ХХХ юбилейный Собиновский остался в прошлом

«Большое видится на расстоянии», сказал поэт. Что же сейчас, по прошествии некоторого времени, можно сказать о майском празднике музыки?

Наверное, прежде всего, то, что фестиваль был очень романтичным. «Образы Италии» — вот название, определившее наполнение, концепцию, стиль фестиваля.

«Большое видится на расстоянии», сказал поэт. Что же сейчас, по прошествии некоторого времени, можно сказать о майском празднике музыки?

Букет восхитительных мелодий

Дж. РОССИНИ, увертюра к опере «Итальянка в Алжире», Ф. МЕНДЕЛЬСОН, симфония № 4 «Итальянская», Г. БЕРЛИОЗ, увертюра «Римский карнавал»; О. РЕСПИГИ, симфоническая поэма «Пинии Рима».

Каждое из перечисленных произведений — словно роскошный невиданый цветок. Праздничный, блистательный Россини, изысканный, кружевной Мендельсон, сияющий Берлиоз и совершенно необыкновенный Респиги, «прочитанный» оркестром так, что у меня получилась такая вот рецензия:

Пинии Рима Респиги — поэма из скрипок,

Нежность и страстность,

качанье серебряных звуков.

Плач иудейский и сосен

огромных смятенье,

Шёпот в ночи...

Красоты вековой утешенье.

Шаг гладиаторов, слёзы, улыбки,

томленье...

Смысл и бессмыслицы жизни,

её наслажденье.

Ветер, что сосен вершины над миром

качает,

Крики толпы и безмолвие Бога вмещают

В эту поэму признанье: всё суетно в мире,

Кроме тех пиний, что видели всё и...

забыли.

Открытие фестиваля получилось настолько феерическим, что говорить о нём языком прозы было бы несправедливо. Так что восторженность этих строк рождена поистине прекрасной музыкой.

 

Вначале был жест

Великая балетная этуаль Майя ПЛИСЕЦКАЯ аргументированно спорила с Библией, утверждая, что вначале было не слово, а жест. Пластическая ворожба двух балетов, показанных в рамках Собиновского, — «Дон Кихота» МИНКУСА и «Ромео и Джульетты» ПРОКОФЬЕВА, доказала: за высшей грациозностью стоит нечто большее, чем виртуозная техника. Одухотворённость, проникновенность, некая сокровенная загипнотизированность красотой — вот что такое балет. «Ромео и Джульетта» — балетная трагедия, перевод ШЕКСПИРА со староанглийского на всемирный хореографический был сделан ЛАВРОВСКИМ, великим танцовщиком и хореографом Большого театра. В своё время он лично репетировал с артистами саратовской труппы. Что касается музыки, то это просто что-то запредельное, композитор озвучил даже... поступь смерти: сцена, в которой погибает Меркуцио, пробирает до дрожи. В заглавных партиях выступили молодые и талантливые солисты балета Мариинского театра. Красивые, гибкие, стройные, лёгкие, они были как те самые знаменитые веронцы, поверившие сами и заставившие поверить весь мир: смерть ничто, когда приходит любовь. Та самая, единственная, что всегда сильнее смерти.

«Дон Кихот» стал событием для саратовских балетоманов. В нём танцевали звёзды Мюнхенского театра Осиель ГУНЕО в партии Базиля и Ксения РЫЖКОВА в партии Китри. Чёрный огонь Гунео и белая роза Рыжкова составили удивительный по красоте дуэт. Когда спектакль завершился, были не аплодисменты, а долгая и счастливая овация!

 

Сан-Ремо в гости к нам

Неформальная программа Собиновского фестиваля всегда радовала саратовцев. Джаз, рок, романсы, звёздные представители пианистической школы, МАЦУЕВ, КАМБУРОВА, «ДДТ», МАМОНОВ с его «Шоколадным Пушкиным» — чем только ни удивлял майский праздник музыки. На этот раз слух меломанов услаждал Энрико КОЛОННА. Европейские шлягеры, старые и новые, красивая музыка, красивый голос, что ещё надо для хорошего вечера?

 

Созвездие итальянских опер

В афише Собиновского в этом году плотно прописался один из величайших отцов гранд-оперы Дж. ВЕРДИ. «Аида», «Риголетто», «Травиата» — вот триада великих опер, сполна отвечающих замыслу фестиваля, облечённому в название — «Образы Италии». Причём если две из трёх опер в афише фестиваля уже давно, то «Аида» — премьера театра. Её предыдущее появление на сцене было много лет назад. Тогда оперных поклонников радовали и изумляли обладатели прекрасных голосов ПОПОВ, РУДЕС... И вот «Аида» возвращается. Возвращается уже не в роскошном убранстве, а скорее аскетичная, чем блистательная, сдержанная во внешнем убранстве и — по контрасту неизменная в своих драматургических и музыкальных страстях. Верди рвёт душу и требует от солистов, оркестра «полной гибели всерьёз». Поэтому строчки, демонстрировавшиеся на экранах, кричавшие об агрессии и войне, сначала ошеломляли и вызывали почти отторжение, а потом приводили к пониманию: все грехи, несовершенства и всё насилие мира ничто перед чудом этой музыки. Гитлеры и Муссолини приходят и уходят, а Верди остаётся. Творцы вечны, диктаторы — калифы на час, даже если этот час затягивается на десятилетия.

 

Разговор по душам

Говоря о ХХХ Собиновском, хотелось вспомнить хотя бы несколько из его пре­дыдущих фестивалей, их, если угодно, фишки, тайны, шарм. Вот уже на протяжении 24 лет дневник фестиваля ведёт один из самых ярких тележурналистов не только города — России Александр ДИНЕС. По свидетельству Александра, он никогда не смотрит фестиваль как просто зритель. Телевизионная камера создаёт иное пространство для взгляда, для состояния души. Интервью начинаются даже ещё не во время самого интервью, порой эскизы будущих бесед рождаются в коридорах, фойе, за кулисами. В таких ситуациях нет ничего второстепенного. Билетёрши из тех служителей театра, что проработали здесь всю жизнь, тоже способны стать для журналиста источником важнейшей информации. И информация эта подчас может сполна существовать в одном-единственном жесте — тихо и бережно открываемой двери в зал. Уж у кого-у кого, а у билетёров старой закалки, старой школы идеальные уши. Несовершенных вокалистов здешние служители слушать просто не будут. В одном из своих дневников Саша Динес даже остроумно сравнил саратовских билетёров с кем бы вы думали? С самим m. r. Шерлоком Холмсом. Если верить КОНАН ДОЙЛЮ, великий сыщик с Бейкер-стрит обожал приезжать на второе действие «Аиды», так как она услаждала его слух.

M. r. Холмс был избирателен, билетёры не уступают ему в этом.

Вообще для телевизионного журналиста, для гурмана театральной сцены важно не то, что вокруг, — очевидное, бесспорное, а то, что за кулисами, — яркое, иногда нервное и драматичное и почти всегда очень человечное.

Служила когда-то в оперном театре легендарный гримёр Лидия НЕСМАШНАЯ. И вот однажды Динес стал свидетелем, как Лидия Николаевна гримировала одного из великих столичных певцов. Она не просто гримировала — она тепло и душевно разговаривала со своим «подопечным».

— Господи, а ты, оказывается, совсем стал седой, Юрочка!

И эта фраза, вырвавшаяся из уст гримёра, была совсем не фамильярной. Скорее она олицетворяла некий дух театрального братства, единения, любви. Оперная звезда сняла театральный парик — и в зеркале отразились и седые волосы, и усталые глаза.

На сцене и в зрительном зале королевствовал Собиновский фестиваль, а здесь была просто доверительность двух людей, знающих друг друга 30 лет.

...Сейчас Александр Динес небольшими порциями, на собственные средства оцифровывает дневник Собиновского фестиваля. Он работает абсолютно альтруистично, потому что понимает: за всем этим история, масса артистических судеб, больших и малых побед. Зритель видит уже звёздные результаты, за кулисами и в памяти всех работающих в театре и на театр остаются нервные репетиции, аварийные замены солистов, сложные и длительные переговоры со звёздами первой величины, занятыми в заглавных партиях опер и балетов. Вдумайтесь только: на Собиновском блистала оперная дива Елена ОБРАЗЦОВА, сводил с ума меломанов выдающийся тенор ПЬЯВКО. Мы часто ищем в городе или области бренды, то, на что можно опереться, то, что способно создать губернии международное продвижение, а между тем это продвижение уже существует. На канале «Культура» Собиновский освещается в числе важнейших событий театральной жизни России, его премьерные спектакли не единожды номинировались на «Золотую маску» и получали признание на главном театральном фестивали страны. Собиновский — это праздник, создающийся огромным трудом, праздник, счастливо лишённый амбициозной хищности и главной болезни XXI в. — самопиара, самолюбования. Элегантный, облачённый во фраки музыкантов и вечерние платья оперных актрис, майский фестиваль вот уже 30 лет убедительно доказывает: Саратов, где он родился, отнюдь не провинциален, потому как всероссийские, а подчас и мировые премьеры на открытии фестиваля уже стали его традицией. Конкурс конкурсов вокалистов не единожды становился счастливым билетом для многих победителей. И какие бы времена ни буйствовали за окном, никакие политические распри и санкции не могли разъединить и разобщить людей, потому что музыка — это эсперанто любви, идеальный язык, не требующий перевода и взывающий к пониманию и добрым чувствам.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 14 июня 2017

Заголовок в газете: Фишки фестиваля

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру