Саратовских пациентов обирают после обещаний бесплатно обследовать

Мы не раз сообщали читателям, что настойчиво предлагаемые (точнее, навязываемые) медицинские услуги могут привести если не к вреду для здоровья, то, как минимум, к необоснованной потере денег

Причём стало уже правилом, что чаще всего на эту «удочку» попадаются пенсионеры, которые в нашей стране составляют самую незащищённую в правовом отношении прослойку. Всё это давно и хорошо известно, однако историй с некачественным или незаконным медицинским обслуживанием меньше не становится — саратовские суды переполнены исками о взыскании денежных средств с «оздоравливающих» организаций. Об одной из таких ситуаций на днях узнал наш корреспондент.

Мы не раз сообщали читателям, что настойчиво предлагаемые (точнее, навязываемые) медицинские услуги могут привести если не к вреду для здоровья, то, как минимум, к необоснованной потере денег

Звонки счастья

Многие саратовцы могут вспомнить, что на их мобильные телефоны поступали (некоторым неоднократно) звонки от общества с ограниченной ответственностью «Здоровье-Саратов» с приглашением пройти бесплатную диагностику организма — меня они тоже не обошли стороной.

Одним из таких абонентов оказался пенсионер, житель Саратова Евгений Панфилов. Будучи далеко не молодым человеком, имея целый ряд хронических заболеваний, Евгений Николаевич решил откликнуться на призыв и лишний раз проверить состояние здоровья, тем более что всё это бесплатно, значит ущерба для кошелька не предвидится. 

Его заблаговременно предупредили, что нужно иметь при себе паспорт и страховой медицинский полис. В офисе клиники пациента попросили заполнить анкету, после чего пригласили на собственно прохождение диагностики. Всё выглядело как настоящее: предварительно измерив рост и вес, пенсионера уложили на кушетку, присоединили к его телу датчики, подключённые к ноутбуку. Затем на экране ноутбука возник силуэт обследуемого, раскрашенный в разные цвета. Панфилову объяснили, что раскраска означает различные зоны поражения организма и что он страдает ожирением. Для оздоровления нужно срочно худеть, и клиника «Здоровье-Саратов» готова немедленно оказать ему в этом самую действенную помощь. Уточним, что определить наличие ожирения в данном случае можно было и без проведения хитроумных процедур — просто на глаз.

Диагностика была бесплатной, а вот для похудения необходимо было срочно выложить деньги в сумме 109 тыс. 410 руб. Панфилов пояснил, что в данный момент таких денег у него нет, но медики-целители оказались готовы к подобному повороту дела, у них всё было предусмотрено. Его провели в кабинет, где показали уже подготовленный кредитный договор с банком на перечисление необходимой суммы и договор на оказание платных медицинских услуг с указанием перечня медицинских процедур и их стоимости. Поскольку паспорт у пенсионера был с собой, с оформлением документа проблем не возникло. Евгений Николаевич подписал договор (позже он, как и большинство попадавших в подобные ситуации, не мог объяснить, зачем это сделал) и стал проходить процедуры, способствующие похудению.

Диагностирование ожирения оказалось только началом: после сдачи анализов Панфилову сообщили, что у него слишком густая кровь и срочно необходимо провести метаболический курс для разжижения. Всё повторилось как по привычно разыгранному сценарию: договор на услуги, договор на кредит в банке, дата, подпись, деньги поступают на счёт ООО «Здоровье-Саратов». Теперь сумма составила 38 тыс. 400 руб.

Следующим шагом стало объявление, что пациенту нужно чистить печень — цена вопроса 26 тыс. 800 руб.

Первый договор был заключён 15 апреля 2018 г., второй — 1 июня того же года, последний — 26 июня.

 

Жир убивают локтями

Евгений Панфилов исправно ходил на все процедуры, за которые уже перечислил деньги, взятые в кредит. Но наступил момент, когда у него возникли смутные сомнения в том, что ему оказывают по-настоящему действенную помощь. Медицинская сестра стала делать ему массаж от ожирения… локтями. Конечно, сейчас существует множество экзотических видов подобной процедуры, но, забегая вперёд, скажем: проведённая впоследствии экспертиза пришла к выводу, что уничтожение жира на теле с помощью локтей свидетельствует о ненадлежащих квалификации и компетенции медицинского работника.

Дабы разрешить возникшие сомнения, пенсионер обратился в Центр правовой помощи. Там заинтересовались ситуацией и направили соответствующие жалобы в Рос­здравнадзор, Роспотребнадзор и в областную прокуратуру.

— Сотрудники Роспотребнадзора провели проверку и выявили, что аппараты прессотерапии, криолиполиза и мультискан, с помощью которых проводились обследования пациента, не зарегистрированы соответствующим образом, — рассказала юрист Центра правовой помощи Марианна Портнова. — Кроме того, выявлены серьёзные лицензионные нарушения и нарушения стандартов медицинской помощи.

В одном из договоров указана несуществующая лицензия. Росздравнадзор выявил, что в этой клинике не ведётся учёт качества оказания медицинских услуг (чем должен заниматься главный врач) и неправильно оформляется лечение.

Коротко об этом можно рассказать так. Сначала состояние пациента обследовали с помощью незарегистрированного медицинского изделия. Обследование проведено лицом, не имеющим… медицинского образования. После чего пожилому человеку назначили процедуры, и лишь после этого он встретился с врачами, хотя должно быть наоборот, ведь каждая медицинская процедура способна принести не только пользу, но и вред, если она противопоказана.

Так, многоигольчатую акупунктуру — одну из процедур иглоукалывания — Панфилову проводил медбрат, хотя право заниматься этим имеет только квалифицированный врач-рефлексотерапевт.

Роспотребнадзор выявил нарушения, связанные с непредоставлением информации об услугах. В договоре было указано только количество процедур и их общая стоимость, хотя по законодательству должна быть расписана стоимость каждой процедуры.

Мало того, на сайте организации, занимающейся оказанием медицинских услуг, должны быть размещены сведения о специалистах, данные услуги оказывающих. Это относится и к сведениям о дипломах, и к сертификатам о повышении квалификации, действующим в течение пяти лет, и к квалификационным характеристикам, необходимым для допуска к проведению процедур — для этого тоже нужно проходить соответствующие курсы.

А вот на сайте «Здоровья-Саратов» была представлена странная картина: имелись фотографии врачей и медсестёр с указанием полученных когда-то ими дипломов, но… без номеров. То есть проверить подлинность этих документов не представлялось возможным. К тому же в колонке «Сведения о наших специалистах» указаны фамилии, не совпадающие с теми, что приводились под фотографиями. И там тоже не было никаких сведений о дипломах и сертификатах.

В связи с этим на организацию, оказывающую медицинские услуги, Роспотребнадзором и Росздравнадзором наложены штрафы за административные правонарушения.

В медицинской карте истца отсутствует подпись сотрудника, который эту медкарту оформлял.

— У меня диабет второго типа, я перенёс два инфаркта, — говорит пенсионер

Евгений Панфилов. — Но в медкарте сведений об этом почему-то не оказалось. Там вообще что-то непонятное написано.

В итоге было направлено исковое заявление в Октябрьский районный суд. Часть средств, переведённых на счёт ООО «Здоровье-Саратов» с помощью банковского кредита, возвращена ответчиком истцу без суда. Кроме того, при рассмотрении иска со стороны ответчика делался упор на то, что вред здоровью пациента причинён не был. Верно, на сегодняшний день не был. Но не исключено, что последствия наступят по прошествии времени. Правда, тогда доказать что-либо будет чрезвычайно сложно. Но любой человек, имеющий отношение к медицине, может подтвердить, что некоторые виды процедур, назначаемых без достаточных оснований, могут привести, например, к росту раковых клеток, если таковые имеются (о чём человек может не подозревать). Отсюда, в свою очередь, повышается вероятность развития онкологического заболевания в будущем.

20 октября 2018 г. решением Октябрьского районного суда города Саратова исковые требования Евгения Панфилова частично удовлетворены. С ООО «Здоровье-Саратов» в пользу истца должно быть взыскано около 400 тыс. руб. (в эту сумму вошли и убытки по оплате процентов за пользование кредитными средствами).

Следует заметить, что это далеко не единственный пациент, у которого обнаружились претензии — и немалые — к работе ООО «Здоровье-Саратов». На сегодняшний день таких не менее шести человек. Некоторым из них возвращены деньги медицинской организацией, другие пока ищут оптимального для себя решения. На примере ситуации с Евгением Панфиловым создан прецедент возвращения потраченных денег за предоставление медицинской помощи с нарушением медицинских стандартов.

 

Пенсионеры — находка для «разводил»

А звонки на телефоны саратовцев с предложением бесплатной диагностики организма продолжают поступать. И, как я уже отмечал, чаще всего на них откликаются пенсионеры.

— Пенсионеры — самые привлекательные клиенты не только для откровенных мошенников, но и для любителей собрать деньги за услуги, оказанные кое-как, — говорит юрист Марианна Портнова. — Старшее поколение не жалует интернет, в отличие от молодых не чувствует на уровне подсознания, где их пытаются «развести». Услышав слово «бесплатно», которое настойчиво повторяется в приглашении, они решают попробовать. У людей более молодого возраста на это, во-первых, нет времени, во-вторых, они уже твёрдо усвоили: бесплатный сыр — только в мышеловке.

Напоминаем, что и раньше в Саратове были случаи, когда клиенты добивались возвращения денег от медорганизаций — как государственных, так и частных. Так, в феврале 2018-го суд взыскал с клиники 1 млн 84 тыс. руб. за вред, причинённый пациентке при проведении пластической операции. По неофициальным данным, речь шла об увеличении груди.

Саратовчанка подала иск о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда — согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, между оказанными услугами клиники и наступившим вредом здоровью истицы была установлена причинно-следственная связь.

Поговорка, что здоровье не купишь ни за какие деньги, в наше время обретает смысл, которого не было раньше. Теперь можно отдать деньги и не получить взамен никакой помощи от людей, надевших белые халаты.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 23 января 2019

Заголовок в газете: Больной платит дважды

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру