Выбить дурь

Саратовских наркоманов будут реабилитировать силовики?

Коммерческий рынок лечения зависимостей считается одним из самых прибыльных, поскольку клиенты на нем будут всегда. Два ведомства — Минздрав и Госнаркоконтроль почти три года перетягивали шитое золотыми иглами «одеяло» на себя, решая, кто же будет заниматься реабилитацией наркоманов.

 Саратовских наркоманов будут реабилитировать силовики?

Наркополицейские победили. Совсем скоро у ведомства, помимо оперативно-розыскной деятельности, появятся новые функции, а именно организация реабилитации наркозависимых граждан. Несмотря на шум, который подняла общественность по этому поводу, программа, разработанная специалистами ФСКН России, должна быть принята уже в сентябре. Что ожидает саратовских наркозависимых и их семьи через несколько месяцев, выяснял «МК» в Саратове».

И тебя вылечат!

Дебаты на тему, кто будет заниматься реабилитацией граждан, подсевших на «дурь», начались в конце 2011 г. Мин­здравсоцразвития активно лоббировал собственную госпрограмму «Развитие здравоохранения», однако проверяющие из Минэкономразвития изучили представленный медиками документ, но не обнаружили в нем никаких упоминаний о реабилитации. Госнаркоконтроль, в свою очередь, утверждал, что врачи не справляются с наркоманией, поэтому только вмешательство наркополицейских может исправить ситуацию.

Весной прошлого года ситуация усугубилась: проект рекомендаций Общественной палаты РФ гласил, что полицейским необходимо предоставить право заниматься реабилитацией наркоманов. Главный нарколог страны Евгений Брюн открыто выступил против подобной инициативы, напомнив, что Госнаркоконтроль — силовая структура и непонятно, как можно отдать реабилитацию под ее крыло. Наркополицейские от подобных новшеств открестились: мол, эта инициатива исходит вовсе не от нас, а от правозащитников. Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктор ИВАНОВ так и сказал в интервью одному из печатных СМИ: «Мы — полицейское ведомство, и брать на себя реабилитацию и лечение наркоманов было бы неправильно».

Но в конце июня этого года стало известно, что в недрах полицейского ведомства была разработана государственная программа «Комплексная реабилитация и ресоциализация потребителей наркотических средств и психотропных веществ». Государственный антинаркотический комитет ее рассмотрел и одобрил, закрепив за ФСКН статус ведущего ведомства по реабилитации наркомании. Финансирование программы предполагает громадную сумму в 180 млрд руб., на что же они пойдут? Предполагается, что негосударственные реабилитационные центры, аккредитовавшись в ФСКН, смогут проводить реабилитацию наркозависимых за счет государства, и таким образом для самих наркоманов она должна быть бесплатной. Впрочем, этот момент до сих пор неясен, как и то, дадут ли власти запрошенную сумму или же урежут ее в несколько раз. Правда, планировалось софинансирование программы — часть расходов должны лечь на плечи регионов.

Дурман-права

По большому счету, человеку с наркотической зависимостью и его родственникам совершенно все равно, какие ведомства будут осваивать государственные миллиарды. Ибо последние 6-7 лет реабилитацию взяли на себя негосударственные центры, сдирающие с родственников зависимых по три шкуры, а также совершенно темные сектантские центры, обещающие молитвой и трудом излечить от зависимости. Государственных наркологических центров в стране насчитывается не более пяти, плюс отделения реабилитации при психиатрических и наркологических клиниках, подведомственных Минздраву, в которых на начало 2012 г. насчитывалось около 2 тыс. коек — и это на всю страну. В Саратовской области несколько лет успешно функционировал реабилитационный центр «Надежда» при правительстве Саратовской области, который в 2006 г. даже был признан лучшим реабилитационным центром в России, по оценке специалистов НИИ наркологии Минздрава. Правда, реабилитация там тоже стоила денег — порядка 30-40 тыс. руб. в месяц, но в прошлом году центр приказал долго жить. Получается, пройти реабилитацию зависимому человеку в государственном учреждении невозможно. Так, может, хоть Госнаркоконтроль, несмотря на критику, сдвинет дело с мертвой точки?

Правда, в концепции программы есть довольно опасные места. Предполагается, что денежные средства будут доходить до наркоманов в виде специального сертификата на реабилитацию. Но, чтобы получить его, потенциальный участник программы должен подписать контракт с сертифицированным ФСКН реабилитационным центром и госорганом, которые будут отвечать за патронат наркоманов. Реабилитация же будет возможна не только в добровольном порядке, но и принудительно, в частности как альтернатива административному наказанию.

Но это еще не все. Те, кто станут участниками программы, попадут в специальные информационные базы, доступ к которым получат не только правоохранительные органы, но и гражданские ведомства. Сами же психические и поведенческие расстройства, возникающие в ходе приема «дури», предложено внести в перечень социально значимых заболеваний, а также заболеваний, представляющих опасность для окружающих. То есть наркомания будет соседствовать с туберкулезом, ВИЧ и сибирской язвой. И это автоматом даст право разглашать сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия самого гражданина. К чему это может привести, догадаться несложно.

Специалисты саратовского наркоконтроля версию о принудительности не подтверждают, но указывают, что «если человек тонет, его нужно спасать любыми способами».

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эдуард АБЛЯЗОВ, заместитель начальника Управления ФСКН России по Саратовской области:

— Мы ни в коей мере не подменяем собой функции Минздрава, врачи как лечили, так и будут лечить. А наркоконтроль, помимо всего прочего, продолжит заниматься профилактикой наркомании и станет контролировать эффективность работы центров, которые займутся реабилитацией наркозависимых. Ведь тут дело в чем: медико-социальная реабилитация, которую регламентирует приказ Минздрава, осуществляется в довольно короткие сроки и чаще всего — амбулаторно. То есть человек, которому сняли «ломку», возвращается в ту же среду, откуда он пришел, и наносит визиты к врачу-наркологу для проведения этой самой реабилитации. В результате из 100 пациентов, прошедших лечение, только три или пять человек прекращают употребление наркотиков. Разработанная программа по реабилитации поможет увеличить это число в несколько раз. Но для этого требуется изолировать человека не менее чем на год, поскольку генетическая память об употреблении психоактивного вещества сохраняется довольно длительный период. Реабилитация, как и лечение, в нашей стране дело добровольное, но я полагаю, что желающие ее пройти найдутся.

Из наркоманов — в сектанты?

Как наркоконтроль собирается отбирать организации, которые будут допущены к реабилитации наркозависимых? Пока все это остается под вопросом.

— Идея хорошая, но не совсем ясно, какие реабилитационные центры будут участвовать в программе, — говорит Юрий МАРТЫНОВский, руководитель саратовской региональной общественной организации «Объединенный реабилитационный центр «Соль земли». — По каким критериям будут определять, кто работает эффективно, а кто нет? Есть крупные, давно работающие центры, имеющие филиалы в регионах, а есть избушка в лесу, которая тоже называется реабилитационным центром. Поэтому пока, на мой взгляд, здесь больше вопросов, чем ответов.

Еще один момент: известно, что реабилитацию зависимостей уже не первый год активно подминают под себя различные религиозные организации. Пять лет назад саратовских наркоманов и алкоголиков активно зазывала в свои ряды организация «Преображение России». Но спустя некоторое время ее деятельность была признана Верховным судом РФ незаконной. Правда, сегодня в тех же особняках, где ранее располагалось «Преображение России», появилась организация с новым названием «Путь преодоления». Она все так же привлекает людей, «оказавшихся в трудной жизненной ситуации», развешивает рекламные объявления в общественном транспорте и на подъездах жилых домов.

Как рассказали в наркоконтроле, Саратовскую губернию облюбовала еще одна религиозная организация — церковь «Крае­угольный камень», которая в очередной раз пытается расположиться в сере Озерки, Петровского района. Но всякий раз жители деревеньки бунтуют и идут к местному участковому с просьбой убрать сектантов из села. Как сообщает сайт Антисекта. ру, организация «Краеугольный камень» является опасной тоталитарной сектой, тем не менее ее реабилитационные центры охватили уже 53 региона России. Хотелось бы надеяться, что подобные «лекари» не получат доступа к государственному финансированию.

Препаратные игры

Впрочем, некоторые врачи-наркологи уверены, что никакая реабилитация не в состоянии помочь наркоману.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Олег СМИРНОВ, кандидат медицинских наук, главный врач Саратовского городского психоневрологического диспансера:

— Реабилитация наркозависимых, которая сегодня существует, малопродуктивна, поскольку у подавляющего большинства наркоманов отсутствует мотивация к отказу от психоактивных веществ. Эти люди ведут иждивенческий образ жизни, не хотят учиться, работать, их цель — получение удовольствия, и за это они готовы даже жизнь отдать. Вы представляете, какие усилия врачей, психологов нужны для того, чтобы поставить такого человека на правильный путь и заставить отказаться от наркотиков? На мой взгляд, мотивацию к отказу от подобного образа жизни должен создавать не медик, а закон, который поставит наркозависимого в жесткие условия выбора: либо принудительный труд, либо сознательный отказ от психоактивных веществ.

Но есть существенные подозрения, что через 5-7 лет в стране будет просто некого реабилитировать. Никакими методами — ни кнутом, ни пряником.

— Сейчас в страну пришли новые синтетические наркотики, употребление которых в течение трех-четырех месяцев приводит к необратимым нарушениям мозговой деятельности, — рассказывает Юрий Мартыновский. — Если раньше был дезоморфин, который убивал человека за полгода, то теперь появились новые синтетические наркотики, которые «уносят» интеллект человека буквально через пару недель приема.

Врачи-наркологи рассказывают, что уже после первого употребления так называемых «солей» или «скорости» (синтетических наркотиков, сходных по действию с кокаином и амфетамином) вырабатывается стойкая зависимость, бессонница может длиться трое суток, а в период «марафона», когда одна доза идет за другой, — до 15 дней. Нарушается память, страдает функция внимания, начинаются тяжелейшие депрессии.

В Саратовской области ситуация с распространением синтетических наркотиков остается весьма напряженной: за шесть месяцев 2013 г. было изъято около 630 граммов запрещенных психоактивных веществ синтетического происхождения. Такого количества хватило бы на 35 тыс. условных разовых доз. Этой весной наркополицейские изъяли почти полкило «соли» на сумму около миллиона рублей. Наркодилеры распространяли наркотик просто и без затей: размещали объявления на интернет-сайтах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру