Саратовским абитуриентам запретят подавать документы в разные вузы

В образовательной системе снова грядут перемены: министр просвещения РФ Ольга Васильева высказалась против права абитуриентов подавать документы сразу в несколько высших учебных заведений

По её мнению, подобная девальвация высшего образования должна быть прекращена. Эксперты опасаются, что ограничение числа вузов может лишить вчерашних школьников свободы выбора — учиться в родном городе или штурмовать престижные университеты столицы, а также увеличить число студентов, обучающихся на коммерческих отделениях. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

В образовательной системе снова грядут перемены: министр просвещения РФ Ольга Васильева высказалась против права абитуриентов подавать документы сразу в несколько высших учебных заведений
Фото Игоря Чижова

А ну-ка поступи!

В настоящее время абитуриент может подать документы в пять вузов и не более чем на три направления подготовки в каждом. Вероятно, столь широкие возможности и правда обесценивают высшее образование, но зато дают возможность почти 90% саратовских одиннадцатиклассников поступить в высшие учебные заведения.

Впрочем, в новом году количество бюджетных мест для российских абитуриентов существенно уменьшится. По программам магистратуры в 2019 г. «бюджета» станет почти в полтора раза меньше (а значит бакалаврам придётся заканчивать образование за свой счёт), меньше бюджетных мест и на бакалавриате. Так, если в 2018 г. общее количество «бюджета» составляло 625 тыс., то в 2019-м планируется 549 тыс.

Если прибавить к этому предложение министра просвещения о сокращении числа вузов, в которые можно подать документы (к слову, его поддержала зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия ГУМЕРОВА), в вузах будет некому учиться.

Нужны ли столь резкие изменения образовательного курса?

Как считает известный саратовский географ, профессор Владимир МАКАРОВ, в инициативе о сокращении числа вузов для абитуриентов не всё так просто.

— Первый момент: когда абитуриент приносит вместо аттестата ксерокопию и я понимаю, что такие же копии он разослал ещё в четыре вуза, мне как декану, конечно, это неприятно, — высказывает своё мнение Владимир Зиновьевич. — Поскольку молодые люди, приходящие на географический факультет, нередко «страхуют» себя тем, что подают заявления в технический, экономический вузы и даже аграрный. Хотелось бы, чтобы у абитуриентов была более полная картина будущей профессии: не абы куда взяли, а раз собрался на географический — иди и поступай.

Но как указывает профессор, здесь имеется и другая сторона медали.

Комментарий эксперта

Владимир Макаров, профессор, доктор географических наук, декан географического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского:

— Уже много лет у нас действует система ЕГЭ, в ней есть как плюсы, так и минусы. Тем не менее саратовские выпускники школ вполне могут поступить на географический факультет в МГУ. Поэтому ситуация получается неоднозначной. С одной стороны, число вузов для поступления — пять, по три направления в каждом — в итоге пятнадцать. Ну это же бред полный! И то, что абитуриенты рассылают заявления в максимальное число вузов, говорит о том, что они готовы обучаться любой специальности на бюджетной основе. Но с другой стороны, очень сильный географический факультет есть в Казани, наш саратовский — тоже сильный, недаром к нам поступают 50% иногородних. В Пензе и Волгограде тоже имеются географические факультеты. И если будущий географ не пройдёт в казанский университет, у него есть шансы поступить в другие вузы по тому же направлению. А сейчас ограничь его одним вузом, он не проходит, и всё — до следующего года. Придёт ли этот несостоявшийся географ поступать через год — большой вопрос. В итоге мы можем просто потерять студентов.

В целом же, как считает профессор Макаров, прослеживается определённый тренд в образовании: сократить количество вузов и, соответственно, число студентов. Но однозначного и скорого решения, как считает Владимир Зиновьевич, здесь быть не может. Нужно делать выборку, проводить мониторинг, смотреть, какие специальности пользуются спросом у работодателей.

 

Диплом дороже знаний

— Тот факт, что абитуриенты сегодня не ориентированы на конкретный вуз, у них нет понятия, какую специальность они хотят получить, это беда и вина школы, родителей, всего нашего общества, — высказывает свою точку зрения доктор философских наук Вера АФАНАСЬЕВА. — Желания учиться нет, есть задача получить диплом. Заметьте, на ЕГЭ они сдают предметы, с которыми можно попасть в наибольшее количество вузов. Но новые запреты не изменят сущности самой проблемы: дети не ориентированы на профессии, нужные сегодня государству — инженерные, научные.

Как считает Вера Владимировна, сократить количество вузов для поступления можно. Но это будет означать только одно: на бюджетном отделении студентов станет меньше, на коммерческом — больше.

Комментарий эксперта

Вера Афанасьева, доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры философии и методологии науки философского факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского:

— Проблема не в числе вузов, а в качестве знаний, которые заставляют абитуриентов бегать по вузам: лишь бы приняли на бюджетное отделение, а на какую специальность — неважно! Главное, пристроиться. Конечно, у нас ещё сохранились прекрасные математические школы, где учащихся ориентируют на профессию, и они не будут подавать заявления на религиоведение, таможенное дело, социальную работу и проч. И если родители знают способности своего ребёнка, развивают их, то они верно сориентируют его в выборе будущей профессии. Но таких абитуриентов, кто изначально знает, чего хочет, очень мало. Я преподаю на естественных факультетах университета и не перестаю удивляться знаниям студентов, которые год от года становятся всё слабее. У них практически нет гуманитарных, исторических знаний, да просто общекультурных. Тем не менее любые ограничения сделают только хуже — как для вузов, так и для будущих студентов. 

В средних школах своё отношение к министерской инициативе.

Директор средней школы села Камышки Сергей ХАРЬКОВ предполагает, что не каждый выпускник школы способен реально оценивать собственные знания и подготовку.

— Кому-то кажется, что он может пройти в столичный вуз, но по результатам оказывается, что не прошёл, — говорит Сергей Петрович. — Но зато есть возможность поступить в менее престижный вуз по аналогичной или похожей специальности. Почему бы не предоставить абитуриенту такую возможность? Мне кажется, ограничения по числу вузов излишни.

Директор школы не поддерживает точку зрения отдельных чиновников от образования, которые пеняют, что вчерашние школьники поступают в вузы только из-за «корочки».

Комментарий эксперта

Сергей Харьков, директор средней школы села Камышки Александровогайского района Саратовской области, депутат Саратовской областной думы:

— Отмечу, что в школах идёт профориентационная работа и будущего абитуриента ориентируют на ту сферу, где он может пригодиться и где ему будет интересно работать. Конечно, число вузов для поступления можно немного снизить: скажем, до четырёх. Или, если выпускник идёт по математическому профилю, оставить для него вузы одного профиля. Но нужно понимать, что сейчас не советские времена, когда вступительные экзамены сдавали в самом вузе. У современных школьников довольно суровая жизнь: они готовятся к ЕГЭ, ищут свои таланты и развивают способности уже со средней школы, про выпускные классы и говорить нечего. Предыдущие поколения школьников были гораздо свободнее и менее загружены в стенах учебного заведения. С моей точки зрения, найдена оптимальная система, которая работает: абитуриент может разослать результаты ЕГЭ по всей стране и попасть в любой вуз. Поэтому жёсткие рамки тут неуместны. Думаю, вчерашним школьникам нужно оставить свободный выбор, так как они его заслужили. К сожалению, мне кажется, что лучшие времена ЕГЭ и всей новой образовательной системы прошли. И если раньше мы от худшего варианта стремились к лучшему и добились его, то сейчас от хорошей, налаженной системы уходим в другую сторону.

 

Занимательная биография

По мнению директора балашовской школы Андрея РЫЖКОВА, сегодня уже существует ранжир по баллам ЕГЭ, когда в зависимости от рейтинга каждый вуз принимает «своего» абитуриента.

— К примеру, в МГУ не принимают школьников с низкими баллами, а в филиалах саратовских вузов не ждут четырёхсотбалльников, поскольку готовы работать с менее амбициозными студентами, — говорит Андрей Георгиевич. — То есть право выбора есть как у высшей школы, так и у абитуриента. Зачем что-то менять?

Комментарий эксперта

Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина города Балашова:

— Нет сомнений, количество направлений, на которые абитуриенты подают заявления, можно урезать. Однако нужно определить, какую цель мы при этом ставим: уменьшить число студентов или повысить качество образования? Если последнее, то уместно заходить с другой стороны: оценивать профессионализм учителей, увеличивать финансирование школ, заботиться о поднятии престижа профессии педагога. А если цель — отсекать, то это существует и сегодня: школьники, которые решаются на обучение в 10-11-х классах, уже проходят «фильтр». И они на 90% нацелены на продолжение обучения в вузе. Что правильно: по логике, количество выпускников 11-х классов должно совпадать с числом бюджетных мест в вузах. Если же целью является уменьшение «бюджета» в высшей школе, то получается, мы идём вразрез с контекстом развития ведущих стран мира. Изучив образовательную статистику этих стран, можно отметить, что у них иная цель — увеличить количество граждан, получающих высшее образование. Конечно, можно попытаться вернуться к тому уровню, когда у нас был высокий процент студентов, получающих рабочие специальности. Но в данном случае они должны быть востребованными и высокооплачиваемыми. Готова ли к этому экономика нашей страны? Пока ещё не совсем. Так ради чего тогда вводить ограничения и «фильтры»?

Что же касается учёбы в вузе не ради профессии, а ради диплома, то, как считает Андрей Рыжков, многие 17-летние школьники не могут самостоятельно определить свою будущую специальность — за них это часто делают родители. После обучения молодые специалисты могут выбрать другую специальность, получить второе высшее, и это нормально.

Со словами директора школы сложно не согласиться. Если заглянуть в биографию трёх последних министров образования, результат окажется весьма занятным. Министр Андрей ФУРСЕНКО, начавший реформу образования, окончил механико-математический факультет. Сменивший Фурсенко скандально известный министр образования Дмитрий ЛИВАНОВ — физик, получивший образование в Московском институте стали и сплавов. Но самая интересная биография у нынешнего министра просвещения Ольги Васильевой. По первому образованию она дирижёр-хоровик. Второе высшее — историческое, третье — специальность «международные отношения» в Дипломатической академии МИД РФ. Несколько лет назад на онлайн-конференции Васильева рассказала: «Я сама окончила три вуза и получила абсолютно разные специальности. То, что мы получаем специальность и после уходим совершенно в другую область (это небольшой процент людей), — тоже определённый выход. Если есть желание учиться, оно будет преобладать в течение жизни». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 21 ноября 2018

Заголовок в газете: Будет им наука

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру