День знаний - праздник с тревогой за будущее

В нынешнем году исполняется 35 лет, как в России появился новый праздник - День знаний

Учебный год в школах стал начинаться не с занятий по предметам, а с уроков мира, добра, гражданской ответственности. До сих пор находятся скептики, убеждённые, что этим качествам научить нельзя и не стоит отрывать время от учебных программ для внушения детям и подросткам неких туманных отвлечённых истин.

В нынешнем году исполняется 35 лет, как в России появился новый праздник - День знаний

Накануне 1 сентября наш корреспондент решил поинтересоваться мнением тех, кому доверено развитие добра и толерантности в юных душах.

Уроки мира рождались войнами

Учёные-историки затрудняются дать точное объяснение, почему начало учебного года падает именно на 1 сентября. Существует теологическая версия: византийские богословы считали, что Господь Бог приступил к сотворению мира как раз 1 сентября. Вроде бы даже поэтому царь и великий князь всея Руси Иоанн Васильевич, прозванный потомками Грозным, повелел считать этот день отсчётом новолетия, то есть Новым годом. Что и продолжалось до тех пор, пока другой великий реформатор Пётр Алексеевич не узаконил другую новолетную дату —

1 января.

Более приземлённая и правдоподобная версия: к началу осени заканчивался основной цикл полевых работ и детишек, помогавших взрослым, можно было отпустить на учёбу.

Кстати, во времена Петра Великого — поборника распространения образования в народе и более двух веков после него единого дня начала обучения в школах или гимназиях не было. В разных заведениях к учёбе приступали в разное время, причём со значительным разбросом по датам — от середины августа до середины октября. Сельские же школы грамотности и вовсе принимали к себе детей только 1 декабря — в селе и без учёбы дел хватало.

Даже в стране, свергнувшей монархию, победившей контрреволюцию и приступившей к построению социализма, что без грамотности масс представлялось невозможным, не сразу додумались до установления единой даты начала учебного года. Постановлением Совнаркома в 1930 г. обязали лишь «всех детей в возрасте 9-10 лет принимать в школу осенью».  

Только 3 сентября 1935-го совместным постановлением Совнаркома и ЦК ВКП (б) был определён единый день начала учебных занятий во всех школах СССР — 1 сентября.

Выбор пал на эту дату явно не случайно, и, что очень важно, с самого начала с первым осенним днём связывалось представление с борьбой за мир и с антивоенными выступлениями, причём со стороны именно молодёжи.

В апреле 1915 г., когда Европу сотрясала небывалая до тех пор военная бойня, окрещённая позже Великой или Первой мировой войной, в Берне собралась международная социалистическая конференция молодёжи. Её делегаты решили учредить Международный юношеский день (МЮД), чтобы сплотить молодёжь разных стран в борьбе против хищников-империалистов. Среди прочего предлагалось проводить в тот день — внимание! — уроки мира и прочие антимилитаристские акции во всех школах. Первый такой день прошёл 3 сентября

1915 г. в Швейцарии, Нидерландах, США, Италии, Румынии. Затем датой его проведения определили первое воскресенье сентября. В 1917 г. МЮД впервые отметили в России ещё до прихода большевиков к власти.

Впоследствии победившие большевики оценили в должной мере значение этого дня и решили им воспользоваться. В 1932 г. Коммунистический интернационал молодёжи (в состав которого в качестве доминирующей силы входил ВЛКСМ, все члены которого носили КИМовский значок) предложил установить днём проведения МЮД 1 сентября, что и было сделано. Вскоре этим же днём стал открываться учебный год во всех школах. Советского Союза.

Антивоенный пафос даты усилился после того, как 1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война, оставившая свою предшественницу далеко позади и по общему количеству жертв и разрушений, и по степени звериной жестокости представителей враждующих сторон.

Забегая вперёд, скажем, что через 65 лет первый день календарной осени станет ещё и днём памяти жертв бесланской трагедии.

Уроки мира вернулись в советские школы в начале 1980-х — тогда начало учёбы назначили Днём знаний. Это период предельного накала «холодной войны» — весь мир горел в огне, от Афганистана до Никарагуа, от Мозамбика до Ливана, от Шри-Ланки до Фолклендских островов. Призывы к миру в СССР соединялись с активной подготовкой к войне, что предполагало создание воинственного настроя молодёжи.

С 1984 г. День знаний объявили праздником, и уроки мира вытеснили из его программы все остальные предметы. Со временем они стали трансформироваться в уроки доброты, солидарности, наконец, толерантности (термин, позаимствованный у вероятных врагов).

Смысл оставался прежним: научить юных граждан нашей страны уважать тех, кто не похож на них: внешне, по языку, культуре, религии, по обычаям и образу жизни. Не просто терпеть, а уважать, понимать и принимать.

Дети 23 национальностей

О том, насколько такая задача осуществима в наше весьма непростое время, я разговаривал с учителями саратовских общеобразовательных школ. Первым адресом на моём пути стала известная в городе средняя школа № 67 имени народного артиста СССР, лауреата Государственных премий СССР и России Олега ЯНКОВСКОГО.

— В нашей школе воспитание толерантности, точнее, взаимоуважения не сводится к отдельным урокам, пусть даже и в День знаний, — сказала мне заместитель директора по воспитательной работе Надежда ЦЫМБАЛОВА. — 1 сентября — точка отсчёта очередного этапа работы с детьми, которая никогда не прерывается. У нас создана очень дружелюбная атмосфера, людей со стороны, в том числе из других школ, это нередко даже удивляет. Они считают, что должны быть дистанция между учителем и учеником, осознание разности социальных ролей. У нас этого нет — мы 1 сентября встречаемся как близкие друзья после разлуки, даже обнимаемся. Кому-то это может показаться странным, даже не очень корректным. Но дети в большинстве своём кинестетики: воспринимают мир тактильно, на ощупь, и им человеческое тепло со стороны взрослых просто необходимо.

Дети, которые переводятся к нам из других школ, говорят, что возникает ощущение, будто они попали не в учебное заведение, а в семью. И семью многонациональную — у нас обучаются дети 23 национальностей. Так что толерантность воспитывается естественным путём, хотя этого слова мы никогда не произносим, просто своим поведением показываем детям, что мы здесь все свои, а свой своему поневоле друг.

Уроки мира или доброты проходят в школе каждый раз в День знаний, хотя и под разными названиями. Например, 10-е и 11-е классы объединяются в игре «Принимаем в свою семью». Одиннадцатиклассники, ученики выпускного класса делятся с десятиклассниками своим опытом, рассказывают, что их ждёт в последний год учёбы, это напоминает своеобразное посвящение, передачу эстафеты. 

В нынешнем году 1 сентября у нас проходит урок гражданской ответственности. Классные руководители ведут с детьми разговор на тему «Что хорошего ты сделал этим летом?». Здесь особое значение приобретает то, что в школе есть волонтёрский отряд с говорящим названием «Добрые дела». Входящие в него старшеклассники — их 42 человека — имеют волонтёрские книжки и активно вовлекают в занятия добрыми делами других детей.

В этот раз школьные волонтёры участвовали в организации мероприятий, которые проводило общество трезвости на Театральной площади, в проведении открытого чемпионата по пляжному волейболу. Своими впечатлениями они делятся с новичками, и те охотно подхватывают идеи добровольного служения добру.

Ангелы нашей памяти

Урок мира в школе № 67 по традиции — уже в течение семи лет — проводится 3 сентября. В этот день ученики вспоминают своих ровесников, трагически погибших во время захвата террористами школы в Беслане. В нынешнем году бесланским событиям исполняется 15 лет, и это придаёт митингу памяти особый смысл.

Школьники-волонтёры в этот день приходят с лампадками, звучит печальная музыка. В конце митинга в небо взлетают десятки воздушных шариков, напоминающих о невинно погибших жертвах. Первые годы шарики были чёрного цвета — в знак траура. Теперь же ввысь поднимаются белые — символ чистоты ангельских душ, безвременно оборванных детских жизней.

Взрослые 3 сентября напоминают детям о том, какое зло приносят вражда и агрессия, насколько уродливым и страшным в современном мире выглядит терроризм во всех его проявлениях. В тот день на глазах блестят слёзы, а в душах пробуждаются ростки добра и сострадания.

Единство непохожих

Пройдут первые сентябрьские дни, и школа вновь заживёт в обычном ритме — насыщенной и интересной жизнью.

Ежегодно 12 декабря, в День Конституции России, в школе № 67 проводится фестиваль национальных культур «Мы разные — но мы вместе». Каждый класс представляет одну из национальностей — согласно жеребьёвке. Для выступления на фестивале ученики должны изучить культуру данного народа: быт, традиции, обычаи, кухню, костюмы. Сначала выбирали народы, проживающие в Саратовской области. С прошлого учебного года пошли по другому пути, расширенному, и обратились к созвездию национальностей, чьи представители проживают по всему Приволжскому федеральному округу. На школьную сцену выходят ребята и девочки в татарских, башкирских, мордовских, марийских, чувашских, немецких национальных костюмах и разыгрывают сценки-миниатюры, в основе которых — интересные обычаи народов, населяющих берега Волги.

На районном и городских фестивалях «В семье единой», посвящённых Дню народного единства, команда школы традиционно представляет азербайджанскую культуру. Песни и танцы этого народа Закавказья, многие представители которого давно обосновались в Саратове, стали для учеников родными, они уже не первый год выходят в победители фестиваля среди команд школ своего района. Этому способствует дружба, связывающая школу № 67 с азербайджанским национально-культурным объединением.

— «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» — напоминает Надежда Цымбалова старинную поговорку. — Школа для ребят — второй дом, они проводят здесь много времени, здесь формируется их взгляд на жизнь, на мир. Дети не терпят назидательности, если просто говорить им: не будь плохим! — результата не получишь. Их воспитывает сама атмосфера школьной жизни, где царят дружелюбие, взаимовыручка, неравнодушие к проблемам тех, кто рядом с тобой.

Беседуя с работниками школы, я вспомнил, как говорили в прошлые века: войну выигрывают не генералы, а школьные учителя. В какой стране они лучше, там и армия сильнее. Сейчас у образования другие задачи. Но битва добра со злом никогда не прекращается, и не только на полях военных сражений. Выиграть эту битву можно лишь при одном условии — сделав молодое поколение своим союзником.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 4 сентября 2019

Заголовок в газете: Победы куют в школьных классах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру