Нужен ли саратовским школьникам зачёт по правилам дорожного движения?

Нужен ли саратовским школьникам зачёт по правилам дорожного движения?

Возможно, кому-то это покажется очередной популистской идеей, однако, по статистике, количество ДТП, в которых страдают дети, с каждым годом растёт. В Саратовской области в прошлом году произошло почти три сотни аварий с участием несовершеннолетних, пострадали 313 детей, 10 погибли. Тем не менее саратовские педагоги настороженно отнеслись к расширению учебного курса. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».

Учебная тревога

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон ЦВЕТКОВ выступил с инициативой о введении в российских школах обязательного зачёта по Правилам дорожного движения для пешеходов и направил соответствующее предложение министру образования и науки РФ Дмитрию ЛИВАНОВУ. Как считает член Общественной палаты, на сегодняшний день в средних учебных заведениях «отсутствует слаженный механизм обучения детей правилам дорожного движения, а их знание отдано под контроль родителей ребёнка». Цветков указывает, что на данный момент дисциплина по ПДД отсутствует и до школьников доносят лишь отдельные правила в рамках курса ОБЖ. Инициатор нововведения подчеркнул, что за нарушение правил дорожного движения пешеход несёт ответственность, которая регулярно ужесточается. Однако перед тем как штрафовать школьника, его следует на­учить правилам дорожного движения, в связи с чем Антон Цветков предложил ввести в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимое количество часов для преподавания ПДД для пешеходов.

Похожая идея была высказана депутатами ещё четыре года назад. Комитет Госдумы РФ по транспорту предложил включить Правила дорожного движения в курс средней школы, сославшись на то, что сегодня Россия является одной из самых неблагополучных стран в мире по числу жертв в ДТП. Курс позволит сдать теоретическую часть экзамена на водительские права, не отходя от школьной скамьи. Тем ученикам, которые пройдут испытание успешно, по достижении 18 лет будет достаточно сдать лишь вождение. Предполагалось, что результаты школьного экзамена будут действовать в течение двух-трёх лет. Если в течение этого срока экзамен по вождению сдан не будет, обучение нужно будет начинать сначала. Однако предложение народных избранников, оформленное в рамки законопроекта, так и осталось на уровне инициативы.

В Саратовской губернии дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети, год от года становится всё больше. Если в 2011-м на территории региона произошло 210 ДТП с участием несовершеннолетних, то в 2014 г. число аварий составило 294. Только на территории Энгельсского района было зарегистрировано 47 ДТП с участием детей и подростков, половина из них — с участием детей-пассажиров.

 

Дорожное «колесование»

Но, несмотря на актуальность инициативы, предложенной членом Общественной палаты РФ, педагоги и директора школ Саратовской губернии неоднозначно отнеслись к предложению расширить курс дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

Галина ПОЛИЩУК, директор средней общеобразовательной школы № 6 г. Маркса Саратовской области:

— В первую очередь, необходимо усилить меры безопасности на дорогах. Светофоры должны быть исправны, а «зебра» видна не только пешеходам, но и водителям. Маркс — город небольшой, но для нас это крайне актуально. Конечно, изучению Правил дорожного движения необходимо уделять больше времени, но это можно делать в форме факультатива, классных часов или видоизменить курс ОБЖ, расширив тему безопасности дорожного движения.

Сергей ШЕХМАТОВ, директор гимназии имени Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева г. Балашова считает:

— Невозможно что-то добавить в школьную программу, можно лишь заменить. Но что можно убрать из курса ОБЖ? Сократить изучение правил пожарной безопасности? Но ведь на пожарах тоже гибнут дети. На мой взгляд, к этому вопросу нужно подходить очень взвешенно и обдуманно.

Как рассказал Сергей Андреевич, помимо курса ОБЖ в балашовской гимназии проводятся классные часы, в рамках которых учащихся знакомят с правилами дорожного движения, причём часто на этих беседах присутствуют представители ГИБДД. На родительских собраниях также постоянно поднимается важная тема.

— Конечно, каждое общеобразовательное учреждение должно вводить подобные мероприятия, разъясняющие школьникам ПДД, в свою систему, — говорит директор. — Вопрос лишь в том, насколько качественно эта воспитательная работа проводится.

В другом балашовском учебном учреждении также полагают, что теоретических знаний по ПДД в рамках школьного курса подросткам хватает.

Сергей ИЗГОРЕВ, директор гимназии № 1 г. Балашова Саратовской области:

— Тех учебных часов, которые выделены в школах на изучение Правил дорожного движения как в урочное, так и во внеурочное время, вполне достаточно. Раздувание программы за счёт дополнительных часов, на мой взгляд, грозит перегрузкой для школьников. В нашем учебном учреждении на классных часах присутствуют представители ГИБДД, также есть юные инспекторы движения — ученики 7-9-х классов, которые тщательно изучают ПДД, а потом рассказывают о них — в игровой, постановочной форме — школьникам младших классов. Полагаю, к вопросу безопасности детей на дорогах нужно подходить с другой стороны. За последние годы выросло количество автомобилистов, а разметки на дорогах трудноразличимы. Если взять, к примеру, трассу Москва — Волгоград, то в районе Тамбовской области на пешеходных переходах установлены дополнительные знаки внимания. К примеру, мигающий жёлтый свет светофора или разметка «зебры» — белая с жёлтым, которая в вечернее время отражается. И это очень удобно. На наших дорогах такого нет, и именно этому следует уделить внимание.

Что же касается инициатив по дополнительной дисциплине, изучающей Правила дорожного движения, или расширения программы ОБЖ, то Сергей Изгорев, который преподавал этот предмет с 1992-го по

2014 г., имеет на этот счёт своё мнение.

— Опытный преподаватель всегда найдёт возможность вернуться к теме, — говорит Сергей Анатольевич. — Скажем, меняется время года, наступает зима, на дорогах возникают гололёдные явления. Об этом можно лишний раз предупредить школьников, напомнить о том, что лучше сменить привычный маршрут на, может быть, удлинённый, но гораздо более безопасный. Поэтому заинтересованный преподаватель умело использует выделенные часы, и я не вижу смысла в том, чтобы вводить новую контрольную дисциплину по изучению ПДД.

Лишь одна пятая часть ДТП, в которые попадают дети, происходит по неосторожности. Чаще всего несовершеннолетние страдают по вине взрослых.

К слову, для Балашова вопрос безопасности детей на дорогах становится всё более злободневным. В прошлом году в Балашове произошло два крупных ДТП, в которых пострадали школьники. В середине марта двадцатилетний водитель на «lada priora» сбил девятилетнюю девочку, которая переходила дорогу в не установленном для перехода месте без сопровождения взрослых. А осенью небольшой город всколыхнула новая трагедия: на нерегулируемом пешеходном переходе автомобиль «opel corsa» наехал на двух 11-летних школьниц. В результате ДТП один ребёнок скончался, второго с тяжёлыми травмами госпитализировали.

 

Взяться за ремень

Директора школ указывают: безопасность детей на дорогах зависит вовсе не от зубрёжки Правил дорожного движения на школьных занятиях. Педагоги говорят, что правильнее всего было бы ужесточить наказание для водителей, нарушающих ПДД, отремонтировать дороги, а уж о том, как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу и как обходить стоящий на остановке автобус, школьникам и так рассказывают.

По мнению Нины НАГАЙЧУК, директора средней общеобразовательной школы № 6 г. Вольска, лучше всего начинать не с подростков, а с водителей: тщательно контролировать обучение тех, кто хочет получить водительские права.

— С учениками мы изучаем ПДД не только в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», — рассказывает директор. — Проводим тематические линейки: в начале учебного года, перед каждыми каникулами поднимаем тему безопасности на дорогах. В результате помимо школьной программы ещё 4-5 раз за учебный год мы напоминаем детям о правилах, а также о внимательности и осторожности.

Вера ПИМЕНОВА, директор средней общеобразовательной школы № 45 г. Саратова, делает акцент на том, что главное в вопросе безопасности детей на дорогах не теория, а практика.

— Рассказывать детям о безопасности и соблюдении правил можно бесконечно, но, к сожалению, порой они берут пример поведения на дороге со своих родителей, — говорит Вера Васильевна. — Перенимают привычку перебегать проезжую часть в неположенном месте или переходить на красный сигнал светофора.

В саратовской школе № 105 введены дополнительные часы по изучению ПДД.

Ирина ШУВАЛОВА, директор средней общеобразовательной школы № 105 г. Саратова:

— В нашей школе уже несколько лет работает программа по изучению Правил дорожного движения для каждого класса — с 1-го по 11-й. И это помимо уроков ОБЖ, в итоге получается 17 дополнительных часов в год. Так что, можно сказать, мы давно прививаем школьникам культуру поведения на дорогах. Конечно, о безопасности можно говорить всегда, это никогда не будет лишним, но вопрос о том, как расширять образовательную программу и куда включать дополнительные часы, должны решать специалисты.

Интересно, что авторами различных образовательных инициатив по ПДД чаще всего становятся депутаты и общественники, от ГИБДД никаких предложений о более детальном изучении Правил дорожного движения не поступало. Хотя сотрудники самого дорожного ведомства довольно одобрительно относятся к подобным образовательным новшествам.

Иван КУРНОСОВ, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД по Саратовской области:

— Сегодня изучение Правил дорожного движения происходит в рамках школьной программы ОБЖ, но, на мой взгляд, этого недостаточно. Было бы неплохо дополнительно обучать ПДД один час в неделю, при этом совмещая теорию с практикой. То есть один урок проходит в классе, а следующее занятие — на улице, рядом с проезжей частью. Причём для каждого класса должен быть разработан свой курс. Скажем, ученикам начальной школы можно рассказывать о том, где безопаснее всего переходить дорогу: на светофоре, пешеходном переходе. Школьникам старших классов будет не лишним включить в изучение более подробное изучение Правил дорожного движения. Ведь подростки — будущие велосипедисты, скутеристы, которые нередко попадают в аварии.

Тем не менее, как отмечает Иван Курносов, лишь одна пятая часть ДТП, в которые попадают дети, происходит по неосторожности. Чаще всего несовершеннолетние страдают по вине взрослых, находясь вместе с родителями или родственниками в автомобиле. Детей перевозят без использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств, в результате чего происходят трагедии. Так может быть, сначала устроить обязательное обучение родителей курсу ПДД, а потом уже переходить на подрастающее поколение?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 25 марта 2015

Заголовок в газете: «Зебры» здесь не ходят

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру