Современная история СПК, представленная через рабочие династии

К своему 60-летнему юбилею Саратовский полиграфкомбинат подошёл с весомыми результатами

В то время как многие полиграфические предприятия страны давно прекратили своё существование, СПК не только выжил в самые трудные времена, но и сумел сохранить главную ценность любого производства — высокопрофессиональный трудовой коллектив людей, всей душой преданных комбинату.Сегодня на СПК трудятся более 350 человек, многие из работников имеют большой стаж работы и не мыслят жизни без родного «полиграфа».

К своему 60-летнему юбилею Саратовский полиграфкомбинат подошёл с весомыми результатами

На комбинате свято чтут традиции и особо приветствуется появление рабочих династий: преемственность поколений придаёт уверенность в том, что у полиграфического производства есть будущее и хорошие перспективы развития. Безусловно, отдельного рассказа заслуживает каждая семья, работающая на комбинате. Но в рамках газетной статьи получится рассказать лишь о некоторых представителях трудовых династий СПК.

 

Есть такая профессия — печатник

В настоящий момент предприятие способно на высоком техническом и технологическом уровнях выпускать любую полиграфическую продукцию, высокохудожественную иллюстрированную учебную литературу при обязательной гарантии отличного качества выполнения заказа. Один из тех, благодаря кому на полиграфкомбинате и создаются великолепные книжные издания и учебники, — печатник Сергей БЕЛОВ. В марте 2017 г. он отметил свой личный производственный юбилей: исполнилось ровно 25 лет его беспрерывной работы на СПК. Хотя на самом деле первое знакомство юноши с производством состоялось сразу после окончания профучилища № 2 в 1988 г., но потом были два года службы в армии… На СПК вернулся в

1992 г., уже твёрдо зная, что свяжет свою жизнь с полиграфическим производством.

Сергей Владимирович оказался на комбинате далеко не случайно. Здесь 40 лет (с 1971-го по 2011-й) проработал печатником его отец Владимир Павлович БЕЛОВ, он стал первым, кто в своё время освоил работу на новой офсетной машине «Литоман». Более 30 лет отдала предприятию и мама Татьяна Никифоровна: она сначала трудилась приёмщицей на ротации, затем копировщицей в формном цехе. Сергей стал достойным продолжателем дела отца:

— Я ещё в школе заинтересовался профессией печатника, когда приходил в цех на экскурсию, будучи школьником и студентом, или прибегал к отцу. Меня завораживал сам процесс работы. Это было какое-то волшебство: на моих глазах простые листы бумаги превращались в печатные страницы, а потом в книги, учебники. Может быть, кому-то труд печатника кажется однообразным, но это на взгляд человека, не посвящённого во все тонкости профессии. Сложно всё объяснить, но в нашей работе есть много нюансов: к нам поступают разные заказы, у каждого свои особенности, к тому же надо исполнить все требования заказчика, а это очень непросто. Ведь помимо того, что на сложном оборудовании необходимо выполнить ряд точно заданных технологических операций, нужно ещё смоделировать для офсетной печати требуемую цветовую гамму. И не просто проделать физико-химическую операцию, а совершить некое таинство, где очень важны интуиция и ощущение «чувства цвета». Без этого стать хорошим печатником невозможно.

 

От высокой печати — к офсетной

По воспоминаниям Сергея, отец трудился в основном на старенькой печатной машине ПРК — это так называемая высокая печать. Работникам «полиграфа» до 90-х гг. приходилось иметь дело с вредным производством: гартовые свинцовые формы отливались вручную. Кроме того, это была очень грязная работа: печатники выходили из цеха чёрные, будто перемазанные сажей. Руки невозможно было отмыть от краски. Техническая революция в полиграфическом производстве произошла с появлением плоской офсетной печати. Первые ролевые офсетные машины на СПК были установлены в 1992 г.

— Я как раз в это время вернулся из армии, устроился на комбинат, и меня отправили в Москву учиться работать на новом оборудовании, — рассказывает Сергей Владимирович. — Тогда обучение прошли многие наши работники, в том числе и мой отец. Прекрасно помню момент, когда увидел «Литоман» в работе — это были удивление и восхищение! После наших допотопных ротационных машин увидеть такое чудо техники — это несопоставимые вещи, как небо и земля. «Литоманы» и по размеру раза в три больше наших машин, и производительность у них несравнимо выше. На тот момент это было самое современное оборудование: машины имеют огромную скорость печати, дают улучшение качества продукции. Кроме того, переход на автоматику и электронику значительно облегчил сам процесс производства печатной продукции и сделал полиграфическое производство намного менее вредным.

Для установки первых офсетных машин к нам приезжали специалисты из Германии. Они предназначены для печати миллионных тиражей книг. Раньше «полиграф» производил до 50% всех учебников в СССР, поэтому мы иногда до 20 миллионов листов-оттисков в месяц делали, для чего и нужно было такое высокоскоростное оборудование. Сейчас, конечно, выпускаем уже не такие большие объёмы — по 2-3 многотысячных тиража в день делаем. Например, в прошлом месяце у меня вышло около 6 миллионов листов-оттисков. Это хороший показатель. Мне на всю жизнь запомнился день, когда смог самостоятельно запустить новую машину в печать. Буквально комок к горлу подкатил. Но на то, чтобы в совершенстве освоить новое оборудование, ушёл почти год. А теперь я сам кого хочешь могу научить работать на этих огромных умных машинах, без которых не представляю свою жизнь. И профессия печатника — у меня в крови.

 

СПК — наш второй дом

Надо сказать, что местные «кулибины» недолго смотрели на заграничную технику с большим пиететом и придыханием. Освоив «Литоманы», которые печатали книжную продукцию в одну чёрную краску, стали думать и гадать, как бы их приспособить для работы в две краски. Сама идея принадлежала директору Николаю ЧУКАЛИНУ. Думать на заданную тему пришлось всем, начиная от высшего руководства предприятия, ведущих специалистов и заканчивая слесарями, которые и воплотили техническую задумку, соединив вместе два «Литомана». Немецкие производители, конечно, очень удивились бы, узнав о таком изобретении. Конечно, можно было бы купить новую двухкрасочную машину, но денег не было, вот и пришлось заняться рационализаторством. Машина, кстати, до сих пор уже лет 17 выдаёт великолепную продукцию в две краски. Стоит отметить, что в других цехах позже всё же появилось новое оборудование, работающее в четыре краски и позволяющее давать полноценную цветную печать. На этих машинах изготавливаются плакаты, этикетки, календари и картины.

— Вот я отработал на комбинате 25 лет, почти всю жизнь или большую её часть. И с годами всё яснее понимаю, что СПК — мой родной дом, здесь я всех знаю и все знают меня. Поэтому всё, что здесь происходит, — касается лично меня, за всё переживаю и отвечаю — конечно, за свою работу, которой, к счастью, не становится меньше, — говорит Сергей Белов. — За четверть века многое изменилось, я могу это оценить со знанием дела. Значительно улучшилось качество печати, пришли новые технологии, даже состав красок стал совсем иной! Работать стало существенно легче. Хотя летом у нас традиционно наступает самая горячая пора, под осень мы «гоним» все учебники, поэтому я провожу на комбинате большую часть времени. Надо успеть отпечатать учебную литературу к 1 сентября. Моя смена длится 12 часов, и к такому бешеному режиму тоже привык — это специфика профессии. Сейчас заказчики требовательные, рынок диктует свои условия, поэтому нужно обязательно успеть в срок всё сделать. Кстати, руководство предприятия всегда оплачивает наши сверхурочные.

Мне нравится работать на комбинате, потому что здесь есть настоящий сплочённый коллектив, а без чувства локтя и взаимовыручки в нашей работе не обойтись. И очень важно, что у нас есть свои традиции. Кстати, и День печати мы с коллегами празднуем по старинке — 5 мая. Это не нами заведено — так праздновали наши предшественники и мои родители тоже.

 

Верим своему руководству

— А что изменилось на предприятии с приходом к руководству полиграфкомбинатом Александра Николаевича КАЛАШНИКОВА?

— Если честно, я редко с ним сталкивался лично, могу многое не знать, больше сужу по каким-то внешним признакам и субъективным ощущениям. Могу сказать только как простой работник, исходя из того, что вижу и знаю. Александр Николаевич пришёл к нам в очень сложное время, когда комбинат вообще хотели закрывать, СПК был на грани выживания. Ходили слухи, что от нас даже издательство «Просвещение» отказалось, а это наш основной заказчик. Все, конечно, сильно переживали за судьбу СПК, да и за свои собственные перспективы. Поэтому мы очень благодарны Калашникову за то, что сохранил наш «полиграф», не дал его развалить.

В последние годы очень напрягла история с выставлением нашего комбината на торги. Мы ведь могли бы повторить печальную участь других российских полиграфических предприятий, которых больше нет! Да вот свежий пример: в Самаре ушлые ребята за бесценок купили примерно такой же полиграфкомбинат, как у нас. И буквально через несколько месяцев от предприятия ничего не осталось, а на его месте возник склад. Нам бы очень не хотелось такой судьбы! Так что спасибо и Володину, и РАДАЕВУ, и Калашникову за то, что в очередной раз спасли наш «полиграф». Мы верим своему руководству, знаем, что оно отстаивает наши интересы на всех уровнях. И верим в перспективы предприятия. С нашим комбинатом ведь не сравнится никакая частная типография: только СПК может выпускать миллионные тиражи книг!

 

Породнились с комбинатом

Невозможно отрицать большое значение трудового коллектива в воспитании высококвалифицированных специалистов, занятых на всех основных производствах СПК. На комбинате до сих пор действует собственная система подготовки кадров, через которую прошли многие сотни людей. За годы существования предприятия были созданы все условия для творческого и профессионального роста специалистов полиграфического производства. А поскольку, помимо профессиональных знаний, полиграфкомбинат всегда создавал своим сотрудникам хорошие социальные условия для работы и отдыха и долгое время даже имел возможность обеспечивать жильём и детскими садами, здесь маленькая текучка кадров. Наоборот, год от года на предприятии появлялось все больше трудовых династий. Широко известны на комбинате династии ЖАРЫХ, ЗУБРЁВЫХ, ЯЦЕНКО, МАЛЯВКИНЫХ, ТИМОФЕЕВЫХ, МАЛОФЕЕВЫХ, ГРИГОРЬЕВЫХ, НАЗЬМОВЫХ, НИКОНОВЫХ, КАРАДЖЯН, ШУРШАЛОВЫХ, КУРЕЛЮК, НОВИКОВЫХ, ЮКЛЯЕВЫХ и многих других. Все члены семей не жалеют о том, что пришли на СПК и отдали любимому производству многие годы жизни — что называется, буквально сроднились…

Родным домом стал комбинат и для семьи ТОЛОКОННИКОВЫХ. Мать Светлана Владимировна, закончив профучилище в 1988 г. по специальности «переплётчик 3-го разряда», сразу получила работу в переплётном цехе. И хотя в её трудовой биографии имелся перерыв в связи с уходом за ребёнком, она в 2006-м вернулась на предприятие и освоила новую специальность, став машинистом швейных машин и автоматов. Она не только сама успешно трудится в переплётном цехе, но привела сюда в 2008 г. свою дочь. В 2011 г. Марина была принята в крышечное отделение отделочного производства, где стала сначала машинистом крышкоделательной машины 2-го разряда, а после освоения второй профессии она работает машинистом лакировально-гумировальной машины. Звучит это непонятно, на самом деле всё просто. «Крышка» на языке полиграфистов — это твёрдая обложка книги, в неё потом вставляется «блок» — мягкое внутреннее содержание издания. Эти составляющие делаются в разных цехах. А с помощью лакировально-гумировальной машины на обложку наносится цефлак — дополнительное лаковое очень красочное оформление с блёстками и узорами. Выглядит такая «крышка» просто потрясающе! Но этому надо учиться!

Семейная атмосфера

Все работники сходятся во мнении, что на «полиграфе» царит очень комфортная, совершенно домашняя или, ещё точнее, «семейная» атмосфера. Её обеспечивают тёплые дружеские отношения, которые существуют внутри коллектива наряду с неукоснительным соблюдением производственной дисциплины и исполнением профессиональных обязанностей. Ну а в трудовой династии МОШКОВЫХ по-настоящему семейная атмосфера обеспечивается ещё и кровным родством. На СПК одновременно трудятся сразу пять человек этой семьи. Глава династии Евгений МОШКОВ работает начальником энергоцеха, его жена Лариса Юрьевна является старшим кассиром бухгалтерии, дочь Наталья МАСЛЕННИКОВА исполняет обязанности менеджера по персоналу, а сын Денис трудится аккумуляторщиком в энергоцехе. Более того, сестра жены Наталья ФИЛИМОНОВА долгое время заведовала магазином «Полиграфист», а теперь работает на базе приёма и отгрузки книжной продукции.

Мошковы-старшие и познакомились здесь же, на комбинате, в 1983 г., где практически одновременно, с разницей в одну неделю, трудоустроились после окончания вуза. Так что сколько лет супруги работают на СПК, столько и семья существует! Евгений Юрьевич пришёл в энергоцех в качестве инженера-теплотехника после окончания энергофака политехнического института. В 1988 г. он был переведён старшим мастером, а с 2012 г. возглавил энергоцех. Лариса Юрьевна поначалу была в этом же цехе мастером, потом работала в домоуправлении, а позже была переведена в бухгалтерию старшим кассиром. Трудовой стаж каждого из Мошковых перевалил за 30 лет…

Главный энергетик честно признался, что решающую роль в выборе места работы сыграла близость СПК к месту жительства. Рассудительного юношу устроили здесь и уровень зарплаты, и полный социальный пакет. Забегая вперёд, отмечу, что это был во всех смыслах правильный выбор. Помимо профессионального роста, молодая семья имела массу льгот: дети бесплатно ходили в ведомственный детский сад, отдыхали в оздоровительном лагере предприятия и на турбазе. Гораздо сложнее сейчас растить детей дочери Мошковых, ведь в связи с изменением законодательства комбинату пришлось расстаться с непрофильными активами.

 

Под особой ответственностью

Под руководством Евгения Юрьевича оказалось очень сложное и хлопотное хозяйство: энергоцех отвечает за теплоснабжение и бесперебойное энергообеспечение всего комбината, а помимо этого специальные службы обеспечивают вентиляцию в цехах и работу лифтов. Под началом Мошкова трудятся более 30 человек — электрики, сантехники, слесари котельной и компрессорной. Работа у всех перечисленных специалистов энергоцеха, по словам главного энергетика, очень неблагодарная. Пока не случится ЧП типа порыва трубы или обрыва электропровода, о них никто не вспоминает. А когда происходит авария, электрики и сантехники сразу становятся во всём виноваты, и все их начинают ругать. Хотя ведь очевидно, что не электрик виноват в отсутствии света, как правило, это кто-то повредил кабель. И работники энергоцеха выступают спасителями, оперативно устраняя различные аварии.

— Если случилась где беда — все сразу бегом туда! — вдруг заговорил в рифму Евгений Юрьевич, рассказывая о своей непростой работе. — У нас так заведено: пока аварию не ликвидируем, никто не уйдёт пораньше. Коллектив у нас дружный, взаимовыручка в нашей работе очень важна. Раньше, когда на балансе предприятия стояли ещё и жилой посёлок, и детский сад, и школы, объём работы был ещё больше. Сейчас мы занимаемся тепло- и энергообеспечением только комбината. Котельная у нас старенькая, 1953 года постройки, поэтому приходится постоянно проводить капитальные и текущие ремонты оборудования. Котёл, благодаря хорошей работе обслуживающего персонала, находится в исправном состоянии, а вот одну горелку пришлось заменить — поставили итальянскую. В последние годы проделали огромный объём работ по замене старых ржавых металлических труб полипропиленовыми трубами. Так что в цехах у нас тепло. Раньше спасались только установкой чопиков и хомутов, а теперь решили кардинально изменить ситуацию.

Самая масштабная работа была связана с прокладкой нового трубопровода от котельной до комбината. На реализацию этого инвестпроекта направлено около 2 миллионов рублей. Руководство завода в лице Александра Николаевича Калашникова нас очень хорошо поддерживает в плане выделения финансирования на закупку труб и нового спецоборудования. Гендиректор понимает, насколько важна безаварийная работа системы энергоснабжения СПК, от этого зависят производительность всего комбината и выполнение срочных заказов. Мы, конечно, тоже понимаем, что разом решить все проблемы невозможно, на это требуется много средств, а комбинату и так нелегко выживать, но нас радует, что руководство настроено очень решительно, поддерживает наши инициативы и, по мере возможностей, находит средства для решения самых неотложных проблем.

Работа у подразделений нашего энергоцеха никогда не кончается, трудимся практически в круглосуточном режиме, без праздников и выходных. Особенно сейчас ответственный период — комбинат работает в три смены, так что выходные случаются редко, мы даже все праздники в этом году трудились. Только на Новый год отдыхали. Поэтому на турбазе бываю крайне редко, и то по работе: если нужно электропроводку починить после урагана. Или когда готовим её к летнему сезону после зимы. Но мы привыкли работать в жёстком режиме, потому что понимаем: наш энергоцех для того и существует, чтобы обеспечивать бесперебойную деятельность комбината. Основное производство — книгопечатание — должно работать без остановок.

 

Молодёжь выбирает «полиграф»

Начальник энергоцеха может говорить о своей работе бесконечно, сразу видно, что человек болеет душой за порученное дело. И хотя он пожимает плечами при ответе на вопрос, почему его дети, при всей широте выбора, пришли работать на полиграфкомбинат, всё и без слов ясно. Перед глазами Натальи и Дениса всегда был пример родителей. С детства они слышали общие для всех членов семьи разговоры про достижения и проблемы комбината, в гости к ним приходили коллеги Мошковых. Вольно или невольно дети сызмальства были вовлечены в жизнь СПК, выбор был определён на подсознательном уровне.

Наталья могла трудоустроиться в любой организации, но почему-то, узнав по окончании вуза, что на «полиграфе» требуется специалист по персонифицированному учёту в бухгалтерию, не сомневалась, куда следует трудоустраиваться. А Денис ещё в возрасте 17 лет, начиная с 2006 г., не единожды приходил сюда на практику. Работал и в переплётном цехе, и в ремонтно-строительном, отслужил в армии. Было время, чтобы передумать, но в 2012 г. он сделал окончательный выбор в пользу энергоцеха. Денис говорит: «Просто пришёл и работаю». Для детей Мошковых это был совершенно естественный выбор. Как говорится, от добра добра не ищут. Да и не так много в наше время можно найти государственных предприятий, а в полиграфической отрасли таких остались единицы, где есть стабильная работа, платится «белая» зарплата, имеется соцпакет, соблюдается трудовое законодательство и где каждый чувствует свою социальную защищённость.

Наверное, в силу своей молодости и отсутствия житейского опыта Денис и Наталья ещё не осознают всей значимости работы на большом госпредприятии. Только старшее поколение полиграфистов с высоты своего возраста может оценить, сколько дал комбинат своим работникам и насколько важно чувствовать в жизни поддержку трудового коллектива. Но и приход молодёжи очень важен для СПК: это означает, что у Саратовского полиграфического комбината есть будущее. У Натальи подрастают двое детей, и вполне возможно, что лет через 15 династия Мошковых станет больше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Полиграфист — это звучит гордо!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру