Харламов. Спасибо, что такой

Фильм о хоккее сняли как про войну

Взрослым легенды нужны гораздо больше, чем детям. Именно об этом подумалось после просмотра нового фильма Николая Лебедева «Легенда № 17». Это история о замечательном хоккеисте и времени, в котором рождались настоящие герои. История, которая должна не столько воспитывать подрастающее поколение, сколько убеждать современников Харламова в том, что только в их среде могли появиться такие люди, что только в СССР, откуда все мы родом, родину любили, как ее должно любить. Не то что ныне.

Фильм о хоккее сняли как про войну

Чтоб больше не возвращаться, сразу несколько слов о подрастающих. Довелось побывать на сеансе, на который привели 11-12-летних школьников. По идее, именно на них и рассчитан данный продукт. Но детвора весь фильм проболтала, проявив неподдельный интерес лишь дважды — когда на экране мелькали голые женские тела. В первом случае Харламов с приятелем просыпаются в компании девиц, которых сняли в ресторане. Во втором с дивана встает будущая жена Валеры Ирина. Встает и, демонстрируя свою фигуру, подходит к окну. Совсем как Лариса Белогурова в «Гении» с Абдуловым в главной роли. Никакой художественной ценности эпизод не имеет, никакой смысловой нагрузки не несет, то, что Харламов, а в другом случае Абдулов переспал с девушкой, можно было объяснить и по-другому. Но если в начале 90-х, когда был снят «Гений», показать обнаженную натуру все еще считалось смелым шагом, то в наши дни удивить этим уже никого не удается. Может, режиссер проспорил кому-то, может, попросили, чтоб в портфолио у актрисы была голая попка, но в патриотическом фильме точно можно было обойтись без этого. Во избежание ненужных смешков.

Вообще понять нынешних подростков можно. Они ведь знают совершенно другого Харламова — Гарика «Бульдога» из «Камеди». Потому кто-то, возможно, настраивался посмеяться над очередным самым лучшим фильмом. А тут эпос, причем местами драматический.

Создатели фильма о Харламове не стали повторять ошибок картины о Высоцком, где авторы откровенно зациклились на сходстве актера Безрукова с главным героем. Силиконовый Владимир Семенович впечатление произвел, но только этим и поддерживался интерес к откровенно скучной истории. Зрители не за развитием сюжета следили, а за тем, в каком ракурсе Безруков больше похож на Высоцкого, а в каком — меньше. И Безруков ли это вообще. В «Легенде № 17» на своих реальных прототипов, по-моему, не похож никто. Сказали, что Олег Меньшиков — это Анатолий Тарасов, ну и дай-то бог. Сходства никакого, но уже и не отвлекаешься. Партнеры Харламова по первому звену — Михайлов и Петров — мелькают часто, но именно мелькают, чтобы не было возможности сравнить эти лица с теми, которые многим знакомы с детства. Данила Козловский тоже, конечно, не Харламов, но это и хорошо. По крайней мере, точно знаешь, что это не Безруков.

Несмотря на автобиографическую нарезку жизнь реального Харламова в кино смонтирована, как «Криминальное чтиво». Куски переставлены местами, но сделано это совершенно оправданно, именно так и достигается наибольший эффект. В действительности сложный перелом ноги Валерий получил спустя несколько лет после суперсерии 1972 года с канадцами, а не за несколько месяцев до ее начала. Миллион долларов за переход в НХЛ ему предлагали в Канаде, а не в СССР, и не до серии, а после. На самом деле с будущей женой Харламов познакомился в ресторане, а в фильме он, совсем как Штирлиц, помогает неизвестной девушке донести до автобуса чемоданчик, а потом видит ее проезжающей в общественном транспорте. Анатолий Тарасов сразу бросил молодого форварда в бой, но нужна была интрига, потому в картине Харламов по требованию тренера сидит на трибуне, собирает шайбы в ведро после тренировки и страшно страдает, а куратор по партийной линии в исполнении Владимира Меньшова выступает Мефистофелем — подзуживает, ублажает, угрожает…

И знаете… так и надо. Так легенды и пишутся. Илья Муромец тоже не сидел 33 года на печи, ясно ведь, что приврали. И Соловей-разбойник никого свистом с ног не сбивал. Нормальный маркетинговый ход. Нелепые подробности помогают раскрутить историю, сделать ее популярной. Вспомните «Ландыш серебристый», где папа главной героини становится исполнителем блатных песенок. Где его по легенде нашли? На помойке, кажется? Зацепить нужно толпу, и для этих целей все сгодится.

Потому пусть. Аляповатостей в «Легенде № 17» много, избежать их было трудно, но ты понимаешь, что все благоглупости работают на общую идею — любите Родину, мать вашу! Если в Канаде играется матч, его не могут смотреть в прямом эфире простые советские люди — врачи и больные, милиционеры и обитатели «обезьянника». Хотя бы потому, что первый матч серии показывали на следующий день в записи. И в Испании вряд ли кто-то приник к экранам телевизоров. Но как еще было сказать о важности игры?

Об Испании отдельный разговор. Понятно, что обойти тот момент, что мать Валерия — испанка, было нельзя, но коррида лежала слишком на поверхности. На несколько месяцев мама Харламова действительно вывозила сына на свою историческую родину, потому почему бы не пофантазировать. Бегущие по улицам быки? Легко. Маленький Валера бежит спасать собачку и застывает перед разъяренным животным? Проглотим. Но почему испанская мать не бежит спасать сына, а лишь изредка покрикивает с балкона «Валера!»?

Авторы «Легенды № 17» весьма успешно воспользовались рецептурой проверенных временем советских фильмов. В конце концов, «Чапаев» с неподражаемым Бабочкиным тоже не стремится к исторической правде. Важнее было создать запоминающийся образ. Поэтому Чапай для нас — с картошкой на столе, «думающий», журящий Петьку, поющий, не переплывающий Урал. Собрали все легенды о Чапаеве и сконструировали из них бессмертную картину. Продолжений тогда не снимали, а душа просила. Потому и разошлись в народе многомиллионным тиражом анекдоты про Василия Иваныча и Петьку.

В фильме о Харламове тоже собраны наиболее занятные подробности, которые порой торчат из сюжета, как перья из старой подушки. Испанские песни под гитару, разговор с канадским игроком, восхищающимся дриблингом Валерия, ночной звонок Тарасову, когда у телефонной трубки собралась вся советская команда… Но вот как-то это не раздражает.

Любопытно, что в «Легенде» есть немало сходства с другим культовым советским фильмом — «Высотой» Александра Зархи. В начале картины Харламов и защитник Гусев также демонстрируют бесстрашие, когда на тренировке перебираются по тросу, протянутому между двумя здоровенными и высоченными заводскими трубами. Умудряются еще попутно и планы на жизнь обсудить. В «Высоте» было падение, в «Легенде» — автомобильная авария. В результате оба героя на костылях. Обоих окружают теплотой и вниманием девушки, приходят проведать товарищи по работе. А подлый начальник пытается подсунуть бумагу, которую нужно подписать и тем самым очернить прораба (тренера). Оба, естественно, отказываются, выздоравливают и назло врагам едут на новые стройки и матчи. Очень жизнеутверждающее кино. Даже девушки проходят схожую эволюцию. В «Высоте» разбитная Катька становится комсомолкой и верной подругой главного героя в исполнении Николая Рыбникова. В «Легенде» Ирина осознает, что Харламова таки можно любить между тренировками и матчами, против чего она поначалу почему-то возражала.

Хорошо снят сам хоккей. Говорю это, как человек, который хоккея посмотрел немало. Хоккей снят как война, и это очень близко к истине. Первый матч суперсерии, венчающий фильм, и был столкновением двух систем.

Чтобы сильно не заморачиваться, зрителям показывают только двоих канадцев. Изображены они тоже традиционно. Так изображали фашистов в старых фильмах про войну. Либо глупыми, с нелепыми физиономиями и в круглых очочках, либо свирепыми и злобными. Надо было еще в отместку за голливудскую манеру показывать наших соотечественников говорящими на ломаном русском заставить и канадцев говорить на ломаном канадском. Но до этого не дошло.

Немного повеселили кадры, когда злые канадцы обменивались взглядами с тренером, получали добро на откровенную грубость и неслись бить Харламова по ногам. С другой стороны, в нашей рекламе тоже встречались нелепости типа «Саша, бросай!»

…Теперь, когда каждый новый проект Первого канала или «России» вызывает всплеск интереса к истории нашей страны, начался настоящий кастинг. Про кого еще снять фильм? Владимир Путин дал указание сделать кино про великого футбольного вратаря Льва ЯШИНА. Газеты публикуют свои списки, в которых находится место Юрию Власову, Шаваршу Карапетяну, Ирине Родниной. Это в спорте. Если брать шире, то и здесь пропахали уже изрядно. Есенин сменялся Фурцевой, Брежнев — Жуковым, Колчак — Сонькой Золотой ручкой. Удивительно, почему до сих пор не снят сериал о Юрии Гагарине. Совершенно беспроигрышный вариант и очень патриотичный. Со всем набором историй о добром улыбчивом парне, которые мы знаем с детства. И чтоб Безруков в нужный момент обязательно сказал «Поехали!» Кстати, полнометражный художественный фильм про первого человека в космосе, оказывается, уже есть, но премьеры еще не было.

Нужны настоящие легенды, громкие имена. Нам нужны, взрослым людям. Потому что очень хочется верить в то, что у нас было счастливое детство, что мы все делали правильно. И что наши герои были действительно героями. А уж как в хоккей играли — словами не передать! Иди и смотри.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру