Знаменитый комдив «приплыл» к своему 130-летнему юбилею

В мире существуют только два человека с революционным прошлым, которые пользуются столь беззаветной и столь массовой народной любовью

И оба на «Ч»: команданте Че Гевара и, разумеется, он, Василий Иванович Чапаев. Причём большинству тех, кто считает легендарного комдива ярчайшим символом Гражданской войны, знаковым её феноменом, прекрасно известно: есть Чапаев исторический и — есть Чапаев мифологический, созданный в творческой лаборатории писателя Фурманова и кинематографистов братьев Васильевых.

В мире существуют только два человека с революционным прошлым, которые пользуются столь беззаветной и столь массовой народной любовью
фото ru.wikipedia.org

Понятно и то, что исторический Василий Иванович едва ли располагал столь роскошными предпосылками для попадания в историю (и последующего фундаментального закрепления в ней), как красные командиры действительно первой величины: «красный Бонапарт» Михаил ФРУНЗЕ, беспощадный стратег ТУХАЧЕВСКИЙ, ещё один будущий маршал БЛЮХЕР, «первая скрипка» Западного фронта РККА командарм КОРК и фронта Южного — командарм УБОРЕВИЧ… И поныне фактически покрыты забвением имена главкома республиканских ВС Сергея КАМЕНЕВА и командарма 2-й Конной Филиппа МИРОНОВА. А вот ЧАПАЕВА знают все.

На фоне каждого из названных военачальников В. И. (человек, безусловно, храбрый и преданный делу революции) — всё же фигура, образно говоря, не главного калибра. При этом, если пользоваться выдержкой из характеристики другого героя анекдотов, характер у Чапая был отнюдь не «нордический, выдержанный»: присутствовали там «атаманские» нотки, не был лишён он и простого человеческого тщеславия: передвигался по степи на ярко-красном трофейном «паккарде»; во вверенной же Чапаеву 25-й стрелковой дивизии были сильны анархические настроения, а её этнический состав был, прямо скажем, интернациональным: венгры, китайцы, поляки, латыши, башкиры и мордва; имелся даже негр-чапаевец по имени Джоник! Это, конечно, не растрёпанное воинство батьки МАХНО и не уголовный серпентарий Григория КОТОВСКОГО, но всё же…

Однако это не помешало Чапаеву приобрести большую прижизненную и поистине колоссальную посмертную славу. На 9 февраля сего года приходится 130-летний юбилей легендарного комдива. Очевидно, что Чапаев и поныне является одним из ярчайших брендов Саратовской области: здесь, в селе Балаково, он провёл детство, здесь, в Николаевске (ныне Пугачёве), создавал уездную Красную гвардию; здесь, в саратовском госпитале, он встретил Февральскую революцию. Его имя в фильме «Чапаев» (1934) обессмертил уроженец Саратова Борис БАБОЧКИН, создавший тот самый хрестоматийный образ: всадник на лихом скакуне, летящий во главе конной лавы и с шашкой наперевес… Человек, вросший в коня, «красный кентавр»…

Но обо всём по порядку.

 

Царь, бог и герой

Так почему именно Чапаев?..

Почему именно он в умах советских граждан стал самым жизнеспособным и самым ярким символом Гражданской войны? На это вопрос отвечали сотни раз, и каждый ответ отличался от другого.

Существует красивая версия, связанная с волеизъявлением товарища СТАЛИНА. Спустя несколько лет после смерти ЛЕНИНА и в периметре усиливающейся внутрипартийной грызни Иосиф Виссарионович решил воссоздать «народную» идеологическую парадигму «Бог, царь и Отечество», перекликающуюся, правда, с канонически революционным: «Никто не даст нам избавленья,// Ни бог, ни царь и ни герой…» В роли нового божества выступил, разумеется, мумифицированный и донельзя мифологизированный Ленин, роль царя успешно примерил сам ИВС («Кто ты теперь?» — «Царя помнишь? Ну, я теперь вроде царь», — так ответил на вопрос матери, приехавшей в Москву, сам Сталин. — Авт.). Остаётся Отечество, новая советская Родина, омытая кровью революции и Гражданской, а стало быть, нужен чёткий образ того, кто эту Родину защитил. Это пропагандистская задача государственной важности, кроме того, на момент выхода кинофильма «Чапаев» Сталин уже знает, что «ленинской гвардии», и её военному сегменту в частности, потребуется серьёзная чистка — что и происходит три года спустя. Имена множества героев Гражданской, полководцев крупных, маститых, масштабных, будут вымараны из отечественной истории и из школьных учебников — образуется большая лакуна, и фигуры выбывших нужно заместить…

И вот — Чапаев. Человек из низов, человек самого простецкого происхождения, практически без образования; при этом Воин с большой буквы — участник Первой мировой, кавалер трёх «георгиев» (более того, утверждали, что он полный Георгиевский кавалер — но не доказано), участник великого Брусиловского прорыва. Словом, настоящий русский солдат, искренне поверивший в идеи революции и, что самое существенное, отдавший за это жизнь. Книга Дмитрия ФУРМАНОВА и гениальный фильм братьев ВАСИЛЬЕВЫХ сделали из этой славной биографии подлинный культ, звенящий культ «красного кентавра». И дело сделано: герой найден — парадигма полнокомплектна — разрыв в лаве событий закрыт. Всё. Точка.

Оговоримся: я вовсе не хочу сказать, что посмертная слава Василия Ивановича зиждется исключительно на пропагандистских посылах. Без фундамента, которым может выступать только реально незаурядная личность, реально выдающаяся биография, миф такого уровня создан быть не может. Другое дело, что из обычного комдива уже после его смерти сделали крупную фигуру идеологического фронта, каковой он, безусловно, не являлся: якобы лично Лев ТРОЦКИЙ, отец-основатель РККА, так боялся популярности Чапаева в армии, что искал способ его устранить, — об этом красочно пишет в своих мемуарах знаменитый соратник

В. И., ещё один саратовский «человек-улица» Иван КУТЯКОВ. Не иначе как чистым совпадением следует назвать то, что мемуары эти были написаны в разгар борьбы с троцкизмом, а противостояние Троцкий — Чапаев (фигуры, мягко говоря, неравновеликие) живо воссоздаёт в памяти хрестоматийную цитату из мемуаров маршала ЖУКОВА: «Мне нужно посоветоваться с полковником БРЕЖНЕВЫМ…»

 

До и после Урала

Василий Чапаев родился 28 января (9 февраля по новому стилю) 1887 г. в семье небогатого крестьянина в деревне Будайки Чебоксарского уезда Казанской губернии. Существует забавная версия, касающаяся этимологии родовой фамилии Чапаева: так, его дедушка Степан ГАВРИЛОВ занимался сплавом брёвен по Волге, и, когда брёвна относило течением, покрикивал на своих товарищей по работе: «Чепай! Чепай!» — т. е. хватай, держи крепче! Отсюда и пошло прозвище, ставшее фамилией: Чепаев. (Перемена буквы «е» на «а» в фамилии Чапаева, судя по всему, на совести его комиссара Фурманова. — Авт.) В 1897 г. семья Чепаевых переехала в Балаково, где Василий поступил в 4-классную церковно-приходскую школу, но так её и не окончил и устроился в лавку торговца щетинными товарами, потом работал плотником.

С началом Первой мировой Чапаев был призван в армию: сперва — 159-й запасной полк, дислоцировавшийся в Аткарске, а с января 1915-го — театр реальных боевых действий и 326-й Белгорайский пехотный полк, Юго-Западный фронт, Волынь и Галиция… Ранения, награды, тяжёлая боевая работа... Февральскую революцию В. И. встретил в госпитале в Саратове, Октябрьскую — в Николаевске (Пугачёве); революцию принял, в первые же дни Октября вступил в РСДРП(б), активно участвовал в установлении Советской власти на территории губернии, создавал Красную гвардию и формировал в мае 1918-го два полка РККА: имени Степана Разина и имени Емельяна Пугачёва — основу Пугачёвской бригады, будущей легендарной 25-й дивизии… Воевал с калединцами, белочехами, мятежной Народной армией

КОМУЧа — успешно. Учился в академии Генштаба — крайне неудачно: теории не принимал, рвался на фронт, умоляя дать ему хотя бы роту, лишь бы избавиться от «науки»: «Придумать такую несуразицу — боевых людей за парту!»

…Над гибелью Чапаева в волнах Урала не плакал в детстве разве что самый чёрствый и жестокосердный советский школьник. Известно, что В. И. погиб 5 сентября 1919 г. в результате глубокого рейда казачьего отряда генерала БОРОДИНА: 12 сотен белых бойцов напали на штаб 25-й дивизии в городе Лбищенске (ныне село Чапаев в Западно-Казахстанской области РК), объект хорошо охраняемый (1000 штыков); напали, как известно, успешно, застав чапаевцев врасплох. И: «До красных отрядов, река, добеги,// Скажи, что любимый Чапаев погиб.// Пусть конница мчится, пусть пули свистят,// Пусть красные белым за всё отомстят!..»

Чапаевский миф оказался настолько пронзителен, что работал на обороноспособность страны и по прошествии десятилетий после того рокового лбищенского рейда белых. Имя В. И. получило мировую известность. В частности, в пору гражданской войны в Испании (1936-1939) против франкистов воевали сразу три предводителя повстанцев, носящих оперативный псевдоним «Чапаев». Когда началась Великая Отечественная война, на экраны вышел агитационный короткометражный фильм «Чапаев с нами» следующего содержания: В. И. всё-таки доплывает до «того берега» Урала и, выйдя на сушу, призывает громить нацистов до победного: «Ещё лучше деритесь! Не давайте пощады врагу, а я проклинаю его чапаевским проклятьем!..» Нет надобности говорить, что в роли воскресшего комдива снова выступил Борис Андреевич Бабочкин.

 

«Другая жизнь и берег дальний»

После смерти Сталина чапаевская легенда утратила былой агитационный накал и претворилась в более лёгкие и летучие формы: анекдот. Возникновение чапаевского цикла традиционно датируется 50-60-ми годами XX в. Свод народного творчества о комдиве пополняется до сих пор, диверсифицируя форматы подачи материала (одни компьютерные игры про В. И., популярные 10-15 лет назад, чего стоят: «Петька и Василий Иванович-2: Судный день», «Петька и Василий Иванович спасают Галактику» и т. д.).

В «лихие 90-е» Василия Ивановича хуже, чем в Урал, окунули в грязь разоблачений и развенчаний: его принялись поливать все кому не лень, доказывая, что это был никчёмный горе-вояка, пьяница и недоучка, мифочеловек, раздутый сталинской машиной агитпропа. Что Чапаева сдало колчаковцам само высшее командование Восточного фронта РККА (Владимир ОЛЬДЕРОГГЕ с согласия Фрунзе и Троцкого) — дескать, устали от «бандитизма и беспредела» В. И. и его пёстрого воинства… Что дивизия Чапаева сплошь состояла из головорезов и люмпена.

Тут, конечно, обидно: в рядах 25-й Чапаевской стрелковой дивизии находилось немало бойцов, позже, без преувеличения, покрывших себя бессмертной славой. Наших земляков — в том числе. Ивана Кутякова, принявшего дивизию под своё командование после гибели Чапаева, я уже упоминал. Хотелось бы назвать ещё несколько имён чапаевцев. Сидор КОВПАК — самый знаменитый партизан Великой Отечественной, ещё один участник Брусиловского прорыва, был начальником трофейной команды 25-й дивизии. Иван ПАНФИЛОВ — командир взвода в дивизии Чапаева. Александр БЕЛЯКОВ — будущий штурман Валерия ЧКАЛОВА, участвовавший в перелёте через Северный полюс до берегов Америки (сам Чкалов, памятуя о прошлом своего подчинённого, иронически именовал его «Чапай»). Наконец, Пётр ИСАЕВ — тот самый Петька, уроженец села Корнеевка Саратовской губернии.

Нам, ныне живущим, вообще трудно представить невероятную концентрированность исторического процесса во времена Гражданской войны. В считаные дни укладывалась плотнейшая масса событий, которая в иных обстоятельствах оказалась бы растянута на годы и десятилетия. Преобразования, катастрофы, сломы, прорывы следовали одни за другими; карьеры делались моментальные, во главе дивизий, армий и фронтов вставали недавние прапорщики и фельдфебели. Один вал исторических феноменов и личностей, выброшенных на берег истории, тотчас же смывался следующим валом, и так до бесконечности. И только немногие смогли уцелеть при жизни и не схлынуть пустой грязной пеной после смерти...

«Знаешь, какая жизнь будет? Помирать не надо!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 8 февраля 2017

Заголовок в газете: Чапаев: купание красного кентавра

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру