Саратовским подросткам, якобы готовящим массовое убийство, до сих пор не предъявлено обвинение

Карантин из-за коронавируса сделал неактуальной тему безопасности детей в школах

В медиапространстве перестали обсуждать двух саратовских мальчишек 14 и 15 лет. Тех, что признались в страшном — в подготовке расстрела своих ровесников из мести, 12 марта отпустили по домам. Одного под домашний арест, другого под «запрет определённых действий». С тех пор о них забыли. Между тем в правительстве области создана целая специальная комиссия с устрашающим названием «по пред­отвращению массовых убийств в школах».

Карантин из-за коронавируса сделал неактуальной тему безопасности детей в школах
кадр из видео

Информация туда поступает из группы, работающей при региональном уполномоченном по правам ребёнка. Вот как всё серьёзно. Корреспондент «МК» в Саратове» узнал о сегодняшнем дне подростков, зачисленных прессой в монстры-убийцы.

 

Затишье после бури

Лавина публикаций не утихала две недели — рассказывали в подробностях, как сотрудники ФСБ задержали подростков 25 февраля, получили их признание, возбудили уголовное дело, посадили в СИЗО. Суд сначала арестовал задержанных, затем 12 марта освободил по ходатайству адвокатов. После освобождения наступила тишина. И спустя ещё две недели получить комментарий по нашумевшему делу оказалось весьма затруднительно. Всё уже сказано: и что у парнишек на страницах в соцсетях, и что о них говорят одноклассники с учителями. А теперь что ж, ведётся следствие…

Попутно выяснилось, что спустя месяц после задержания мальчишкам даже официального обвинения не предъявили. Они остаются в статусе подозреваемых — не в совершении массового убийства и даже не в покушении на таковое, а якобы в подготовке оного. Основания для признания их потенциальными убийцами сорока человек пока выглядят весьма непрочно. Но в прессе это уже сделано. О презумпции невиновности как-то все забыли. Сейчас у обоих подростков есть адвокаты.

 

В списках неблагополучных не значились

Единственный комментарий по существу удалось получить у детского омбудс­мена Татьяны ЗАГОРОДНЕЙ. Она подчеркнула, что ставить клеймо убийц без приговора суда недопустимо. Особенно когда речь идёт о неокрепших детских душах.

— Младший из подозреваемых, 14-летний Евгений, переведён в другую школу, — сказала Татьяна Николаевна. — Теперь он будет обучаться в посёлке Увек, где проживает у своего дедушки. До этого мальчику с третьего класса приходилось вставать в пять часов утра и ехать в школу № 14 Кировского района через весь город, с пересадками на транспорте. Это было связано с местом прописки его мамы. Такой режим и взрослому выдержать трудно. Конечно, ребёнок очень уставал, это плохо сказывалось на его успеваемости.

Теперь Женю пропишут у дедушки. Он стал его официальным опекуном. Следующим этапом, видимо, будет решение вопроса о лишении его мамы родительских прав. По сведениям уполномоченного, женщина до сих пор не занималась воспитанием сына и увлекалась спиртным.

Второму подозреваемому, Игорю, исполнилось 15 лет незадолго до задержания. После каникул и карантина он пойдёт в ту же, 14-ю школу, где они вместе с Женей учились в 8-м классе. Он живёт в многодетной семье, с мамой и отчимом. Семья не считается неблагополучной, по крайней мере, не состоит на учёте. Впрочем, и оба мальчишки до своего задержания ни на каких учётах не числились.

Я спросил у Татьяны Загородней: не опасно ли снова отправлять подростка в ту самую школу, где, по неподтверждённым пока данным, его травили? Как будут смотреть на него ровесники после того, что узнали из СМИ? Можно ли сидеть в одном классе с парнем, якобы собиравшимся отправить на тот свет 40 человек, включая одноклассников?

— Если будет желание родителей, можно и его перевести в другую школу. Мы в этом поможем. Надеемся, что министерство образования примет все меры в отношении школы. На сегодняшний день мы сделали всё, что могли.

Детский омбудсмен согласилась, что необходимо оградить подозреваемых подростков от любых влияний и воздействий на психику. Их поведение в этот сложный период должно быть абсолютно адекватным — тогда следствию легче будет установить истину.

В период карантина, когда все ученики получали задания по интернету, Евгений и Игорь делать этого не могли. Им запрещено пользоваться любыми средствами связи и интернетом. Игорь, находясь под домашним арестом, тоже не может выходить из дома. Евгению можно появляться на улице только днём. Поэтому в дни карантина школьные задания восьмиклассникам, проходящим по громкому уголовному делу, приносили педагоги. Так будет и дальше, если школы Саратова перейдут на дистанционное обучение из-за коронавируса.

 

В шоке от своих же слов

Юристы, члены Общественной палаты области уже через несколько дней после известия о предотвращении массового убийства в школе обращали внимание на ряд странных моментов. На следующий день после задержания мальчишки как-то поторопились признаться на видеокамеру, что в мае собирались устроить в своей школе массовое побоище. Причина — месть за травлю и обиды. Тогда и прозвучала фраза одного из них, что ему было всё равно, сколько людей погибнет, а его товарищ якобы намеревался прикончить 40 своих обидчиков.

Но уже во время посещения их в СИЗО Загородней и членами областной наблюдательной комиссии (ОНК) оба парнишки наотрез отказались от собственных роковых признаний. Заявили, что сами не верят, как они могли наговорить такое на камеру, не могут ничем объяснить данных слов. На самом деле они никогда никого убивать не собирались, хотя смотрели фильмы и ролики, где расстреливают — среди нынешних подростков это не редкость. И саундтрек к фильму о «Колумбайне» — массовому расстрелу в американской школе в 1999 г., давшем имя страшному явлению, — он тоже одному из них нравился. Но означает ли это, что каждого мальчишку, предпочитающего триллеры и «ужастики», можно зачислить в потенциальные убийцы? 

Удивил общественников и рассказ подростков о девочке, что, по их словам, позвала обоих в то самое заброшенное бомбо­убежище на территории бывшего авиа­завода. Они познакомились и подружились с ней в интернете, один даже чуть ли не влюбился. Она и показала им ящик, где «что-то лежит». Это был старый обрез охотничьего ружья. И как только они его увидели, сразу же появились сотрудники УФСБ. Девочку, как говорят мальчики, увели, в поле зрения СМИ она не попала. Возможно, станет или уже стала главным свидетелем по делу.

Татьяна Загородняя по поводу этих противоречий заметила, что психика подростка принципиально отличается от психики взрослого, как и в целом взгляды на мир и на жизнь:

— Они могли сделать признание на камеру из-за желания бросить вызов всему миру, из юношеской бравады. Во всём этом надо разбираться психологам и, конечно, работникам следствия. На меня ребята при встрече не произвели впечатления людей, готовых к убийству.

Вопрос о травле в школе остаётся открытым. Сами задержанные подтверждают: к ним приставали, их провоцировали. Дед Евгения тоже сказал, что у внука были проблемы с ровесниками, но он не мог решиться на преступление из-за них.

Все, с кем мне довелось общаться, едины в одном. Хорошо, что силовые структуры проявляют повышенную бдительность — хватит с нас «керченских стрелков». Даже если кто-то из подростков вздумает пошутить или поиграть, подражая данному «герою» (а он пользуется немалой популярностью среди молодого поколения, судя по соцсетям), и в результате пострадают ровесники или учителя, мы сами будем говорить о плохой профилактической работе правоохранителей, никто им этого не простит. Так что перестраховка, наверное, лучше, чем недостаток бдительности. Но всё же прежде чем сказать, надо доказать. Особенно когда речь идёт о мальчишках и массовом убийстве. Клеймо поставить легко, а как с ним жить?

Напоследок стоит добавить, что с учётом всех факторов — несовершеннолетние, не покушение, а подготовка, положительные характеристики, сотрудничество со следствием и прочее — даже в случае обвинительного приговора суда подростки скорее всего, по мнению опытных адвокатов, получат не более трёх-четырёх лет лишения свободы. Но и для этого нужны неопровержимые доказательства. А называть детей чудовищами, готовящими массовое убийство, нехорошо и с этической, и с юридической точек зрения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Затравленные мстители

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру