Машина ЭХ-1328 прошла железными дорогами революции, Гражданской и Великой Отечественной войн

Монументальный старинный паровоз пытались сдать в металлолом

13.12.2017 в 13:30, просмотров: 2209

Все, кто бывал, пусть даже мимоходом, на железнодорожной станции Анисовка Энгельсского района Саратовской области, обращали внимание на монументальный старинный паровоз, окружённый парадной оградой, с ярко-белой надписью «За Родину!» на чёрном железном боку. Для местных железнодорожников этот памятник — предмет особой гордости. А ведь в нынешнем году паровоз из Анисовки отмечает сразу несколько круглых дат. Ровно 30 лет прошло с тех пор, как он обрёл вечную стоянку. Начинался же его путь по рельсам ровно век назад, в 1917 революционном году.

Машина ЭХ-1328 прошла железными дорогами революции, Гражданской и Великой Отечественной войн
фото Евгений Коваль

Ровесник Октября

Лучше всех историю легендарного паровоза знает известный в нашей области краевед, председатель клуба «Центр Поиск — Гагаринцы Поволжья» Валерий КОВЛЯР. Он не раз писал о нём в газетах, собрал множество материалов, относящихся к боевому — без всяких преувеличений — пути ЭХ-1328.

Паровоз был построен на Харьковском паровозо-строительном заводе так называемый военный заказ «тип 1917 г.» и прибыл в Покровское депо Рязано-Уральской железной дороги в 1917 г., как раз в разгар революционных бурь, охвативших Россию. С тех пор он в течение 70 лет ходил по рельсам и в итоге набрал такой километраж, которому может позавидовать любой путешественник. Если сложить все пройденные анисовским паровозом пути, то получится расстояние, равное… 30 экваторам, то есть один миллион двести тысяч девятьсот километров. Три десятка кругосветных путешествий на его счету!

Как сказал нам Валерий Иванович, установить, «на чьей стороне» был ЭХ-1328 в дни Октябрьской революции, а затем в годы Гражданской войны, пока не представилось возможным. Но, учитывая специфику положения дел в Саратовском Поволжье в ту эпоху, можно предположить, что он мог применяться и при передвижении воинских эшелонов, и при перевозке хлеба для голодающих, а равно и их самих, спасавшихся от смерти, и во время продразвёрстки, ну и так далее. Железная дорога в годы братоубийственной войны и последующего голода была центром жизни, зачастую единственной нитью, связывающей фронты, укреплённые районы, населённые пункты и просто людей, закружившихся в огненной буре.

 

Воевала женская бригада…

Великая Отечественная война стала для паровоза ЭХ-1328 таким же тяжким испытанием, как и для людей, которых он возил и которые его водили. В 1930-е гг., как напомнил нам Валерий Ковляр, был очень популярен лозунг «Девушки — на транспорт!». Понятие же о транспорте в ту пору прежде всего связывалось с бесконечными железными дорогами, сеть которых стремительно росла. Конечно, покровские девушки, выраставшие под стук вагонных колёс, не могли остаться в стороне. Они уверенно, не уступая мужчинам, осваивали профессии машиниста и помощника машиниста, не подозревая, что очень скоро им придётся выполнять эту нелёгкую даже для мужчин работу под бомбёжкой.

В памяти остались имена девушек, вошедших в ставшую легендарной женскую паровозную бригаду Покровского депо. Машинист Христина НОЗДРАЧЁВА (СЕРГЕЕВА), помощник машиниста Антонина ПАНЧЕНКО, кочегар Мария ЛИКТУС водили военные эшелоны по ветвям Рязано-Уральской железной дороги. К фронту — к Сталинграду! — везли военные грузы, обратно паровоз тащил санитарные поезда с ранеными бойцами.

Железнодорожники тех грозных лет вспоминают, что у тех, кто водил санитарные поезда, были, хотя и маленькие, но привилегии: во-первых, их всегда пропускали по линии без задержек, во-вторых, всей бригаде обязательно выдавали паёк или котелок каши.

После войны ЭХ-1328 ещё более сорока лет верой и правдой служил Стране Советов, применяли его в основном на хозяйственных работах. А когда пришло «время перестройки», комсомольцы станции Анисовка решили поставить его на вечную стоянку, превратив в памятник, в реликвию истории железных дорог нашей области. Пожалуй, это выглядело символично — страна, вместе с которой родился паровоз, доживала свои последние годы, и железный свидетель войн и революций обрёл покой, одновременно служа напоминанием о том, какими трудными дорогами пришлось пройти нашим соотечественникам в ХХ в.