Два саратовских моста входят в десять самых протяжённых мостовых переходов в России

Минувший год ознаменовался круг­лой датой: 80 лет со дня образования Саратовской области

А это очередной повод вспомнить историю нашей малой родины, которая не ограничивается рамками создания региона.

Минувший год ознаменовался круг­лой датой: 80 лет со дня образования Саратовской области
фото saratov.gov.ru

Во время празднований юбилея губернатор Валерий РАДАЕВ сказал: «Волга — душа России, а Саратов — сердце Волги. Благодаря Волге Саратов имеет выход к Каспию, Азову, Балтике и северным морям. Окажешься на стыке Волжского и Донского бассейнов, например в селе Озёрки Петровского района, и можешь смело выбирать маршрут: двигаться на Каспий или к Чёрному морю. Ген лидерства заложен в нас с незапамятных времен! В чём-то мы первые, в чём-то единственные, а значит, уникальные».

Так чем же мы, саратовцы — жители Поволжья, счастливчики, которые могут одновременно насладиться красотой Волги, изгибами холмов, густотой лесов,— уникальны, чем мы заслужили такое счастье — жить здесь, на этой героической земле?

«Ген лидерства» у жителей Саратовской области сформировался давно, с незапамятных времён, но мы обратимся, пожалуй, лишь к заключительному этапу его формирования — временам, когда Саратовская губерния, её обычаи и имена уроженцев уже гремели на всю страну, а точнее — империю. Да, административно-территориальные границы и наименования менялись: губерния, край, область, но центр оставался неизменным — Саратов.

По переписи 1897 г. Саратов был

третьим по численности населения в границах современной России городом, уступая лишь Москве и Петербургу. Под стать статусу в Саратове многое появлялось раньше, чем в других провинциальных городах Российской империи. У нас открылась первая в провинции консерватория. Именно здесь появился первый и последний в дореволюционной России ХХ в. университет — сейчас это НИУ СГУ им. Н. Г. Чернышевского.

Первый провинциальный общедоступный художественный музей распахнул свои двери опять-таки в Саратове в 1885 г. Радищевский музей удивляет и заставляет трепетать сердца искусствоведов и туристов со всего мира до сих пор. Такой богатой коллекции, такого количества картин известных художников нет ни в одной галерее провинциальных музеев.

В некоторых моментах Саратов шёл даже впереди столиц! В 1876-м в Саратове был построен первый в России стационарный цирк. Выстроен он был на деньги

братьев НИКИТИНЫХ, уроженцев Саратовской губернии. Цирковая труппа, тоже впервые для нашего государства, состояла преимущественно из отечественных артистов. До этого в цирковых программах доминировали иностранцы, которые чаще были и владельцами цирков. Советский период ознаменовался появлением в Саратове первого в СССР театра для детей. ТЮЗ начал работу в 1918 г., в то время как в Москве Первый государственный театр для детей открылся лишь в 1920-м. Ещё одно заметное событие: в 1948 г. в Саратове, сердце Волги, прошли первые в СССР массовые крещенские купания после гонений на церковь. Это было грандиозно, очень смело, уникально!

Теперь несколько слов о вещах совсем не поэтичных, но практичных — о производстве. На этом поприще наша земля «выстрелила» ещё в конце XIX в., когда вольский изобретатель Фёдор БЛИНОВ сконструировал первый в России гусеничный трактор. С приходом советской власти наши позиции в промышленности росли с каждым годом. Годы первой пятилетки дали новый повод говорить о лидерстве: в Саратове появился первый в СССР (и третий в мире) завод щелочных аккумуляторов, был построен первый в СССР и крупнейший в Европе на тот момент крекинг-завод. Началось строительство третьего в стране завода шариковых подшипников (ГПЗ-3).

В 1931 г. был сдан Саратовский завод комбайнов, через несколько лет переоборудованный в авиационный завод. Он выпустил десятки тысяч самолётов во время Великой Отечественной войны, чем внёс значительный вклад в победу над фашистской Германией. В 1970-2000-х авиазавод выпускал гражданские самолёты Як-40 и Як-42, которые до сих пор используются российскими и зарубежными авиакомпаниями. В 1956 г. именно на Саратовском авиационном заводе родилась известная всей стране система бездефектного изготовления продукции и сдачи её с первого предъявления. Она в разы снизила количество брака и увеличила экономические показатели промышленного производства в СССР.

Станкостроительная отрасль в Саратове была представлена несколькими заводами, и все они занимались уникальным производством. До нас нигде в мире, кроме американского завода «Глиссон», не умели изготавливать станки для нарезания и шлифовки конических зубчатых колёс. Этим начал заниматься завод зубострогальных станков. Он же в 1950 г. выпустил первый в СССР станок для универсальной обкатки деталей. Завод тяжёлых зуборезных станков производил уникальные для СССР и Европы автоматические линии по нарезанию прямозубых колёс. Станкостроительный завод выпускал первые в стране универсальные суперфинишные и полировальные полуавтоматы. Саратовский завод «Сардизель» единственный в СССР изготавливал регуляторы числа оборотов для дизелей.

Наверняка каждый помнит один из элементов советского быта — полки с посудой из хрусталя и хрустальные люстры. Но мало кто знает, что большая часть хрусталя была произведена на Саратовском заводе техстекла. История саратовского стеклопроизводства началась в 1958 г., когда на заводе была введена в строй крупнейшая на тот момент в Европе система непрерывного проката стекла. К 1980 г. завод производил 10,5 млн кв. м технического стекла в год, что больше, чем все другие стекольные предприятия СССР вместе взятые. Стекло саратовского завода использовалось для строительства Кремлёвского Дворца съездов, Ленинского мемориального центра в Ульяновске, Бородинской панорамы в Москве, здания СЭВ.

Другие элементы зданий, произведённые в Саратове, связаны с культурой. Единственный в РСФСР механический завод театрального и библиотечного оборудования, открытый в Саратове, занимался оснащением сцены нового здания МХТ, театра «Современник», Московской филармонии.

Дети во многих школах страны брали «частичку» Саратова собственными руками, ведь каждый четвёртый учебник в РСФСР печатался на Саратовском полиграфкомбинате.

Не уступал наш город и в сфере высоких технологий. Первый в СССР дистанционный консультативно-диагностический кардиологический центр был создан во 2-й городской больнице. В начале 1980-х в Саратове был открыт самый современный в СССР таксопарк. В его комплекс входили многоэтажный эстакадный гараж, столовая, медсанчасть, библиотека, комнаты отдыха, двухэтажная мойка, компьютерный контроль и другие «ноу-хау» того времени.

Что касается сооружений, то и здесь Саратов зачастую шагал впереди «паровоза». Об этом техническом средстве мы, к слову, упомянули не случайно. В начале 1935 г. около Саратова был достроен крупнейший в Европе железнодорожный мост через реку. Автодорожный мост Саратов — Энгельс на момент открытия в 1965 г. стал самым длинным мостом в Европе (2826 м). Сегодня наша область — единственная, где одновременно два моста входят в десять самых протяжённых мостовых переходов в России (автодорожный мост и мост у села Пристанное).

Городам Саратовской области тоже есть чем гордиться. В Балакове одновременно осуществлялось пять всесоюзных ударных строек. Это один из двух городов России, где представлены все три главных варианта электростанций: Балаковская АЭС, Саратовская ГЭС и ТЭЦ-4. В Вольске 2 мая

1920 г. был установлен и до сих пор стоит единственный в мире памятник первой Конституции РСФСР.

Наша область внесла значительный вклад в развитие мелиорации и газовой промышленности. Для питания водой засушливых степей Заволжья в 1972 г. был вырыт 120-километровый Саратовский оросительно-обводнительный канал. По размаху мелиоративного строительства Саратовская область вышла на первое место в стране. Первый в СССР магистральный газопровод Саратов — Москва был построен в годы Великой Отечественной войны от Елшанского месторождения и запущен в 1946 г. Елшано-Курдюмское искусственное подземное хранилище газа стало первым в СССР сооружением подобного типа.

Саратов — пионер в области создания городских пространств. Первая пешеходная зона в РСФСР появилась в Саратове в 1985 г. Тогда была сдана последняя очередь проспекта Кирова и Аллеи роз, поэтапно переводимых в пешеходные улицы с 1983 г. Реконструкция московского Арбата, хоть и началась раньше саратовского проспекта, завершилась лишь в 1986-м. Москвичами был использован и успешный саратовский опыт.

В юбилейном 2016 г. пешеходная зона Саратова была продлена. Теперь от улицы Радищева, где она заканчивалась ранее, саратовский «Арбат» ведёт нас по улицам Волжской и Октябрьской вниз, к набережной Космонавтов… А скоро саратовская пешеходная зона станет самой длинной в Европе, соединившись в кольцо через городской парк и бульвар на улице Рахова.

«Мы видим цель, у нас достойные конкуренты, это подстегивает и заставляет быть на шаг впереди», — отметил губернатор области Валерий Радаев. А с таким настроем в истории Саратовской области будет ещё немало знаковых событий, самоотверженных побед и гениальных достижений. Нужно всего лишь каждому внести свой вклад в процветание родного края.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 18 января 2017

Заголовок в газете: Гусеничный трактор, цирк, хрусталь и другие плоды «гена лидерства»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру