Фестиваль «Хвалынские этюды Петрова-Водкина» станет регулярным

Много лет Хвалынск остаётся местом творческого паломничества художников со всех концов России

Оно и понятно: места-то чудесные, а кроме того, это родина удивительного художника Кузьмы ПЕТРОВА-ВОДКИНА. На минувшей неделе, 26-27 августа, в Хвалынске прошёл двухдневный фестиваль «Хвалынские этюды К. С. Петрова-Водкина».

Много лет Хвалынск остаётся местом творческого паломничества художников со всех концов России
фото: Юрий Кабанов

В масштабном действе приняли участие свыше пятидесяти художников из Москвы, Петербурга, Саратова и, разумеется, местные, хвалынские. Фестиваль включил в себя круглые столы с участием именитых гостей, мастер-классы художников и, наконец, пленэры — творческие опыты, ведущиеся на открытом воздухе и при естественном освещении. Великолепная хвалынская природа и знаменитые местные пейзажи, конечно, предоставляли неиссякаемые возможности для такого рода творческих экспериментов.

Кульминацией насыщенной программы фестиваля стало открытие памятника знаменитому земляку — Кузьме Петрову-Водкину.

 

Художественные заплывы и велоброски

Как и положено всякому творческому человеку, Кузьма Сергеевич был большой оригинал. Будучи мальчишкой, заплыл на середину Волги и замер в тишине — вокруг только вода и небо, далёкие, но всё равно такие близкие облака!.. А вот с берегами оказалось не так просто, а главное, не так близко: Кузьма едва не утонул, и если бы не лучший пловец Хвалынска (и, к слову, полный тёзка олимпийского чемпиона Лондона-2012 по прыжкам в воду), местный перевозчик Илья ЗАХАРОВ, Россия художника Петрова-Водкина не узнала бы…

Происхождение у Кузьмы Сергеевича было самое что ни на есть академическое: отец — сапожник, мать — поломойка. Но его упорно тянуло к высокому — к живописи. Ему повезло, его заметили по чистой случайности — в Хвалынск приехал архитектор императорского двора Роберт МЕЛЬЦЕР, которого пригласили строить особняк для богатой местной купчихи, и гостю показали рисунки юного Петрова-Водкина. Тот был поражён. И вот Кузьма Сергеевич уже в Петербурге, в Центральном училище технического рисования барона Штиглица, а с 1897-го в Москве — в училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителем был сам Валентин СЕРОВ.

…В 1901-м Кузьма Сергеевич, как когда-то в детстве, предпринимает ещё один рискованный «заплыв» — на этот раз в формате велопробега. Он обзаводится диковинной тогда двухколёсной машиной и вдвоём с товарищем направляется на ней в Мюнхен, проезжая по сто вёрст в сутки. Всеми правдами и неправдами он попал в баварскую столицу и в интереснейшее окружение: здесь в знаменитой школе-студии Антона АШБЕ тогда учились ГРАБАРЬ и КАНДИНСКИЙ… Позже Петров-Водкин учился в Париже, ездил в Италию, в Северную Африку — география его разъездов широка. Но его эксцентричный велопробег по Восточной Европе с заездом в Мюнхен стал таким же достоянием истории, как картина «Купание красного коня» (1912). А это полотно поразило всех, и даже гениальный Илья РЕПИН (который, к слову, терпеть не мог хвалынского художника и именовал его творчество «возмутительным безобразием неуча») долго стоял возле картины и наконец проронил: «Талантище!»

«Купание красного коня» стало главным символом фестиваля «Хвалынские этюды

К. С. Петрова-Водкина», а велосипедный пробег лёг в концепцию памятника художнику.

 

Все грани фестиваля

Громадный эскиз знаменитой картины установили прямо посреди центральной площади Хвалынска, и волонтёры предлагали всем желающим принять участие в его раскрашивании. Хвалынцы и гости города охотно принимали предложение… Но основное творческое действо, конечно, было на природе. Художники поднялись на одну из местных гор, откуда открывался прекрасный вид на Хвалынск, и творили. Каждый нашёл свою тему: кого-то привлекли знаменитые меловые склоны, кого-то лес и Волга… Петербургский художник Игорь КЛЮШКИН предпочёл рукотворные виды: его привлекла городская архитектура — храмы, знаменитая пожарная вышка, удивительные хвалынские особняки с их неповторимым стилем фигурной кладки. «В Поволжье очень много интересной архитектуры, и счастье, что тут многое сохранилось. Фигурный кирпич характерен именно для Хвалынска, это его отличительная особенность», — рассказал гость фестиваля.

В просторном шатре была организована выставка работ, написанных мастерами в ходе хвалынских пленэров. Желающие могли приобрести заинтересовавшие их этюды, а все деньги, вырученные в ходе акции, направлены на благотворительность.

Фестиваль был многогранен: он включил в себя демонстрацию достижений местных растениеводов, где можно было попробовать знаменитые хвалынские яблоки или мёд; выступления местных и заезжих творческих коллективов; велопробег, посвящённый памяти Петрова-Водкина; круглый стол, в ходе которого обсуждались новые инициативы и идеи. Так, было решено создать в Саратове центр современного искусства — площадку, в которой давно нуждаются саратовские художники. Участники дискуссии, в числе которых были руководитель Фонда развития современного искусства Иван ДЕМИДОВ и директор музейно-выставочного объединения РОСИЗО Сергей ПЕРОВ, договорились реализовать проект на базе провиантских складов Рейнеке, которые после реконструкции должны стать достойной экспозиционной площадкой, доступной для творческих организаций и художников Саратова.

Из числа других мероприятий, вошедших в программу фестиваля, следует выделить творческую встречу с народным артистом России, известным актёром Алексеем ГУСЬКОВЫМ. «Работы Петрова-Водкина, конечно, известны всем — то же «Купание красного коня». А вот хвалынскую землю я увидел впервые, и она поистине прекрасна. Поздравляю вас с этим фестивалем и не сомневаюсь, что он будет иметь продолжение», — отметил артист.

 

Инициативы по велению души

Ну, а главным блюдом хлебосольного хвалынского фестиваля стало открытие долгожданного памятника. В церемонии открытия приняли участие губернатор Саратовской области Валерий РАДАЕВ, председатель Союза художников России Андрей КОВАЛЬЧУК, ректор Московского института культуры Иван ЛОБАНОВ, вице-президент Российской академии художеств Константин ХУДЯКОВ и другие почётные гости. «В 80-летний юбилей нашей области у нас большой праздник здесь, в Хвалынске. Спасибо всем деятелям культуры, всем, кто создаёт своими руками вечное — искусство. Мы славим земляков, что верны малой родине, принесли ей известность и не забыли её. Именно благодаря нашему земляку Вячеславу ВОЛОДИНУ мы проводим сегодня здесь, в Хвалынске, пленэры, которые станут ежегодным традиционным фестивалем. У Вячеслава Викторовича множество инициатив в области культуры: фестивали «Роза ветров» и «Поехали!», памятники Олегу ТАБАКОВУ и Олегу ЯНКОВСКОМУ, реконструкция Балашовского драмтеатра, фестиваль театров малых городов России в Вольске. И вот сегодня мы чествуем ещё одного знаменитого земляка — Кузьму Сергеевича Петрова-Водкина», — обратился к участникам церемонии Валерий Радаев.

«Наш регион давно ждал этого события. Россия всегда славилась своими великими деятелями искусств, и многие саратовцы внесли свой вклад в российскую культурную среду. Петров-Водкин — в их ряду», — подчеркнул Иван Лобанов.

И вот с памятника слетает алое полотнище. В центре всеобщего внимания оказывается бронзовый Петров-Водкин с велосипедом и этюдником, в куртке, застёгнутой на все пуговицы, в высоких сапогах (напомним, его велопутешествие 1901 г. проходило в апреле). Автор памятника — известный саратовский художник и скульптор Андрей ЩЕРБАКОВ.

…Фестиваль завершился. Он стал предметом повышенного внимания хвалынцев — по данным регионального министерства культуры, его посетили 5 тыс. человек, из них 1600 присутствовали на открытии памятника великому земляку.

Каждый мог найти занятие для себя на «Хвалынских этюдах». Не обязательно находясь в центре событий… Можно было отведать ароматных хвалынских яблок. Постоять на берегу безбрежной Волги — в районе Хвалынска она разливается на 9 километров в ширину. Или зайти в местный музей Петрова-Водкина. А ещё полюбоваться знаменитой хвалынской архитектурой, запрокинув голову, смотреть на купол храма или знаменитую 120-летнюю пожарную каланчу. Попробовать себя в качестве художника и влить свой мазок в «Купание красного коня». Или куда проще — забраться на высокую гору, сесть на траву и смотреть с крутого склона на безбрежное небо, в котором парят белоснежные облака, на величественное зеркало великой реки. Вдыхать пьянящий хвалынский воздух, чувствовать прилив сил и замирать, быть может, готовя себя для нового жизненного рывка — как когда-то много лет назад Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 31 августа 2016

Заголовок в газете: Вдохновение на колёсах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру