В Самойловке "бумажные" бедствия для владельцев участков

Если вы думаете, что недвижимость в нашей стране - самый надёжный капитал, то вы жестоко ошибаетесь

Например, можно всю жизнь владеть участком земли, унаследованным от родителей, а потом обнаружить, что большая часть этого участка вам вовсе не принадлежит. И причиной тому даже не махинации врагов, а всего лишь ошибка, допущенная невесть когда при составлении кадастрового реестра: кто-то то ли небрежность проявил, то ли что-то перепутал, а исправить эту неточность спустя много лет оказывается невозможным.

Если вы думаете, что недвижимость в нашей стране - самый надёжный капитал, то вы жестоко ошибаетесь

Именно в такую ситуацию попала владелица земельного участка в райцентре Самойловка: рассказанная ею история была бы похожа на бред воспалённого воображения, если бы мы сами не убедились в том, что невозможное возможно, когда за дело берутся специалисты кадастровых центров в российской глубинке.

 

Наложение чужого на своё

Когда в начале осени нынешнего года владелица земельного участка в посёлке Самойловка Татьяна МИКОНОВА (фамилия изменена, хотя в малонаселённом райцентре её практически все знают) решила оформить земельный участок на своего старшего сына, она и вообразить не могла, что на этом пути её могут подстерегать какие-то неожиданности и тем более неприятности. Земля эта принадлежала ещё её родителям, затем ей самой, и оспаривать тот факт никому и никогда в голову не приходило. Документы все в порядке, на участке стоит дом, растут фруктовые деревья, здесь же грядки с овощами и всё остальное, что нужно для приусадебного хозяйства. Осталось только ещё раз обмерить площадь и переоформить право собственности на сына. В ООО «Межрегиональный кадастровый центр — Бюро техников и инженеров», который решает в Самойловке земельные вопросы, заявление приняли, направили на участок землемеров, провели все необходимые действия и получили за это плату в полном объёме (что подтверждено соответствующими платёжными чеками)… А вот дальше начались неожиданности. 

Выяснилось, в Едином государственном реестре недвижимости, составленном ещё в далёком теперь 2005 г., неверно указаны координаты соседнего участка. И тот участок, согласно официальным документам, оказался наложенным на землю Миконовой, заняв большую часть площади. Самое же неприятное в том, что поговорить с соседом по данному поводу очень проблематично: он давным-давно живёт в Санкт-Петербурге и, будучи весьма преклонных лет, на родной самойловской земле появляется крайне редко.

— Как могло получиться, что у моего участка появился ещё один хозяин, а я ничего об этом не знаю? — недоумевала наша собеседница. — Со мной никто ничего не согласовывал. С моими родственниками тоже, никто никаких подписей ни на каких документах не ставил. И главное, в кадастровом центре, он же ООО «БТИ», мне ничего внятно объяснить не могут, разводят руками. За что я им платила деньги? И ладно бы в нашей Самойловке земли не хватало, тесниться бы приходилось — нет, здесь больше половины домов пустыми стоят и с земельными участками то же самое. У соседа давно вся земля бурьяном заросла.  

 

«Никого искать не будем»

Мы решили попробовать разобраться в странной ситуации и позвонили в ООО «Межрегиональный кадастровый центр — Бюро техников и инженеров». Нам ответила руководитель центра Татьяна ГРИЦЫНИНА. Приводим дословные цитаты из нашего разговора.

— Для того чтобы правильно положить координаты, нам нужен правообладатель смежного земельного участка, который живёт в Петербурге, — с сожалением констатировала Татьяна Сергеевна. — Без него мы ничего сделать не можем. Реестровые ошибки случаются довольно часто, ничего чрезвычайного в этом нет.

— Что же сейчас делать владелице участка, с которым произошло пересечение или наложение? — поинтересовались мы.

— Нужен правообладатель смежного участка.  

— Каким образом можно его разыскать?

— У меня нет полномочий его разыскивать, — ответствовала руководитель ООО Грицынина. — Знаю только, что в Самойловке он давно не проживает. Следовательно, искать мы его не будем.

Мы поинтересовались, как же сможет теперь Миконова пользоваться своим участком, если он ей официально не принадлежит. По этому поводу главный в Самойловке кадастровый специалист никаких причин для беспокойства не усмотрел. Фактически все участки остались на своих местах, чужую землю никто не занял, только на бумаге координаты перепутались. Поэтому пусть всё остаётся как есть.

Кстати, этим же объяснили и довольно странный факт, что с сентября по декабрь не было дано никакого ответа на заявление Миконовой о составлении межевого плана её участка. Зачем это делать, если при наличии отсутствия присутствия правообладателя смежного участка и без его согласия Кадастровая палата всё равно никаких новых решений принимать не станет. Заколдованный круг образовался на самойловской земле.

Мы спросили: а что будет, если престарелый владелец смежного участка передаст права на него каким-нибудь своим наследникам и те эти права предъявят? В кадастровом центре нас вновь успокоили: такого никогда не было и быть не может. До сих пор не было, а вдруг завтра будет! Обычно такие дела решаются через суд, но без соседа из Питера и там ничего не получится.

Вообще позиция кадастрового центра показалась довольно странной: почему нельзя было выдать заявителю все требуемые документы, зачем-то заморачиваясь по поводу вероятной реакции Кадастровой палаты, суда и прочих инстанций? В ходе следующего диалога с Грицыниной, тоже телефонного, выяснились новые обстоятельства. Оказывается, владелица земли почему-то наотрез отказалась подписывать акт согласования границ своего участка, а без этого никакого межевого плана быть не может, соответственно, и ответа тоже.

 

Хозяева ни при чём

Ситуация становилась настолько интригующей, что мы решили сами съездить в Самойловку и там разузнать всё на месте.

Собственно, вопрос нас интересовал только один: как могло получиться, что наложение одного участка на другой произошло без ведома обоих хозяев, которые, как выяснилось, совершенно ни при чём? И кто же, в конце концов, в этом виноват? Сразу скажем, что оба вопроса остались без ответа.

— Эта ошибка допущена не нами, — повторяла руководитель кадастрового центра. — Кем она допущена, мы не знаем и знать не можем. Вносить изменения в межевой план согласно российскому законодательству можно только с участием правообладателя, которого нет.

Всё-таки присутствие свидетелей, судя по всему, сыграло свою роль — межевой план владелице участка всё-таки выдали. Хотя выглядел он странно: изначально на бумаге с изображением двух участков, пересекавшихся друг с другом, не было ни подписи, ни печати, ни даже признаков фирменного бланка. После настойчивых требований межевой план всё же был оформлен, но лишь в электронном виде: нам пояснили, что в Кадастровой палате иначе не принимают.

 

Взгляд из космоса

Окончательно заинтригованные и удручённые, мы вместе с владелицей участка обратились к известному в Самойловке адвокату по земельным вопросам Елене ИВОЛЖАТОВОЙ, благо для этого пришлось всего лишь перейти через улицу, в районном посёлке всё рядом.

Елена Ивановна сначала удивилась недоступности правообладателя и невозможности установить, кто совершил ошибку, вошедшую в реестр, по её убеждению, это мог сделать только кадастровый инженер. Чтобы убедиться в правоте своих предположений, она обратилась к своему знакомому независимому кадастровому инженеру Сергею МАЛЬКИНУ. Тот внимательно осмотрел снимок самойловской улицы Чапаева, на которой находятся злополучные земельные участки, сделанный из космоса, и огорошил нас вовсе фантастическим выводом. Оказывается, на этой улице координаты практически всех земельных участков определены неправильно. Значит, если «двигать», как выражаются кадастровики, один из них, например тот, что принадлежит соседу из Питера, то неизбежно произойдёт «сдвиг» всей улицы, причём какой-то из участков, возможно, даже не один, окажется в речке Терса. Разумеется, понадобится согласование со всеми правообладателями участков — неизвестно, удастся ли установить местоположение каждого из них. Короче говоря, на такое не может решиться ни один кадастровый инженер, пусть даже трижды независимый.

Жуткая картина вырисовывается с земельными участками в Самойловке. Живут себе люди и не знают, что их земля, по которой они ходят, существует не только в реальном, но и в некоем виртуальном измерении, где сдвинуты все координаты и, главное, все границы здравого смысла. 

 

Борьба за границу

Наконец, когда мы уже возвращались из районного центра в Саратов, размышляя вместе с Миконовой, к кому можно обратиться если не за помощью, то хотя бы за внятными разъяснениями, нас догнал звонок адвоката Иволжатовой. Оказалось, что в разговоре с ней работники ООО «Межрегиональный кадастровый центр — Бюро инженеров и техников» сообщили, что электронную версию межевого плана они дали заявительнице для того, чтобы она сдала его в Кадастровую палату, которая должна будет сделать при­остановку реестра, и после этого можно будет двигать границы участков. При этом границы каждого участка станет утверждать хозяин, в том числе и тот, что живёт в Питере. Адвокат удивилась, ведь заявительнице и представителям нашего издания полчаса тому назад сказали: его найти невозможно и никто этого делать не будет. Её тут же уверили, что такого никто не говорил (хотя все разговоры мы зафиксировали с помощью диктофонной записи).

Иначе говоря, борьба за границы участка продолжится, хотя возникло ощущение, будто мы побывали то ли в театре абсурда, то ли в сумасшедшем доме. Но самое поразительное в этой истории, что жители Самойловки, как и вообще жители сельских районов Саратовской области, не видят в земельных разборках, возникающих из-за чьей-то небрежности, абсолютно ничего удивительного. В такую ситуацию попадали многие, и далеко не у всех есть силы и здоровье добиваться признания своих прав, чаще предпочитают оставить всё как есть. Кому выгодно такое положение дел в российской глубинке? Ведь «виртуальность» оформления земельных участков и их непонятная принадлежность могут привести к тому, что однажды найдутся такие хозяева, о которых никто и подумать не мог. А большинство сельских жителей, кажется, уже смирилось с тем, что земельные тяжбы не будут иметь конца и никакой человеческой жизни на них не хватит.

Продолжение следует.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: Cдвинутая недвижимость

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру