В Саратове снизились цены только на красную икру и малосольную сёмгу

Рост цен в магазинах и на рынках пытается догнать доллар, а крупные производители выставляют на всеобщее обозрение списки товаров, которые начнут стремительно дорожать уже в марте

Зато в Саратовской области всё прекрасно. Уже который год у нас самая дешёвая потребительская корзина в Приволжском федеральном округе, одна из самых низких цен на овощи (только огурцы подкачали, которые побили общероссийский ценовой показатель), да и вообще, если верить статистике, в этом году стоимость отдельных видов продовольственных товаров даже ниже, чем в 2014-м. Не верите? А зря. Попробуем разделить позитивное настроение региональных чиновников и выяснить, какие приятные и неприятные ценовые сюрпризы ожидают жителей Саратовской губернии в ближайшие месяцы.

Рост цен в магазинах и на рынках пытается догнать доллар, а крупные производители выставляют на всеобщее обозрение списки товаров, которые начнут стремительно дорожать уже в марте
Фото: Александр ЛЁГКИЙ

Оптимистическая трагедия

Уже несколько лет продовольственная корзина Саратовской губернии остаётся самой дешёвой в ПФО. В этом году та же ситуация: стоимость минимального набора продуктов питания в январе 2016-го составила 2997,78 руб. — самый низкий показатель в Приволжском федеральном округе. В других регионах (Пермская, Самарская области) её цена составляет 3,5 тыс. и более рублей. Чем не повод для радости!

Однако у местных чиновников есть и другой повод для оптимизма — статистика.

Согласно последнему исследованию Саратовстата от 15 февраля, наша область удерживает первое место по самому дешёвому продовольствию не только в ПФО, но и по всей России. Только вдумайтесь: цены на 19 из 20 продовольственных товаров у нас ниже, чем среднероссийские! Лишь один продукт из этого длинного списка — сметана — продаётся на 2 руб. дороже, чем в других регионах.

Если верить статистике, то средняя стоимость килограмма сливочного масла в нашей губернии составляет 331,8 руб., в то время как среднероссийская — 401 руб. Творог у нас дешевле более чем на 80 руб. (в области 194 руб. за кило, в РФ — 275), а твёрдые сыры почти на 50 (365 в регионе и 422 руб. по России), дешевле на 40-50 руб. колбасы и сосиски.

Овощи — отдельная «песня» нашего региона. Стоимость килограмма картофеля, согласно Саратовстату, составляет всего 16,2 руб., в то время как в ПФО его цена 16,9, а среднероссийский показатель 20,7 руб. за килограмм. У нас продаются самые дешёвые в РФ белокочанная капуста, репчатый лук, помидоры и яблоки. Немного подпортили статистику свежие огурцы: в Саратове они продаются по цене 181 руб. за кг, в РФ — 188,4, а средняя цена в ПФО — 179 руб. Такая же ситуация с морковью. Ну как тут не почувствовать гордостью за свою малую родину после таких цифр? Получается, мы живём лучше всех, так на что же жаловаться?

Однако в реальности понятие «средние потребительские цены» крайне далеко от народа. Зайдите на любой рынок Саратова или посетите овощной ларёк — картофель ниже 20-23 руб. за кг вы не найдёте. Местная капуста стоит не 18 руб., а 25, да и свежий помидор ниже 180-200 найти крайне сложно. Так откуда же берут работники статистики эти удивительные цены? Возможно, они посещают лишь сетевые магазины, в которых картофель, действительно, стоит 16 руб., а порой даже ниже (13-14). В отношении самых дешёвых в РФ варёных колбас тоже всё относительно: этот продукт отпускается в саратовских магазинах по цене от 210 до 350 руб., как и сосиски. И где же здесь найти «золотую» середину? Но, видимо, работники Саратовстата находят.

Налетай, подешевело!

Даже если не сравнивать нашу губернию с другими регионами России, а посмотреть динамику цен Саратовстата за последние 3 года, всё равно получится — живём мы неплохо, поскольку, невзирая на нестабильность курса рубля, цены на продовольствие за это время выросли в среднем на 30-50 руб. А на некоторые продукты так и вообще снизились.

Судите сами: в феврале 2014 г. 1 л пастеризованного молока 2,5% жирности стоил почти 40 руб., а сегодня его цена стала 37,9 руб. за литр. И не говорите, что так не бывает: статистика — вещь упрямая. Говядина в феврале 2016-го стоит 292 руб., в прошлом году в это же время её цена была 261 руб., а в 2014-м — 220. Куры сегодня можно купить за 116 руб., в 2015-м им цена была 129 руб., а в 2014-м — 95. Рост, как можно заметить, невелик. Рис шлифованный, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тоже упал в цене: сегодня он стоит 52,7 за кг, в 2015-м продавался по 57. Подешевел и сахар: 50 руб. сегодня, 53,6 в феврале 2015-го.

Правда, с 2014 г. наибольший рост цен отмечен на чёрный чай — почти в 2 раза (с 280 до 537 руб. за кг), гречку (с 26 до 55), вермишель (с 28 до 40 руб.), подсолнечное масло (с 59,7 до нынешних 95,7 за литр) и мороженую рыбу (с 70 до 117 руб. за килограмм).

Но, несмотря на столь оптимистичные цифры статистики, особой радости не испытываешь, особенно после походов по магазинам. Мониторинг двух рынков областного центра, двух гипермаркетов и нескольких сетевых магазинов, который провёл «МК» в Саратове», показал удручающие результаты. За последние три месяца (декабрь, январь, февраль) цены на большинство продовольственных товаров (кисломолочные продукты, молоко, подсолнечное масло, твёрдые сыры, конфеты, печенье, майонез, мясные полуфабрикаты и проч.) заметно выросли.

Подешевели только шоколадные конфеты (видимо, из-за высокой цены они перестали пользоваться спросом), красная икра (для многих горожан — исключительно праздничный продукт) и филе малосольной красной рыбы — сёмги, форели, от которой сетевики пытаются избавиться как можно быстрее, пока не истёк срок годности. Ах да, ещё мандарины с январских 95-100 руб. упали до 80-84 руб. за кило: конечно, мизер, но приятно.

Кстати, прохладное отношение покупателей к шоколаду заметил и исследовательский холдинг «Ромир». Как выяснили специалисты холдинга, с окончанием новогодних праздников потребность в шоколаде в подарочных количествах отпала, и индекс пошёл вниз. В частности, в январе относительно декабря на 17% сократилось количество семей, которые покупали шоколад.

Не слишком жирно?

Но было бы не так досадно, если бы за высокую цену можно было приобрести товар действительно хорошего качества. Увы, Рос­потребнадзор по Саратовской области регулярно наталкивается на некачественные и фальсифицированные продукты.

В прошлом году ведомство из-за различных нарушений забраковало 8 тонн продукции. Так, в пробах замороженного рыбного филе, а также мидий и креветок было установлено превышение массовой доли ледяной глазури (иными словами: кладёшь 0,5 кг рыбного филе на сковородку, а после жарки получаешь 250-300 г продукта). Признаки фальсификации в связи с несоответствием по жирно-кислотному составу (присутствие жиров немолочного происхождения) выявлялись в масле сливочном, молоке, сметане, сгущённом молоке.

К слову, с молочным фальсификатом беда не только в нашем регионе, но и по всей стране: производители заменяют молочные жиры растительными, причём зачастую даже не пишут об этом на упаковке. Одному из федеральных СМИ исполнительный директор Национального союза производителей молока Артём БЕЛОВ выложил простой математический расклад. «Для того чтобы произвести килограмм сыра, необходимо порядка 10 кг молока. Для того чтобы произвести килограмм сливочного масла, необходимо порядка 20 кг молока. Соответственно, если мы подсчитаем, что килограмм молока — 20 рублей, то килограмм сыра — только сырьевая составляющая цены — около 150 рублей, по маслу — около 300 рублей», — сказал Артём Белов.

Соответственно, если на полке появляется продукт, который за килограмм стоит 150, 200, 250 руб., возникает вопрос, насколько этот продукт качественный. Причём заметим, что цены указаны оптовые, без магазинных накруток.

Горький шоколад

С марта потребители увидят подорожание во многих группах товаров. Первое — это овощи, ведь весной местная капуста, картофель и морковь постепенно исчезают с прилавков рынков и сетевых магазинов, их место занимает импортная продукция (Египет, Аргентина). Как предупреждают в Министерстве сельского хозяйства России, в марте цена одной буханки хлеба поднимется в среднем на 20%. А так как акциз на бензин с 1 апреля станет выше, это потянет за собой постепенный, но неуклонный рост всех товаров народного потребления.

Саратовцам придётся экономить и на хозяйственных нуждах: в связи с повышением курса валют производители и дистрибьюторы многих популярных товаров иностранных марок предупредили о предстоящем росте цен на продукцию с 1 марта 2016 г. В канун Международного женского дня компания Фудлайн, поставляющая на российский рынок конфеты Mars, Snickers, Milky Way, Bounty, Dove и Коркунов, сообщила своим партнёрам, что цены на сладкое лакомство вырастут примерно на 20%. Что явно огорчит представителей сильного пола, решивших преподнести всей женской части семьи или своего коллектива по коробочке конфет. Можно догадаться, что следом (без официального заявления) поднимут стоимость шоколада и отечественные производители. Хотя, казалось бы, — куда выше? 90-граммовая плитка шоколада «Россия — щедрая душа» стоит в саратовских магазин около 70 руб. Продукт Бабаевской кондитерской фабрики стоит ещё выше, кондитерская фабрика «Победа» с горьким шоколадом тоже не отстаёт от конкурентов, хотя в некоторых магазинах, не накручивающих цены до небес, продукцию «Победы» можно найти по вполне вменяемым ценам — 45-55 руб. (молочный шоколад).

Рублёвая пуща

Впрочем, не только продовольственная сфера столкнется с нежелательным, но неизбежным ростом цен. Производители косметики и бытовой химии уже упомянули о неизбежном повышении. Как стало известно, в связи с ухудшением экономической ситуации, а также со стремительной девальвацией рубля компания «Первое решение», которая производит серию продуктов «Рецепты бабушки Агафьи», поднимает цены на многие товары: крем для лица, жидкое мыло, зубной порошок, настои для бани, ванночки для ног и другие товары этой серии подорожают до 35%. «Пересмотр цен связан с высоким уровнем импортных компонентов, входящих в состав и упаковку выпускаемой продукции», — говорится в письме российской компании. Можно догадаться, что следом изменят ценовую политику и другие российские производители.

Существует единственное но: цены можно поднимать до бесконечности, другой вопрос — будет ли спрос? Уместно вспомнить март прошлого года, когда компания «Procter & Gamble», чьи товары занимают примерно 50% продукции, продающейся на российском рынке, подняла цена на 15-30%. В результате спрос упал, и компания постепенно снизила стоимость многих товаров.

Стоит отметить, что сегодня в магазинах, торгующих бытовой химией и недорогой косметикой, практически пусто. То ли саратовцы никак не придут в себя после новогодних праздников, во время которых потратили все неприкосновенные запасы, то ли закупают дешёвую химию в других местах. Известно, что крупные гипермаркеты, работающие в Саратове, имеют свою собственную торговую марку экономичных товаров. И будь то замороженные полуфабрикаты, подсолнечное масло, пиво или рулон бумажных полотенец, их стоимость гораздо ниже, чем «брендовых». А уж какое качество — это другой вопрос.

Согласно недавнему соцопросу ВЦИОМ 35% россиян стали экономить на продуктах. Минэкономразвития РФ озвучило ещё более печальные данные: объёмы розничной торговли в России откатились на 40 лет назад. И всё больше активных покупателей переходит в разряд «наблюдателей за торговым процессом». Проще говоря, заходят в магазин, смотрят на цены и... ничего не берут.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Дырка от рублика

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру