Нетрезвых саратовцев лишат алкогольной «добавки»

Вместо того чтобы заниматься своим непосредственным делом — лечением граждан, российский Мин­здрав фонтанирует идеями, которые порой к компетенции ведомства не имеют никакого отношения

На этот раз чиновники в белых халатах решили приобщиться к алкогольной тематике, ведь по федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» не прошёлся только ленивый. Поправки в данный закон, разработанные специалистами ведомства, удивили даже старожилов алкогольного рынка: Минздрав предложил ограничить продажи спиртного нетрезвым покупателям.

Вместо того чтобы заниматься своим непосредственным делом — лечением граждан, российский Мин­здрав фонтанирует идеями, которые порой к компетенции ведомства не имеют никакого отношения

Причём эта норма распространяется как на розницу, так и на общепит: кафе, бары и рестораны. В инициативе и последствиях её применения разбирался «МК» в Саратове».

 

Фейсконтроль для покупателя

«Доколе?» — возопят добропорядочные посетители винно-водочных отделов. Уж сколько препон власти ставили тем, кто никак не хочет приобщаться к здоровому образу жизни: и спиртное запретили продавать ночью, и цены подняли на алкоголь, молодёжь, та вообще целыми днями носит в кармане изрядно помятый паспорт — а вдруг пригодится вечером, бутылочку пива купить? Про предпринимателей, мужественно тянущих свою торговую «алкогольную» ношу, и говорить нечего: отчислений в бюджет требуется всё больше и больше, а где их взять, если законотворцы медленно, но верно закручивают гайки?

Впрочем, Минздрав РФ с законопроектом о новых правилах продажи алкоголя тоже можно понять. Как считают эксперты ведомства, это позволит укрепить здоровье нации, снизить количество ДТП и преступлений с применением насилия, а также хулиганских действий. Мера должна быть эффективной, считают авторы документа, требуется лишь сущая мелочь: разработать метод оценки алкогольного опьянения покупателей. Вообще-то с этого и надо было начинать, но в нашей стране почему-то принято сначала внести инициативу, а потом уже думать о том, как она будут исполняться на практике. Сейчас ведомство объясняет, что признаки опьянения, которые послужат для отказа в продаже алкоголя, будут определены в подзаконных актах.

Подобный мировой опыт уже есть: в тридцати штатах США имеются законодательные положения, которые налагают серьёзную ответственность на учреждения за продажу алкоголя гражданину, который, напившись до беспамятства, причинил травмы или смерть другим людям.

Но заметили, насколько велика разница законодательных формулировок в США и России? Власти американских штатов наказывают уже после факта совершения преступления пьяным клиентом, поэтому бары, рестораны и магазины вырабатывают для себя тактику продаж, которая убережёт их от лишних проблем. У нас же предлагают ужесточать ответственность ещё на стадии продажи бутылки водки нетрезвому покупателю: мол, как бы чего не вышло… Чиновники называют это «профилактикой», вот только за чей счёт она будет проводиться?

 

Навстречу самогону

По мнению Михаила ПЕТРИЧЕНКО, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области, в последнее время поступает много поправок в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…».

— Каждое ведомство стремится указать, как можно продавать, а как нельзя, — высказывает своё мнение бизнес-омбудсмен. — На мой взгляд, нужно не править нормы, а полностью пересмотреть закон. Это снизит напряжённость бизнеса и постоянное ожидание новых изменений. Что же касается предложения федерального Минздрава, то, думаю, в любом случае будет виноват предприниматель. Продал магазин алкоголь нетрезвому покупателю — виноват, штраф, не продал — потребитель обращается с жалобой в Роспотребнадзор, доказывая, что он пил один кефир, — и снова виноват магазин. Кроме того, такие новшества в целом усложнят саму процедуру ведения бизнеса.

Как считает саратовский предприниматель, председатель гильдии организации мелкорозничной торговли при ТПП Саратовской области Михаил ЯКУШЕВ, властям в первую очередь необходимо определиться, чего они хотят: запретить торговлю алкоголем на корню или же получать налоги в казну.

— Сейчас, с одной стороны, от предпринимателей требуют налогов, а с другой — плодят различные ограничения, — говорит Михаил Николаевич. — Что касается инициативы о запрете продажи алкоголя нетрезвым людям, то, на мой взгляд, она совершенно нерабочая. Кто будет определять степень опьянения, кассир? Но это же бред! Опять же говорить, что сейчас народ спивается, было бы неправильно. Я занимаюсь алкоголем, пивной тематикой и могу сказать: у нас абсолютно пустые магазины. У людей нет денег, продажи практически нулевые, пивные магазины закрываются. К чему такие инициативы? Если только подобные предложения не выдвигаются ради того, чтобы с очередными проверками прийти в магазин, запустить покупателя, изображающего пьяного, а когда ему продадут алкоголь, наложить на предпринимателя штраф.

О снижении покупательской способности свидетельствуют и профсоюзы.

Комментарий эксперта

Татьяна РАЗБОРОВА, председатель Саратовской областной профсоюзной организации работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое единство»:

— Падение объёмов розничного товарооборота идёт практически два года, сказывается, в том числе, и снижение покупательской способности. Думаю, что предложенные поправки вряд ли улучшат состояние потребительского рынка. Тем более, полагаю, нормальный, здравомыслящий покупатель вряд ли пойдёт в магазин за бутылкой в состоянии сильного алкогольного опьянения. А те люди, которые привыкли это делать, скорее всего, найдут суррогат по низкой цене, нежели пойдут в магазин. Если и бороться с пьянством, то иными мерами — профилактикой, предоставлением бесплатных спортивных секций, которые могут занять работающую и студенческую молодёжь и отвлечь её от пустого ничегонеделания, которое зачастую сопровождается употреблением алкоголя.

Тем не менее Татьяна Разборова считает, что в торговле должна быть производственная этика: если продавец видит, что покупатель не в состоянии и слова вымолвить, то алкоголь продавать ему неуместно. Однако никакие указы «сверху» и поправки в законодательстве не должны вмешиваться в производственную дисциплину, иначе ситуация на потребительском рынке лишь ухудшится.

— Повышение акцизов, рост стоимости алкоголя — всё это приводит к тому, что люди переходят на так называемое «подсобное хозяйство», — говорит Татьяна Михайловна. — То есть возвращаются к садам, огородам, где можно вырастить продукцию, которая сгодится для изготовления алкогольной продукции, к примеру браги, наливки и проч.

 

Едва стою я на ногах, но я ведь не пьяна

Интересно, что несмотря на явную «сырость» законопроекта его поддержали в Совете Федерации России. Глава социального комитета Совфеда Валерий РЯЗАНСКИЙ высказался за предложение Минздрава РФ, однако отметил, что его будет сложно реализовать в плане нормативно-правового регулирования. Сенатор упомянул, что по сей день идёт дискуссия, пускать ли в самолёт или в метро сильно нетрезвых граждан, но «этот вопрос постоянно находится на грани конфликта». Кроме того, отметил Валерий Рязанский, невозможно поставить сотрудников правоохранительных органов в каждый магазин, дабы защитить продавцов от претензий клиентов в случае отказа от продажи алкоголя.

Комментарий эксперта

Сергей ЖУКОВ, председатель гильдии торговых организаций при Торгово-промышленной палате Саратовской области:

— Прежде чем предлагать подобные поправки, необходимо прописать, как они будут исполняться и кем контролироваться. К примеру, кто будет отслеживать покупателей в состоянии алкогольного опьянения? Продавцы? А как им можно вменить это в обязанность, они что, должны держать при себе алкотестер? Понятно, что у Минздрава исключительно благие намерения, но все эти моменты необходимо учитывать. Опять же возникает вопрос: если магазин специализированный алкогольный, его это будет касаться? Поскольку, если ограничивать, то всех, в противном случае покупатель пойдёт в один магазин, другой и всё-таки найдёт спиртное. Хотя могу сказать, что предприниматели найдут способы обойти и эти поправки, если они всё же пройдут. Каких только экспериментов над торговлей не было за последние тридцать лет, и по сей день это продолжается.

Сергей Жуков подтверждает, что бизнесу сегодня приходится нелегко.

— Мелкорозничная торговля вообще умирает, поскольку экспансия крупных торговых сетей оставляет мелким магазинам всё меньше шансов на выживание, — отмечает Сергей Евгеньевич. — Заметьте, сколько в Саратове было продовольственных магазинчиков, а теперь на их месте торгуют чулками-носками или располагаются аптеки. В сельской местности магазины пока выживают и конкурируют с сетями только потому, что дают в долг товары пенсионерам. Если товарного кредита не будет, они тоже отомрут в ближайшее время.

Действительно, идеалистические предложения чиновников в белых халатах на практике будет осуществить непросто. Вадим ДРОБИЗ, глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя, в понятной форме описал одному из федеральных СМИ реализацию подобных поправок. «Представьте: в магазин заходит подвыпивший мужчина и требует бутылку. Как продавец определит степень опьянения? Ну, допустим, он решает отказать покупателю и… тут же получает в глаз. Помните, как актёр ГАЛКИН с пистолетом требовал выпивку в баре?» — говорит эксперт.

Поднимают руки «за», но тоже сомневаются в том, что реализация инициативы будет возможна, и другие эксперты, в числе которых эпатажный Геннадий ОНИЩЕНКО, бывший глава российского санитарного ведомства. Онищенко пояснил, что если при продаже алкоголя молодым людям для подтверждения «взрослого» возраста нужно предъявить продавцу паспорт, то в случае с нетрезвыми покупателями определить критерии будет сложнее. «Пьяный он, непьяный? Запах, ну и что, что запах?» — сказал депутат Госдумы РФ.

 

Без вина виноватые

Однако, как выяснилось, одними только поправками в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» не обойтись. Придётся вносить изменения в ряд других нормативно-правовых актов, в том числе Гражданский кодекс РФ.

Комментарий эксперта

Надежда САТАРОВА, председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей, член Общественной палаты Саратовской области:

— Потребителю не имеют права отказать в покупке, магазин обязан продать любой товар, неважно — алкогольный он или нет. Если предложенные поправки пройдут, то в этом случае нужно вносить изменения в федеральный закон «О защите прав потребителей» и другие законодательные акты. Иначе это будет противоречить нормам законодательства.

Как поясняют юристы, сегодня отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, а также законом «О защите прав потребителей». Согласно этим нормативно-правовым актам предприниматель по договору розничной купли-продажи (который, согласно законодательству, является публичным договором) обязан продать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Если продавец отказывается обслуживать потребителя, то нарушенные права последнего защищают указанные выше законодательные акты. Так, в соответствии со ст. 445 ГК РФ, в случае отказа от заключения договора розничной купли-продажи потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключения договора о возмещении убытков, причинённых необоснованным отказом от его заключения. Кроме того, покупатель может потребовать компенсацию причинённого морального вреда, размер которого он определяет самостоятельно, а также обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Как тут не вспомнить слова саратовского бизнес-омбудсмена, что в любом случае виновным окажется предприниматель.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2017

Заголовок в газете: Залезли в бутылку

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру