Саратовские школьники будут изучать астрономию

Образовательные новшества посыпались как из рога изобилия, и школьные педагоги уже не знают, что делать — радоваться им или плакать

Минздрав РФ принял решение о введении в общеобразовательных учреждениях предмета «психология», который будет преподаваться в рамках ОБЖ — сейчас идёт согласование программы обучения с Минобрнауки. Но самое большое количество инициатив высказала новый министр образования России: начиная от устной части ЕГЭ по русскому языку, которая будет введена уже в следующем году, и заканчивая возвращением астрономии в программу школ. Остановимся на последнем новшестве, поскольку оно вызвало наибольшее количество споров и обсуждений среди педагогической и родительской общественности.

Образовательные новшества посыпались как из рога изобилия, и школьные педагоги уже не знают, что делать — радоваться им или плакать

Ждут перемен

Астрономия исчезла из школьной программы в середине 90-х. С тех пор на неё отведено лишь несколько часов в виде одного из разделов физики. Прямого запрета изучать астрономию в школах нет, в некоторых учебных заведениях страны (в основном столичных) её преподают в качестве спецкурсов. Но ни одно из учебных пособий не имеет грифа «Допущено Министерством образования и науки РФ».

Противники возвращения дополнительного предмета напоминают, что помимо астрономии из учебного плана школ исчезли черчение, этика и психология семейной жизни, военная подготовка. В сталинские времена вообще учили логику — что же, теперь и её возвращать? Сторонники ссылаются на многочисленные социологические опросы, которые показывают астрономическую безграмотность россиян. Согласно опросам ВЦИОМ 33% россиян не знают устройства Солнечной системы.

Но самые поразительные данные содержатся в свежем бюллетене Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Согласно им большинство опрошенных московских четвероклассников, изучающих предмет «основы православной культуры», считают, что небо — это твердь. На вопрос о том, как космические корабли умудряются проникать в космическое пространство на большие расстояния, был получен следующий ответ: космические корабли пробивают в небесной тверди отверстия, и обломки этой тверди падают на Землю в виде метеоритов.

Прошедшая 8 и 9 октября этого года первая Всероссийская контрольная по астрономии, в которой приняли участие 15 тысяч россиян, показала не слишком оптимистичные результаты: в среднем участники написали контрольную на «тройку». Так, может быть, новый министр образования и науки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА была права, вспомнив о преподавании 35 часов этой дисциплины для учащихся выпускных классов? По крайней мере, министр пообещала, что астрономия как полноценный предмет вернётся в школьную программу.

Впрочем, Ольга Васильева оказалась не первой, кто выступил за возвращение астрономии. Глава Роскосмоса Игорь КОМАРОВ с первых дней назначения на должность (2014 г.) говорит о необходимости возвращения астрономии в общеобразовательные школы.

Этой весной ассоциация планетариев страны под предводительством Московского планетария организовала сбор подписей за то, чтобы детям снова рассказывали о Солнечной системе, первооткрывателях планет и их спутников, космических исследованиях. В итоге было собрано аж 30 тыс. голосов.

 

Таких не возьмут в космонавты?

А что говорят преподаватели вузов и учителя школ о возрождении уже подзабытой школьной дисциплины?

В саратовских вузах считают инициативу полезной, но беспокоятся о содержании учебников, вспоминая, что в советские годы они были написаны неинтересно и не сумели привлечь внимание старшеклассников.

Комментарий эксперта

Александр ГОРОХОВСКИЙ, доктор химических наук, профессор, декан физико-технического факультета СГТУ им. Гагарина Ю. А:

— На мой взгляд, астрономия нужна для общего развития. Это примерно из той же области, к чему нам читать «Войну и мир». Опять же, в школе изучаются основы религиозных культур, почему бы не учить и астрономию? Получаются две точки зрения — у детей должна быть альтернативная информация. Но многое будет зависеть от учебников. Старые советские учебники были построены так, что лишь небольшому количеству детей было интересно изучать этот предмет. Новые учебники должны быть современными, поскольку астрономия — очень динамичная наука, в которой постоянно происходят какие-нибудь открытия. Скажем, в них должен быть раздел по космогонии — это область науки, которая изучает происхождение и развитие небесных тел и их систем; по космологии, которая изучает свойства и эволюцию Вселенной в целом. Не обойтись без раздела «планетоведение», ведь за последние десять лет мы получили много свежей информации, которая позволит школьникам понять устройство планет.

Как считает Лариса РОМАНЧЕНКО, доцент кафедры общей физики СГУ им.

Н. Г. Чернышевского, астрономия в школе нужна всем — и физикам, и лирикам.

— Зачем? Дабы потом взрослый человек на солидной должности не сказал, что Солнце вращается вокруг Земли, — говорит Лариса Романченко.

И добавляет, что все будущие школьные преподаватели физики, которые учатся в СГУ, проходят курс астрономии, поэтому вполне смогут преподавать её своим ученикам.

По мнению Владимира МАКАРОВА, профессора, доктора географических наук и декана географического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского, астрономия в школах необходима, отмена этого предмета ухудшила знания абитуриентов.

— Студенты приходят к нам абсолютно неподготовленными, — сетует Владимир Зиновьевич. — Вспоминается история: я спрашиваю у студента-первокурсника, какую форму имеет звезда? И что вы думаете, он берёт ручку и чертит на листке бумаги пятиконечную звезду. Это как раз последствия отмены этого предмета в школе. В своё время мне приходилось читать курс по основам космологии для первокурсников, чтобы хотя бы ввести их в предмет, дать минимальные знания. Поэтому я только за инициативу о возращении астрономии в школы. Единственный момент, на мой взгляд, раньше 9-го класса вводить её не стоит, иначе многие ученики не поймут предмета.

Как вспоминают эксперты, в советские времена астрономия интересовала учеников, которые мечтали стать космонавтами. Но и современных подростков, не отрывающих глаз от гаджетов, также можно увлечь этой дисциплиной. К примеру, лишь единицы любознательных школьников знают, что официальным создателем беспроводных технологий, которые лежат в основе Wi-Fi, является австралийский астроном Джон О’САЛЛИВАН. Сама идея зародилась в глубинах радиоастрономии, а толчком к созданию, как вспоминал учёный, послужила провалившаяся попытка зарегистрировать взрыв мини-чёрной дыры размером с атомную частицу. «Когда в целях эксперимента мы создавали беспроводную сеть со скоростью передачи информации в 100 мегабит в секунду, мы понятия не имели, чем это закончится», — рассказывал СМИ астроном.

 

Кадры в руки

Директора школ Саратовской области расходятся во мнении, нужна ли астрономия всем школьникам, да ещё и в виде отдельного предмета.

Комментарий эксперта

Галина ПОЛИЩУК, директор средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса:

— Как учитель физики и математики считаю астрономию интересным для изучения предметом. Хотя прекрасно понимаю, что астрономия потребуется не всем школьникам, а только профильным классам, которые изучают точные науки. Нужно ли преподавать её гуманитариям, да ещё отдельным предметом — вопрос спорный. Но понимаю, что уровень астрономической грамотности у многих молодых людей крайне низкий. Опять же, для полноценных занятий астрономией нужна материальная база: телескопы, модели Солнечной системы, как в советские времена. Без этого детей сложно заинтересовать. И вполне логично, если появятся не только новые учебники по этому предмету, но и материальная база.

Как считает Евгений ПАК, директор средней школы № 12 города Балаково, школьная программа учеников 10-11-х классов сильно перегружена и добавлять в неё астрономию излишне. А вот для ребят 8-9-х классов предмет придётся как нельзя кстати.

— Но я считаю излишним преподавать астрономию в виде отдельного предмета, — говорит Евгений Петрович. — Уместнее всего расширить этот раздел, дополнить и интегрировать в курс географии или физики.

Хотя, по мнению директора школы, есть не менее важные предметы, которые средняя школа «потеряла» за последние 15-20 лет.

— Из учебной программы исчезло черчение, и сегодня выпускникам, которые поступают на технические специальности, тяжело учиться в вузе, ибо в школе не дают даже основ черчения, — говорит Евгений Пак. — Поэтому, если выбирать между астрономией и черчением, многие, думаю, выбрали бы черчение — ведь технические специальности становятся всё более востребованными.

О дополнительной нагрузке учеников, которая возникнет при введении в школьный курс дисциплины «астрономия» говорит и Сергей МЯСНИКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 16 города Вольска.

— На мой взгляд, отдельный предмет «астрономия» не нужен, — говорит Сергей Александрович. — Расширить и преподавать в рамках географии — это было бы самое верное решение, поскольку в 11-м классе дети готовятся к ЕГЭ и астрономия в их голову не полезет.

Напоминают директора школ и о кадрах, без которых бессмысленно вводить новые предметы.

Комментарий эксперта

Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:

— Можно написать новые учебники по астрономии, ввести её в учебный план, вот только кто будет преподавать эту дисциплину? У нас просто беда с учителями физики, их не хватает, а молодёжь имеет слабые знания. К нам в школу пришёл устраиваться учитель физики, так у него в дипломе все «тройки». Как он может выучить отличников? Предполагаю, что по этой причине в нашем регионе низкий средний балл ЕГЭ по физике. Кадры перестали готовить ещё лет пятнадцать назад, конкурс на гуманитарные специальности был 3-3,5 человека на место, а на физмат в два раза ниже. Брали всех: с «тройками», со слабыми знаниями. В 90-х годах физики вообще стали не нужны стране, и вот теперь мы всё это расхлёбываем. Поэтому, на мой взгляд, преподавание астрономии упирается в кадровый вопрос. Детей нужно заинтересовать новым предметом, иначе не будет толку, сплошная профанация.

Слова Андрея Рыжкова подтверждает и Сергей МАСЛИКОВ, директор Новосибирского планетария — одного из крупнейших планетариев в стране, в стенах которого проводятся уроки астрономии для школьников и дошкольников. Как сообщил одному из федеральных СМИ Сергей Масликов, инициатива возврата астрономии в школьную программу может быть реализована не раньше чем через пять лет. «Инициатива, конечно, хорошая. Боюсь только, что она останется нереализованной. Просто так час астрономии не появится, потому что сейчас в школах нет учителей, которые могли бы её преподавать», — сообщил директор планетария.

Как будут решаться школьные «астрономические» вопросы, решать федеральным чиновникам от образования. Главное, говорят в вузах, чтобы полезная инициатива не затерялась в массе других и не оказалась мыльным пузырём, надутым лишь для привлечения внимания общественности.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 19 октября 2016

Заголовок в газете: Через термины - к звёздам

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру