники разработали поправки в федеральное законодательство, которые обяжут производителей алкоголя размещать на этикетках список болезней, вызванных употреблением горячительных напитков. Глядишь, так и до «весёлых картинок» дойдёт, которые сегодня можно увидеть на каждой сигаретной пачке.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 27 июля 2016

Заголовок в газете: Навстречу самогону

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру