Чего ждать от ЕГЭ и ОГЭ-2017 выпускникам саратовских школ

Родительские возмущения по поводу экзаменационных тестов наконец-то достигли ушей федеральных чиновников от образования

Но когда до Единого государственного экзамена осталось чуть больше месяца, выяснилось: многие школьники разучились думать самостоятельно. Выбрать из нескольких готовых вариантов правильный порой было проще, чем найти ответ самостоятельно, без тестовых «подсказок». Ученики, имеющие пробелы в знаниях, могли надеяться на удачу, теперь всё будет зависеть только от знаний, полученных за 11 лет обучения. Девятиклассникам жизнь тоже не покажется мёдом: вместо двух обязательных экзаменов они будут сдавать четыре. Иначе не получат аттестата.

Родительские возмущения по поводу экзаменационных тестов наконец-то достигли ушей федеральных чиновников от образования

Накрыть первой волной

За десять лет существования ЕГЭ каких только казусов не случалось! Школьники выкладывали ответы на задания за несколько часов до самого экзамена, учеников ловили с телефонами, в столичных вузах появлялись «стобалльники» из кавказских республик, не умеющие говорить по-русски. Высшие учебные заведения ругали новую форму итоговой аттестации (логично, по взятке в вуз уже было не поступить), учителя школ жаловались, что выпускники падают в обморок, увидев видео­камеры, металлоискатели, наблюдателей и не всегда доброжелательно настроенных педагогов из других школ. Тем не менее ЕГЭ сохранился, но немного изменил свою форму. Постепенно уходит тестовая часть, где нужно из нескольких вариантов выбрать правильный. Теперь вместо этого ученик должен написать краткий ответ самостоятельно.

Что касается организации экзамена, то в этом году по решению комиссии пункты могут быть оборудованы средствами подавления сигнала связи (и это помимо металлоискателей). Станет больше аудиторий, где КИМы с заданиями будут распечатываться прямо на месте, что постепенно избавит доставку материала от влияния человеческого фактора. Кроме того, с этого года в пункте проведения ЕГЭ обязательно должен находиться врач на тот случай, если ученику во время экзамена станет плохо. Тогда организаторы поведут его к медработнику, составят акт о том, что выпускник по уважительной причине не смог сдать экзамен. Наказание за списывание суровое: если у школьника обнаружат шпаргалку или запрещённый телефон, результаты экзамена будут аннулированы без возможности пересдачи в этом году.

 

Садись, два!

В этом году школы Саратовской губернии заканчивают примерно 10 тыс. школьников (эта цифра остаётся неизменной уже несколько лет). По данным минобразования области, больше всего выпускников высказали желание сдавать профильную математику, которая требуется для поступления на вузовские направления с математическим уклоном. На втором месте традиционно находится любимый школьниками предмет обществознание, на третьем, на удивление, — физика.

Можно предположить, что саратовских гуманитариев заменили любители точных наук. А может быть, всё дело в том, что последние несколько лет в вузах стремительно сокращаются бюджетные места на гуманитарные специальности? Впрочем, в прошлом году наибольшее количество выпускников так же поступили на технические специальности. Так, в 2016 г. студентами высших учебных заведений Саратовской области стали 19,9 тыс. человек, бюджетные места заняли 8,4 тыс. человек. Распределение принятых студентов по отраслевым группам следующее (информация на 1 октября

2016 г.). Больше всего вчерашних школьников выбрали промышленность (26%), на втором месте оказалось строительство (19,8%), на третьем — сельское хозяйство (17%). Далее идут транспорт (15,6%), здравоохранение (9,4%), образование (5,4%), экономика (1,6%), искусство (0,6%), другие сферы (3,8%).

Мнения саратовских учителей о новой форме ЕГЭ оказались разными.

Комментарий эксперта

Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:

— В отношении ЕГЭ новшество этого года — практически полностью исключены вопросы с выбором ответов. На мой взгляд, мы постепенно можем вернуться к тому, от чего уходили. А уходили мы от субъективности, от влияния человеческого фактора. Все эти годы выпускник просто отвечал на тесты и к его ответам невозможно было придраться. И как бы ЕГЭ ни ругали, его система была прозрачна: либо ответ верен, либо нет — третьего не дано. Теперь мы возвращаемся к влиянию человеческого фактора. Учителя — обычные люди, каждый со своими проблемами. И получается, что мы делаем экзамены полностью зависящими от педагога. От того, болит ли у него голова или нет, добрый он сегодня или не в настроении, любит детей или нет. Именно от этого будет зависеть оценка выпускника. У многих осталась в памяти старая советская система, когда учитель за один и тот же ответ мог поставить разные оценки. А вспомните первые годы введения ЕГЭ, ведь больше всех возмущались вузы. Почему? Да потому, что с приходом ЕГЭ дети из глубинки получили возможность наравне со столичными выпускниками поступать в престижные вузы, раньше такое и представить было невозможно. Школьник с хорошими знаниями сдавал ЕГЭ, и для него были открыты все дороги. А ведь раньше в вузах высшая оценка за сочинение была «четвёрка». «Пятёрку» не ставили практически никому, даже если ты все школьные годы писал сочинения на «пять». С приходом ЕГЭ выпускники из самых отдалённых районов Саратовской губернии получили удивительную возможность: выбрать любой вуз в стране и поступить в него. Теперь всё пойдёт в обратную сторону, от чего мы в своё время ушли.

Как говорит Андрей Рыжков, самый большой миф о ЕГЭ: экзамен — это «угадайка». Мол, поставил галочки наугад, повезло — сдал на высокие баллы и поступай в вуз.

— На самом деле тесты не так просты, как кажется, — объясняет Андрей Георгиевич. — И говорить о том, что экзамен можно сдать наугад и получить отличные баллы, могут только те люди, которые тесты в глаза не видели. Чтобы сдать на высокие баллы, которые позволят поступить в вуз, ученик должен обладать реальными знаниями. Я двадцать лет присутствовал на выпускных экзаменах и могу сравнивать старую систему и новую, тестовую. Опять же, даже сегодня, ещё без изменений в ЕГЭ, отсутствует механизм, который позволял бы проверить, насколько объективно оценили работу ученика. Возьмём, для примера, сочинение. Учитель считает, что сочинение написано слабо, не раскрыта тема. А где можно ознакомиться с эталоном сочинения, которое полностью раскрывает тему? Где ученик может его посмотреть? Нигде. Подавая апелляцию, выпускник говорит: покажите, как я должен был сделать? Но показать невозможно, поскольку у каждого учителя своё понятие «раскрытия» темы. А сейчас мы хотим ввести ещё большую субъективность, когда от учителя будет зависеть дальнейшая судьба выпускника, сдающего экзамены.

Другие педагоги считают лишним профильный экзамен по математике, введённый в прошлом году.

Комментарий эксперта

Сергей ХАРЬКОВ, директор средней школы села Камышки Александровогайского района:

— Все изменения в сдаче ЕГЭ касаются того, чтобы вывести тесты за рамки и позволить ученику рассуждать, сравнивать, то есть показать уровень своих знаний. Не могу сказать, что ЕГЭ в прежней, тестовой форме можно было легко сдать. Меня всегда коробит, когда ЕГЭ называют «угадайкой». Попробуй угадай, да ещё на высокие баллы, если ты не знаешь предмета! Вообще хочу отметить то, что в последние несколько лет КИМы постоянно меняются, и мне кажется, что это не всегда идёт на пользу. На мой взгляд, лучшую форму ЕГЭ мы уже прошли, ведь в контрольно-измерительных материалах изначально был заложен базовый и профильный уровни. Не понятно, к чему было вводить отдельный экзамен — математику профильную?

 

Желательно? Обязательно!

У девятиклассников в этом году увеличивается число обязательных экзаменов. Правда, тесты в заданиях остаются, в отличие от выпускников одиннадцатых классов. Хорошо это или плохо, когда ученика с пятого класса фактически «натаскивают» на тесты, а в 11-м классе неожиданно заменяют их самостоятельным ответом, сказать сложно. Однозначно можно отметить лишь одно: школьникам придётся попотеть. Некоторым даже для того, чтобы не выйти из школы с «волчьим билетом» вместо аттестата.

Комментарий эксперта

Лариса ТРИШКИНА, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса:

— В этом году сложнее придётся девятиклассникам. Если раньше для получения аттестата они сдавали два обязательных экзамена — русский и математику, то в этом году количество экзаменов удвоилось. Теперь, дабы получить аттестат, девятиклас­сники должны помимо обязательных двух предметов сдать ещё два на выбор. И если в прошлые годы дополнительные экзамены не влияли на получения аттестата, теперь всё иначе. В планах российского Министерства образования, насколько мне известно, увеличивать количество экзаменов для 9-х классов и дальше. Идут разговоры о том, чтобы на следующий год третьим обязательным предметом сделать историю. Сейчас если ученик выбрал помимо обязательных математики и русского языка, скажем, обществознание и географию и получил «двойку» по географии, ему придётся пересдавать, дабы не остаться без аттестата. Но и тут появились изменения. Если раньше пересдача «двоек» (первая волна) была в конце июня, то в этом году все пересдачи передвинуты на сентябрь. Получается, что выпускник девятого класса даже при успешной пересдаче не сумеет поступить в колледж, поскольку в сентябре набор будет окончен. Остаётся надеяться, что колледжи будут создавать группы для таких выпускников и дети не будут бродить по улицам целый год.

Действительно, в планах Минобрнауки РФ, которые не скрываются, дальнейшее увеличение числа экзаменов для девятиклассников. Так, выпускникам 2017-го и

2018 гг. предстоит пройти аттестацию по пяти дисциплинам, а выпускникам 2020-го — по шести предметам.

Что и говорить, ведомство серьёзно взялось за девятиклассников и планирует добавлять в итоговую аттестацию по одному предмету каждые два года. Таким образом, считают чиновники от образования, уровень знаний школьников существенно повысится и российское образование поднимется на новый уровень. Но учителя и родители придерживаются другого мнения. Педагоги школ опасаются, что с увеличением количества экзаменов всё больше детей останется без аттестата, а значит, не сможет поступить ни в одно учебное заведение и пополнит армию уличной шпаны. Родители не понимают, почему для учеников не сделать два уровня: базовый — с невысокими баллами для тех, кому тяжело даётся обучение, и профильный — для школьников, у которых в планах колледжи и техникумы.

— Мне не совсем понятна политика федеральных чиновников от образования, — говорит Лидия СИНИЦИНА, педагог с тридцатилетним стажем. — Прежний глава ведомства Дмитрий ЛИВАНОВ и нынешний министр Ольга ВАСИЛЬЕВА придерживались примерно одинаковых планов: школьников нужно «разворачивать» от вузов в сторону рабочих профессий. И это, на мой взгляд, правильно. Однако увеличение количества экзаменов в девятых классах, наоборот, уменьшит число поступивших в колледжи и отдалит детей от получения профессии, поскольку далеко не все подростки смогут сдать историю — один из самых сложных предметов, на мой взгляд. Или биологию с химией. Тяжелее всего будет сдавать точные науки гуманитариям, и количество школьников, выпущенных из учебного учреждения без аттестата, а значит, без возможности поступить даже в ПТУ, будет расти в геометрической прогрессии.

Глядя на все образовательные новшества, можно сказать только одно: эксперимент над средней школой продолжается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 19 апреля 2017

Заголовок в газете: Экзамен строгого режима

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру