Каждый пятый саратовский пенсионер вынужден трудиться

Советскую пенсионную систему принято поминать добрым словом, поскольку пожилые люди могли не только спокойно и уверенно жить на государственное пособие, но и помогать детям и внукам

Сегодня такая возможность имеется не у всех. Более того, 145,7 тыс. пенсионеров Саратовской области продолжают работать: выживать в современных экономических реалиях становится всё сложнее.

Советскую пенсионную систему принято поминать добрым словом, поскольку пожилые люди могли не только спокойно и уверенно жить на государственное пособие, но и помогать детям и внукам
фото Александра Лёгкого

Уравниловка для лентяев

Тем не менее экономисты не согласны с утверждением, что все пенсионеры в СССР жили хорошо и ежегодно отдыхали на курортах.

— Не все советские граждане получали большую пенсию, — говорит Владимир Титаев, заслуженный экономист России. — К примеру, сельские труженики начали получать государственную пенсию лишь с 1 июля 1966 года, её размер составил 12 рублей. В последующие годы пенсии колхозников начали повышаться до 30-40 рублей. В 80-е годы до 50-60 и даже 90 рублей — у работников с большим стажем, к примеру трактористов. А у кого-то она так и осталась 40-50 рублей, на эти деньги особенно не наездишься в санаторий «Октябрьское ущелье» и уж тем более на морской курорт. Такие радости жизни были доступны не всем.

Другое дело, что в городах, на предприятиях активно работали профсоюзы, напоминает экономист. Они оказывали существенную поддержку своим работникам.

Комментарий эксперта

Владимир Титаев, заслуженный экономист России:

— Благодаря профсоюзам работники могли приобрести путёвку в санаторий за 10-20% от её стоимости, а иногда и вообще бесплатно. Профсоюзы оказывали материальную помощь труженику перед отпуском или могли поддержать деньгами в сложной жизненной ситуации. К сожалению, в последние десятилетия о профсоюзах забыли. Ушёл человек на пенсию — и никто о нём не вспоминает.

Как считает экономист, нынешняя система распределения пенсий несправедлива, потому что в первую очередь нужно учитывать стаж работника, а не его зарплату.

— Сегодня же получается так, что уравняли лентяев, кто практически не работал, и тружеников, проработавших на одном предприятии 40 лет, но на маленькой зарплате, — говорит Владимир Николаевич. — Им платят пенсию 8-9 тысяч рублей в месяц, хотя один постоянно перебегал с места на место, подолгу сидел дома, а другой трудился в поте лица своего. Это нечестно.

 

Сэкономить на еде

Оставшиеся в живых профсоюзы подтверждают: педагоги, особенно учителя общеобразовательных школ не имели во времена СССР высоких заработков, и сейчас их пенсии очень маленькие.

Комментарий эксперта

Николай Тимофеев, председатель Саратовской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ:

— Учителя пенсионного возраста хотели бы уйти на пенсию, но продолжают работать, так как понимают: на 8, максимум 10 тысяч рублей прожить сложно. В советские времена пенсии в образовательной системе были не очень высокими, но вполне достойными, и преподаватели не думали о том, как выжить.

Согласно исследованиям Высшей школы экономики более половины российских пенсионеров (54%) вынуждены экономить на питании и самом необходимом: вместо мяса и рыбы есть дешёвые крупы, вместо дорогих лекарств выбирать бюджетные аналоги. Это исследование было проведено в середине 2017 г. С началом реформы по повышению пенсионного возраста ни одного соцопроса или аналитического исследования по материальному положению пенсионеров в широкий доступ выложено не было.

 

Cаратовцы рассказали, как прожить на пенсию и не умереть с голоду

В нашем регионе проживают 767,5 тыс. пенсионеров. Из них 41 тыс. получает социальную пенсию, средний размер которой с апреля этого года составил 8527 руб. 29 коп. В целом же средняя пенсия по старости на начало года — 13,5 тыс. руб. «МК» в Саратове» поинтересовался у известных горожан: как им живётся на столь «щедром» государственном пенсионном обес­печении?

 

Ольга ПИЦУНОВА, общественник и эколог: «Обеспечить себя недорогой едой — это квест».

— Моя пенсия составляет 11 тысяч руб­лей. Денег хватает только на продукты и лекарства, долги по ЖКУ накапливаются. Никакой культурной программы при таких доходах позволить себе не могу, поскольку даже 200-300 рублей — это приличная сумма. Отказываю себе в поездках по городу, расходы на транспорт слишком велики. Про какие-либо накопления на отпуск, отдых на море речь вообще не идёт. Я не хожу по торговым центрам, уже забыла, что такое магазины одежды и обуви. Очень дороги лекарства, но меня в значительной степени спасает то, что я на инвалидности и какая-то часть лекарств выдаётся мне бесплатно. Недавно получила дорогой препарат, который при своём доходе не сумела бы приобрести. В прошлом году на пенсию ещё как-то можно было жить. В нынешнем получается только выживать, настолько существенно выросли цены на продовольствие. Приходится искать продукты по акциям, скидками, сниженным ценам. Для этого зачастую нужно обойти несколько магазинов, чтобы приобрести необходимое. Обеспечить себя недорогой едой — это своеобразный квест. Вспоминаю времена, когда моя мама-пенсионерка умудрялась помогать детям, внукам да ещё и копить на какие-то крупные покупки. А это было в суровых 90-х годах. У меня помогать детям нет возможности, со мной живут дочь с внуком. Нашу семью в тяжёлой финансовой ситуации поддерживает мой старший сын, и это позволяет оставаться «на плаву».

 

Александр ПАНТЕЛЕЕВ, кандидат психологических наук, политический психолог: «Выходишь из аптеки и понимаешь, что потратил существенную часть пенсии».

— Если я перестану заниматься преподавательской деятельностью, на жизнь мне не хватит. Хотя моя пенсия выше средней. Но всё равно, когда начинаешь считать: оплата коммунальных услуг, лекарства — выходит очень приличная сумма. Я 13 лет на пенсии и всё это время работаю. В советские времена люди ждали пенсию, дорабатывали и уходили на заслуженный отдых, не считая нужным трудиться дальше. Современные пенсионеры вынуждены работать, чтобы избежать нищеты. Хотя, конечно, и в советские годы был разброс в размере пенсий. Хорошей считалась пенсия в 120 рублей (при том, что буханка хлеба стоила 16-20 копеек), маленькими были пенсии у работников сельского хозяйства, зачастую 30-50 рублей. Считалось, что они станут кормиться за счёт своего подсобного хозяйства. Но и на эти деньги можно было как-то жить. Сейчас прожиточный минимум пенсионера в Саратовской области — 8 тысяч 278 рублей. То есть пенсия не может быть ниже этой суммы. Однако когда этот минимум просчитывали, не учли, что пожилые люди тратят существенную часть своей скромной пенсии на лекарства, которые очень дороги нынче, а умирать не хочется. И хотя государство пытается сдержать цены на лекарственные препараты, они всё равно растут. Я сам вынужден по возрасту покупать лекарства: выходишь из аптеки и понимаешь, что потратил существенную часть пенсии на поддержание собственного здоровья. Повышение пенсионного возраста ситуацию лишь усугубило: сейчас трудно устроиться на хорошую работу в 45-50 лет, а что говорить про работников «кому за 55»? Их вообще никто на работу не берёт, они оказываются в ужасающем положении: и на пенсию нет возможности уйти, и работы нет.

 

Людмила АЛФЕРЬЕВА, председатель регионального общественного всероссийского движения «За жизнь»: «Практически все мои ровесницы вынуждены работать».

— Получаю пенсию 10 тысяч 730 рублей. Для многодетной матери это ещё неплохой доход: мои подруги больше 8-9 тысяч руб­лей в глаза не видели. У многодетных мам самые низкие пенсии: рожали, сидели в декретах, а если даже не сидели, то трудились на низкооплачиваемой работе, и это в конечном итоге отразилось на их пенсии. У меня ещё довольно благоприятная ситуация: муж работает, дети помогают. Практически все мои ровесницы вынуждены работать няней, сторожем, уборщицей в коттеджах состоятельных людей. Каждый вертится как может. У кого-то огород, пенсионеры сами с него кормятся и на продажу выращивают. Одна из моих знакомых собирает весной ландыши на продажу, летом — лекарственные травы, сушит и весь год продаёт. Если помощи нет, на пенсию трудно прожить. Конечно, с голоду не умрёшь: на макароны, крупы, картошку и кефир хватит. Но ты не купишь себе одежду, не поменяешь смеситель, даже не сможешь приобрести лекарства, если заболеешь. Пенсии в 8-10 тысяч рублей хватит только на оплату коммунальных услуг и скромную еду. Очень много денег уходит на проезд. 50 льготных талонов ничего не дают, особенно если пенсионер работает. Даже если ездить без пересадок на работу 22 рабочих дня, то в месяц уходит 44 талона. Оставшиеся шесть очень сложно распределить: ведь иногда нужно и на рынок съездить, в аптеку, к внукам. Получается, что проезд ты оплачиваешь из своего кармана. Или возьмём санаторно-курортное лечение. В Москве пенсионеры ездят в санатории ежегодно, в нашей области пожилые люди стоят в очереди по нескольку лет. Пенсионеры областного центра могут поехать на оздоровление один раз в три года, я, к примеру, лечусь в реабилитационно-диагностическом центре «Пещера монаха» (Хвалынск). Мои знакомые пенсионерки из Красноармейска и Ершова по пять лет ждут оздоровления. Если человеку 70 лет или 75, он может и не дожить до санаторно-курортного лечения.

 

Ольга АККУЗИНА, кандидат медицинских наук, бывший внештатный акушер-гинеколог Саратовской области: «Если родственники у бабушки пенсию отнимают, то льготы они забрать не смогут».

— Моя пенсия выше средней, плюс муж получает военную пенсию, поэтому нам хватает. Есть дача — хорошее подспорье. Здесь овощи, фрукты, зелень. Хочу сказать, что после выхода на заслуженный отдых на питание стало уходить меньше денег. Раньше работаешь, готовить некогда, нахватаешь всякого, а сейчас к формированию меню подходишь более ответственно. Опять же, пока трудишься, необходимо одеваться в соответствии со статусом: менять платья, костюмы, не будешь же в одном и том же ходить. На это обычно уходит немало денег. На пенсии всё проще и новых вещей требуется гораздо меньше. Самая существенная статья расходов — это лекарства. Дешёвые аналоги покупать бессмысленно — не помогут, а качественные, проверенные временем препараты довольно дороги. Конечно, пенсия в 10-11 тысяч рублей — безобразие. И, на мой взгляд, пенсионную реформу надо пересматривать. Или добавлять льгот. В Москве пенсионеры бесплатно ездят на общественном транспорте, посещают бассейны, спортивные клубы, ежегодно отдыхают в санаториях. Льготы были бы даже более уместны, чем простое повышение пенсий: ведь если родственники у бабушки пенсию отнимают, то льготы они забрать не смогут. Государство должно, наконец, стать социальным и обратиться лицом к пенсионерам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28 от 3 июля 2019

Заголовок в газете: Хорошо за 60

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру