Школьные смотрители
О нехватке школьных психологов впервые упомянула новый министр образования и науки РФ Ольга ВАСИЛЬЕВА. По словам главы ведомства, сегодня на одного психолога приходится полторы, а то и две тысячи детей, при этом зарплата этих специалистов примерно в два раза ниже учительской. Кроме того, переход школ на нормативно-подушевое финансирование сильно ударило по психологам, и они первыми попали под сокращение, сообщила министр. Дабы исправить положение, «нужно решать вопрос с оплатой труда психолога в каждой школе, и, думаю, мы сможем сделать это в ближайшее время», — сказала Ольга Васильева.
Однако в Правительстве РФ о реорганизации психологической службы задумались лишь после гибели двух 15-летних псковских школьников, открывших стрельбу по полицейским, а затем покончивших жизнь самоубийством. Как сообщила вице-премьер Ольга ГОЛОДЕЦ, чаще всего школьные психологи ориентированы на детей из заведомо неблагополучных семей. «Скрытое неблагополучие, дискомфорт, отсутствие внимания к ребёнку приводят к сложным последствиям и иногда трагическим», — сказала вице-премьер.
Правительство РФ поручило Институту имени Сербского подготовить курс семинаров и методик для школьных психологов. Он будет создан на основе анализа всех трагических случаев и самоубийств в стране за последние несколько лет. Упор в новых программах будет сделан на работе не только с детьми, но и с родителями, учителями. Что важно, для работы с подростками больше не нужно будет спрашивать разрешения у родителей.
Однако, как говорят школьные психологи Саратова, разработка новых методичек и увеличение штата школьных психологов вряд ли изменят существующую ситуацию, поскольку начинать работу нужно с администрации образовательных учреждений.
Комментарий эксперта
Жанна БАЛОВА, клинический психолог, член Федерации психологов образования России:
— Не редкость, когда ставку школьного психолога делят между учителями, завучами. Мол, пару тестов проведёте — и достаточно. Иногда администрация образовательного учреждения смутно представляет, чем именно должен заниматься психолог. Поэтому порой этот специалист заменяет секретаря, готовит детей к конкурсам, даже тексты набирает — его могут нагрузить любой работой. Для школьной администрации психолог — эдакая палочка-выручалочка, и отказаться выполнять чужую работу, отстаивать свои профессиональные задачи могут далеко не все специалисты. Или, скажем, психолог одновременно работает социальным педагогом, что очень затрудняет установление доверительного контакта с учащимися, поскольку педагог — это позиция «над учеником», а психолог, дабы его помощь была эффективной, должен стремиться к взаимодействию «на равных». Ребёнок почувствует себя в безопасности только в том случае, если с ним общаются на равных. Ну и условия работы: в одном из образовательных учреждений Саратова я консультировала учеников в… коридоре. Так же, как и их родителей. Моё рабочее место было в кабинете, где сидели два завуча, и понятно, что ни о каких доверительных беседах в этом случае речь идти не могла. Это была работа «в полевых условиях», ведь отдельный кабинет для психолога обязателен. Оборудованный, уютный, куда ребёнок может прийти и знать, что здесь нет камер, никто не слушает разговор, и всё, что он расскажет, останется только в этом кабинете. Но увы, такие условия для работы могут предоставить далеко не все школы. В результате родители водят ребёнка на платную консультацию к психологам, занимающимся частной практикой, поскольку ни у них нет доверия к школьному специалисту, ни у самого ученика.
Жанна БАЛОВА поддерживает инициативу Минобрнауки об увеличении числа психологов в школах. Но отмечает, что обязательно должно поменяться отношение администрации учебного заведения к работе психолога. Только в этом случае можно говорить о профилактике суицидов среди подростков.
— Зачастую у школьного психолога нет выхода на детей, — говорит Жанна Ивановна. — Не существует закреплённых часов для того, чтобы, к примеру, специалист занялся адаптацией первоклассников к школе. Всякий раз нужно просить, договариваться с классным руководителем, чтобы дали возможность поработать с детьми. Плюс огромная нагрузка — 700, а то и тысяча учеников на одного специалиста. Можно сколько угодно говорить о необходимости профилактики суицидов школьными психологами, но если специалист не сможет встречаться с детьми, всё это будет бессмысленно. Со школьниками нужно вести целенаправленную и планомерную работу, расширяя их представления о возможностях решения проблем, пропагандировать позицию, когда из любой безвыходной, на первый взгляд, ситуации есть выход. В клинической психологии это называется «повышение реабилитационного потенциала личности», и если бы психологам дали возможность в этом ракурсе вести профилактику, она была бы очень полезна. Ведь путь к суициду долгий, у человека механизмы выживания и самосохранения заложены природой. И они не ломаются за один-два дня.
Внимание, только внимание!
Слова клинического психолога подтверждают и школьные специалисты. Александра ЗВОНАРЕВА (фамилия по просьбе автора изменена) имеет стаж работы психологом 18 лет. Из них более восьми лет — в школах города Саратова.
— С помещениями настоящая беда! — рассказывает психолог. — Где я только не принимала детей и их родителей: в кладовке без окон на первом этаже, в кабинете директора, который она мне милостиво освобождала два раза в неделю на пару часов, даже в каморке спортивного зала, — рассказывает психолог. — Но если здесь ещё можно как-то выкрутиться, то с завалом работы ничего поделать нельзя. В последнее время я всё меньше работаю с детьми, зато составляю портфолио, готовлю школьников к конкурсам и олимпиаде, помогаю администрации учебного учреждения в подготовке к праздникам и торжествам. То есть львиная доля возложенных на меня обязанностей никак не касается моей специальности, зато даёт полную загруженность. За бумажными отчётами я просто не вижу детей! На мониторинги адаптации, тревожности, профориентации, а также индивидуальные встречи с учениками остаётся очень мало времени. Несколько раз я уходила из школ, через полгода звали обратно. Говорят: пригласили молодого специалиста, он поработал три месяца и ушёл. Конечно, в этой системе нужно что-то менять. Хочется верить, что федеральные чиновники не забудут своих обещаний и займутся серьёзной проработкой школьной психологической службы.
А что же говорят сами директора школ?
Комментарий эксперта
Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:
— Нормативно-подушевое финансирование «вымыло» психологов из школы. При принятом раньше сметном финансировании директору школы было выгодно раздувать штаты и часы нагрузки, так как это увеличивало фонд оплаты труда. А когда деньги приходят за учеником, а не за количеством штатных единиц, руководитель учебного заведения должен решить непростую задачу: какие специалисты необходимы школе в любом случае, а без каких школа может обойтись. У нас до сих пор нет понимания, нужны ли психологи в школе. Ведь если сегодня падает авторитет учителя, то каким авторитетом должен обладать психолог, чтобы ему были готовы излить душу дети и взрослые? В наше время такого специалиста, особенно в провинции, найти очень трудно. По сути, каждый учитель должен быть психологом, видеть и понимать возрастные особенности детей, их проблемы, интересы, увлечения, стремления. Но школе нужно его не только вырастить и сохранить, но и создать такие условия, чтобы он работал с детьми, а не с бумагами. На практике у многих учителей на решение воспитательных задач нет ни сил, ни времени, а часто и желания. Решить детские проблемы увеличением штата психологов вряд ли получится. Государство должно относиться к школе не как к тяжёлому бремени, а как к важному социальному институту.
В школе № 6 города Маркса на 628 детей приходится 1 психолог. Как рассказывает директор учебного заведения Галина ПОЛИЩУК, у психолога очень большая загруженность: выступления на общешкольных и родительских собраниях, индивидуальная работа с детьми.
— Мы подбираем психологу группу учеников, с которыми она работает, — говорит Галина Николаевна. — Но не отказались бы ещё от одного специалиста. Увы, такой возможности нет. У нас даже социальный педагог работает на полставки, поскольку нет возможности оплачивать полную. Хотя этот специалист очень важен, поскольку работает с семьями, находящимися в социально опасном положении, с детьми, которые под опекой.
В средней общеобразовательной школе № 13 города Балаково на 800 детей приходится один психолог.
— Наш специалист очень опытный, у него отличные навыки работы с детьми, — рассказывает директор школы Евгений ПАК. — Порой сами родители просят поработать с ребёнком. Но понятно, что одного психолога на такое количество школьников маловато, было бы хорошо увеличить штат хотя бы до двух специалистов.
Штатное списание
Все директора школ говорят: чтобы взять в штат ещё одного психолога, требуется дополнительное финансирование. Без этого никак.
— Я только за увеличение штата психологов, — высказывает своё мнение Ахмажжан САМИГУЛИН, директор общеобразовательной школы № 3 города Балаково. — Но только пусть сначала нам увеличат фонд заработной платы, и тогда мы сможем открыть дополнительные ставки. На мой взгляд, в идеале должен быть психолог для первоклассников, которые только адаптируются к школе, ещё один для пятиклассников, который поможет им при переходе из начальной школы в основное звено, ну и конечно, для девятиклассников, чтобы помочь в преодолении стрессовых ситуаций перед сдачей ОГЭ (Основной государственный экзамен).
Директор пугачёвской школы делает акцент на инклюзивном образовании.
Комментарий эксперта
Марина НИКУЛИНА, директор средней общеобразовательной школы № 1 города Пугачёва:
— В нашем учебном заведении на 900 учащихся приходится один психолог, а также логопед, дефектолог и социальный работник. Мы сумели выделить каждому из них для работы отдельный кабинет. Поскольку у психолога с ребёнком должен быть контакт «глаза в глаза», и никак иначе, только в этом случае можно говорить о работе с детьми. Что касается увеличения штата психологов, то, на мой взгляд, в каждом учреждении, где обучаются дети-инвалиды, должен быть отдельный психолог для этой категории учащихся. Пусть на 0,5 ставки, но обязательно. Конечно, трудно найти профессиональные, опытные кадры, тем не менее расширение штата психологов с дополнительной оплатой — очень полезная идея.
Инициативу Правительства РФ активно поддержали депутаты «Единой России», предложив проводить уроки психологии в российских школах. Как объяснили в Комитете по охране здоровья Госдумы, взрослые должны знать о ценностных ориентирах своих детей, что их беспокоит и тревожит. Но не все родители подкованы в том, как нужно общаться со своим ребёнком, особенно в переходном возрасте. Хочется верить, что всплеск интереса к работе школьных психологов со стороны чиновников и властей не сойдёт на нет при обсуждении очередных бюджетных расходов на образование.