Сергей Трофимов: «Для русского человека дорога - это всё»

8 ноября в театре оперы и балета состоялся юбилейный вечер автора и исполнителя своих песен, заслуженного артиста России Сергея Трофимова

Он привёл зрительный зал в восторг: во время исполнения нескольких произведений раздавались громкие аплодисменты, крики «Браво!», а многие востор­женные слушатели танцевали. Песни были от философских — на тему впечатлений от посещения кладбища Сен-Женевьев-де-Буа в Париже, где похоронено много русских эмигрантов, до популярной о Сочи, в котором «шашлычок под коньячок вкусно очень».

8 ноября в театре оперы и балета состоялся юбилейный вечер автора и исполнителя своих песен, заслуженного артиста России Сергея Трофимова
фото автора

— В начале вашей творческой деятельности был ли какой-либо исполнитель старшего поколения, кумир, на которого вам хотелось бы походить?

— Конечно. Их было много. Группа AC/DC, группа Yes, «Роллинги» (The Rolling Stones), конечно. The Beatles. Владимир Семёнович ВЫСОЦКИЙ. Александр ГАЛИЧ. Все, кто работали по-настоящему.

— Что за среда, люди, которые сформировали вас как личность? О ком или о чём вы чаще всего вспоминаете?

— Когда учился в институте, у нас была своя очень интересная компания: кто-то из нашего института, кто-то из театрального института, кто-то из консерватории. Мы вместе проводили время, «тусили». И помимо музыки и творчества, нам друг с другом было просто интересно. Именно там я познакомился с трудами БЕРДЯЕВА, СОЛОВЬЁВА, ФЛОРЕНСКОГО. С ВЕБЕРОМ, Адамом СМИТОМ… Люди в компании были продвинутыми, и именно эта среда меня во многом сформировала.

— А в каком институте вы тогда учились?

— Это был Институт культуры в Москве, где я проучился три курса. Потом год учился в консерватории на отделении «Теория и композиция», но консерваторию я так и не закончил.

— После какого произведения из вашего репертуара вы поняли, что к вам приходит известность?

— «Аристократия помойки». Эта песня вдруг стала звучать буквально отовсюду. Я сам этого не ожидал.

— Как обычно проходит ваш день?

— В работе или в дороге. Наша жизнь такова: мы — кочевники.

— А в дороге что-то сочиняется?

— Конечно! Дорога — это великая вещь. Для русского человека дорога — это всё!

— Что вы предпочитаете: поезд, самолёт?

— Поезд совсем не переношу. Больше всего люблю ездить на машине. И когда сам за рулём, и когда едешь и смотришь в окно на пейзажи, на людей, которые встречаются, — это самое большое удовольствие для меня. Меня приучила путешествовать жена. Раньше я путешествовал просто по необходимости. А жена — очень хороший фотограф. Она видит совершенно по-другому мир. И когда мы с ней, я не перестаю удивляться: она замечает такие мелочи, на которые я раньше внимания не обращал. А теперь я тоже замечаю и ландшафты, и дома — всё то, что делает жизнь неповторимой.

— Был ли у вас соблазн Западом?

— Вы знаете, для меня нет такого деления, как Запад и Восток. Есть мировая цивилизация. Люди, которые творят то, что является достоянием человечества. И совершенно без разницы, где это происходит: на Западе или в России. Государство — это условность. А мир — он един. Потому что Бог един.

— Почему в нашей стране, где столько голосистых и способных артистов, такая убогая профессиональная эстрада?

— Я не сказал бы, что она убогая. Просто тут работают те же рыночные отношения, что и везде. Производится то, что потребляется. Это вина не музыкантов… Можно делать штучный товар, но не факт, что он продастся, потому что будет очень дорогой. А можно выпускать что-то типа попкорна или чипсов, и это будет востребовано всегда. А всё остальное уже зависит от культуры. Что такое культура потребления? Есть общий интеллектуальный уровень. К сожалению, во всём мире он сейчас очень невысок. Это издержки цивилизации. Издержки общества потребления.

Понимаете, мы всё время смотрим на искусство в отрыве от всех мировых процессов. А в мире сейчас происходит глобальный перелом. Исчезает капиталистическое общество. Ему на смену приходит совершенно другое общество, которое пытается решить проблемы практически неразрешимые: занятость людей, их трудоустройство, перенаселённость и т. д. и т. п. И масс-культура — один из инструментов, которые отвлекают от этих проблем, поэтому она так построена — что у нас, что у них. Чтобы это было жвачкой.

Да и потом настоящее искусство всегда было элитарным. Вспомните МОЦАРТА. Его ведь тоже не крестьяне слушали, а графы. Искусство всегда элитарно. А масс-медиа всегда было на потребу всем. Другое дело, что уровень масс-медиа неизбежно падает. Во всяком случае, мне так кажется. Ведь если слушать ту же эстраду, музыкальный материал 60, 70-х годов и нынешнюю — это небо и земля. Считаю, что это цивилизационные издержки, и нам приходится за них платить.

— Что вы думаете о нынешнем времени? Вам в нём комфортно?

— Абсолютно. Что такое время? Я не мыслю категориями глобальными, мировыми. У меня есть любимая женщина, любимые детки, любимые друзья, работа. Вот это и есть моё время. А само время? Оно всегда дикое. Я благодарен Богу за то, что живу сейчас, здесь, в нашей стране, с нашими людьми.

— Какую музыку слушаете для собственного удовольствия на досуге?

— Для удовольствия? Вот сейчас — Нэт Кинг КОУЛ. Четыре пластинки собрал, слушаю. Потрясающий дядька! А так по работе приходится слушать всё, что производится современным прогрессивным человечеством.

— А кто ваш любимый композитор?

— У меня их много. ПУЛЕНК, ДЕБЮССИ, ДВОРЖАК, МУСОРГСКИЙ, ПРОКОФЬЕВ, ШОСТАКОВИЧ…

— Скажите, пожалуйста, а себя вы относите к жанру авторской песни, к шансону, или ваше творчество занимает какую-то иную нишу?

— Вы знаете, я в жанровых категориях не силён. По мне, это условное деление. Это надо, чтобы на полках магазинов диски по рубрикам покупали. А так… Сейчас происходит слияние всего и вся. Подлинное искусство всегда стоит вне жанра. Я пытаюсь идти к этому. Может быть, неумело и неловко.

— Каковы отличительные черты вашего характера?

— Думаю, сдержанный оптимизм.

— Ваше представление о счастье?

— Счастье — это гармония. Гармония того, что в окружающем мире, и того, что в тебе. Если эти две составляющие совпадают, это и есть счастье.

— Ваше любимое изречение или афоризм?

— «Мы все умрём!» Более оптимистичного я не слышал (смеётся).

— Есть ли в вашей жизни то, что вы ещё не успели осуществить?

— Да. Например, сегодняшний ужин (улыбается). Я не мыслю глобальными категориями. Живу сегодняшним днём.

— Где лично вы черпаете позитив?

— В вас, например. В людях. Самая большая удача на земле — встретить человека. Неважно, какого. Случайно или не случайно. Человек — это Вселенная. Когда встречаешь какого-то человека в жизни, ты просто от самого факта встречи с ним испытываешь вдохновение и радость.

— Что для вас в этом году стало самым светлым и радостным?

— Самую большую радость и облегчение я испытал от одного события. У дочки есть собака — Боб. И его покусал боксёр. Мы с женой думали, что он умрёт. А Боб выжил, выздоровел, и это для меня сейчас самое большое счастье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 15 ноября 2017

Заголовок в газете: Ужин оптимиста

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру