Первой премьерой восстановленного театра стала легендарная сказка «Алиса в Стране чудес»

Небольшая сцена расположена в середине зрительного зала

Актёры двигаются и ведут диалоги практически между публикой. Они как бы находятся в зачарованном лесу, который скрывает посторонних и помогает удивлённой девочке Алисе, деловому Зайцу, суровой Королеве и другим персонажам играть свои роли так убедительно, как будто Страна чудес действительно существует! Впрочем, разве это не так бывает всегда в хорошем театре, в котором встречаются хорошие актёры и хороший зритель?

Небольшая сцена расположена в середине зрительного зала
Юрий Кабанов

Именно это происходило 25 марта (а также и 26-го, и 27-го, и в последующие дни) в старом ТЮЗе на улице Вольской. В эти дни здесь стартовал премьерный показ спектакля «Алиса в Стране чудес» по мотивам сказки Льюиса КЭРРОЛЛА. Этого момента вся театральная общественность Саратова ждала без малого шесть лет. Когда здание театра на улице Вольской уничтожил пожар 2012 г., это происшествие было воспринято, без преувеличения, как исключительная трагедия. Ведь в этом здании побывали практически все жители города — кто детьми, а кто, и став взрослыми, сохранил верность старому театру.

Что греха таить, было немало таких, кто не верил, что в нынешние непростые времена театр восстановят так скоро. Однако чудеса случаются. И то, что спектакль по известнейшей сказке Льюиса Кэрролла как раз о них, только добавило происходящему особенно уместной символики.

 

Актёры и зрители: найди разницу

Большая часть присутствующей публики — дети. Постановка создана в первую очередь для них. Хотя взрослые, уже знакомые с сюжетом, следят за новой для себя интерпретацией, пожалуй, с ещё большим интересом. Но дети-зрители буквально затаили дыхание. Для них актёрская игра содержит реальные чудеса. Персонажи одновременно исчезают и появляются в совершенно разных местах! Возникают буквально из ниоткуда на сцене. Из не такой уж и огромной шляпы волшебника появляются герои спектакля. Откуда они там берутся? Плюс много музыки, песен, световых эффектов и видеоарта создаёт совершенно особую атмосферу праздника. Завораживающая живая музыка дополняет восприятие замысловатых фантасмагорических образов.

И самое главное, большинство артистов — такие же дети, как и сами зрители! Ну, может быть, чуть постарше. Но всё же, как у них это получается?

В спектакле заняты артисты детской эстрадной студии «Апельсин». То, что они ещё дети, не должно вводить в заблуждение относительно их профессионализма. Например, Соня СЕЛЕЗНЁВА — исполнительница главной роли. Да, ей сейчас всего 13 лет, но она шла к нынешнему успеху целых 7 лет! В театре она с 4 лет, то есть театральным подмосткам, как ни крути, отдала больше половины своей жизни.

София и Полина ЕФРЕМОВА будут поочередно исполнять главную роль Алисы. Белого Кролика воплощают на сцене Анастасия ЕСИКОВА и Инга АБРАМЯН, Мартовского Зайца — Али АКЧУРИН, Мышь — Александра ДОЛГОМЕРОВА и Мария ШИТИКОВА. Постоянные участники сценического действа — студийцы Матвей РЫБАКОВ и Даниил ЖУРАВЛЁВ, Алёна ОСТАПЕНКО и Мария КОБЗЕВА, Елизавета НЕСТЕРЕНКО и Елизавета НЕДОСТУПОВА, Паулина ВОЕВОДИНА и Анна ПЕТРОВА.

И взаимная энергетика между детьми в зрительном зале и детьми на сцене возникает по-настоящему уникальная. Юные театралы внимательно следят за игрой сверстников и часто отдают им должное горячими аплодисментами.

Конечно, без помощи взрослых начинающим актёрам было бы трудно воплотить на сцене столь зрелое и выдающееся действо. И действительно, старшие коллеги будущих звёзд подобрались хоть куда и они хорошо знакомы саратовской публике. Это настоящие корифеи. Так, роль Шляпника исполняет заслуженный артист России Валерий ЕМЕЛЬЯНОВ, на роль Гусеницы приглашена популярнейшая солистка областной филармонии Ирина ЛЕВИНА, в образе Герцогини предстала заслуженный работник культуры Людмила СТОРОЖЕНКО, а Красную Королеву играет заслуженная артистка России Нина ПАНТЕЛЕЕВА.

 

Насыщенная жизнь каникул

«Алиса» стала первой премьерой первого сезона нового театра. Прежняя труппа ТЮЗа им. Киселёва после пожара переехала в новое здание. На «старом месте» был создан фактически новый театр. Его руководство и актёры полны решимости не только сохранить все лучшие традиции, что были здесь со времен легендарного режиссёра Юрия Петровича КИСЕЛЁВА, но и привнести собственные уникальные черты. И что самое главное, работа будут вестись, в первую очередь, для детей и с детьми.

Поэтому было очень важно, каким станет «первый блин». И как же здорово, что он вышел не комом! «Алиса в Стране чудес», первый премьерный спектакль нового коллектива, по замыслу создателей стала подарком детям к весенним каникулам. И подарок получился преотличным! На показах было яблоку негде упасть. Постановка выполнена на малой сцене театра. Её вместимость, конечно же, уступает главному залу. И тем не менее спектакль показывается в каникулярное время ежедневно и билеты раскуплены надолго вперёд. Многие из тех, кто побывал на представлении, пришли в такой восторг, что решили вернуться ещё раз и привести с собой знакомых или близких людей.

Администрация старого ТЮЗа на Вольской активно прорабатывает вопрос о возможности проведения спектаклей в дополнение к ранее объявленным.

Кто же стал авторами этого праздника в саратовском театральном мире? Прежде всего, следует отдать должное Алексею ЧЕРНЫШЁВУ — известному актёру ТЮЗа им. Киселёва: настоящая постановка «Алисы» — это его режиссёрская работа. Отметим, что после 20 лет актёрской работы этот выпускник Саратовского театрального института (последний набор Юрия Петровича Киселёва) сейчас получает и режиссёрское образование в Театральном институте им. Щукина в Москве. Алексей Чернышёв уже проработал ещё одну детскую постановку-мюзикл. Это тоже известная сказка другого английского автора — Александра МИЛНА. Разумеется, это не менее знаменитый, чем Алиса, «Винни-Пух». Ожидается, что он вскоре будет поставлен в старом ТЮЗе на Вольской, но уже на большой сцене.

Алексей Чернышёв рассказывает:

— Актёрские составы в «Алисе в Стране чудес» вполне равноценны. Дети выкладываются наравне со взрослыми, если не больше. Отмечу, что постановки с участием заслуженных артистов, с одной стороны, и детей — с другой — большая редкость даже для России. Кто-то из ребят до выхода на сцену занимается по полгода, кто-то готовится дольше. Всё зависит от таланта.

А что касается «Алисы в Стране чудес», то следует отдать должное всем, кто участвовал в её постановке. Сценарий написан Хиинен КЕЛЬТЕР, ей же принадлежит авторство всех песен в спектакле.

Необходимо отметить роль руководителей детского коллектива Анжелики САВИНОЙ и Татьяны ЮРАСОВОЙ, хореографа Наталии НЕДОСТУПОВОЙ. Над постановкой работали также художник Маргарита УЛЬЯНКИНА и видеохудожник Андрей ЛАПШИН.

Во время спектакля на сцену выходят не только актёры, но и музыканты: флейтистка Кристина ЛЕПЕНДИНА и скрипач Александр НОВОКРЕЩЕНОВ. Они исполняют написанную специально для постановки музыку Дмитрия БОЛДЫРЯ.

А кроме профессионалов в игру вовлекаются и юные зрители. Тут всё зависит от темперамента: кто-то сам рвётся на сцену, кого-то приходится тормошить, но подарки от сверстников получают все без исключения.

— Бывает, нам завидуют, — говорят юные актёры. — Часто слышим: у вас такая насыщенная жизнь! И сюжет сказки «Алиса в Стране чудес» как нельзя лучше её описывает.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 29 марта 2017

Заголовок в газете: Старый ТЮЗ начинает с аншлагов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру