Школьная юность людей, известных всей стране и миру, прошла и закончилась в Саратове

Звонок от знаменитости

Конец мая — это не только последние дни весны, но и «последние звонки». Это время окончательного самоопределения для сотен тысяч юношей и девушек: «учитель нас проводит до угла», а что дальше? Там, за углом?.. Кем стать? Последние дни мая — это время недовольного ворчания старшего поколения: дескать, «нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших…» Кстати, это не условный ревнитель нравов XXI в. и ярый критик «поколения айфонов и селфи» — это сказал великий СОКРАТ в V в. до н. э.! Ничего нового под майской луной…

Звонок от знаменитости

Последние дни мая — это возможность особенно остро почувствовать себя взрослым, сформировавшимся человеком, пусть такое ощущение на 90% иллюзия и самовнушение. Молодёжь во все времена упрекали в том, что на опасном и зыбком переходном этапе к взрослой жизни она пускается во все тяжкие. А вы думаете, Александр Сергеевич после окончания Царскосельского лицея пил компот с клюквой, изъяснялся исключительно на салонном французском и трепетно, не смея вздохнуть, держался за руки с девами? Ну да, ну да. Великие — они же тоже люди. Вот знаменитости, в разные периоды нашей истории учившиеся в саратовских гимназиях и школах, не дали бы соврать.

А их, этих знаменитостей, шагнувших с порога саратовской школы в вечность, — хватает. Но обо всём и всех по порядку.

 

«Я б в лейб-медики пошёл!..»

Выведем за рамки этого материала людей, связь которых с нашим городом устанавливается мгновенно у жителя любого региона нашей страны, стоит только назвать Саратов: и так все знают, что Олег ТАБАКОВ окончил в 1953 г. школу № 18, что тёзка великого актёра и сам великий Олег ЯНКОВСКИЙ окончил саратовскую школу № 67. Ах да: наверно, самый знаменитый уроженец нашего города Николай ЧЕРНЫШЕВСКИЙ в школе/гимназии вообще не учился, он получил домашнее образование, а потом три года провёл в Саратовской духовной семинарии — верно, только для того, чтобы окончательно перейти на материалистические рельсы. Поэтому обо всех названных не будем — вспомним лучше тех саратовских выпускников, чья причастность к школьной парте нашего города не так общеизвестна.

Начнём с самого далеко отстоящего от нас по времени выпускника. В 1847 г. один странный и весьма нелюдимый юноша по имени Григорий окончил 1-ю мужскую гимназию. Это учебное заведение и поныне находится на своём месте — по адресу: Некрасова, 17. В юности Гриша сильно бедствовал и недоедал, отчего, по воспоминаниям современников, ел сальные свечи. Впоследствии он компенсировал себе голодную школьную юность, проведённую в Саратове: этот человек стал самым дорогим медиком страны, получал колоссальные гонорары, лечил богатейших купцов и фабрикантов (за немыслимые деньги), лечил царя Александра III (просто за большие деньги), лечил Льва ТОЛСТОГО (гонорары — в зависимости от обстоятельств), а также крестьян и собственных студентов (бесплатно). А ещё один его студент, окончивший медфак Московского университета, говорил: «Из писателей предпочитаю Толстого, из врачей — ЗАХАРЬИНА».

Ученика звали Антон ЧЕХОВ, учителя — Григорий Захарьин, великий врач-терапевт, лучший диагност России конца XIX в. На здании его родной саратовской гимназии и сейчас можно увидеть мемориальную табличку с надписью: «Здесь в 1840-1847 гг. учился выдающийся русский терапевт профессор Григорий Антонович Захарьин»…

 

Поведение — премьерное

Ещё один саратовский гимназист, имеющий прямое отношение к царям, в 90-х годах XIX в., учился сначала в 1-й мужской гимназии, где за полвека до него грыз гранит науки и сальные свечки Захарьин, а потом в гимназии № 2. Сын небогатого саратовского хлеботорговца, мальчик по имени Алёша был боек, смекалист, нрава непростого, что и скажется на дальнейшем его обучении в гимназии. Уже в четвёртом классе он не стеснялся демонстрировать свои атеистические взгляды: «Я же знаю, что в Бога не веруешь», — говорил ему учитель. Если постараться, по тем временам такая характеристика была равносильна мгновенному исключению из гимназии, однако же нашего героя не только не выгоняли, но и платили особую стипендию — в том числе и потому, что он был круглым сиротой.

В 1898 г., будучи семнадцати лет отроду, и без того «неблагонадёжный» юноша вступил в так называемую Саратовскую социал-демократическую группу. Это вызвало дополнительные трения с гимназическим начальством, особенно после того, как Алексей написал и распространил листовку с призывом отменить «ненужные предметы» (типа Закона Божьего) и разрешить читать любые книги (например, МАРКСА). За это ему поставили «четыре» по поведению. Ужас!

Саратовские «университеты» Алексея продолжились дружбой с революционно настроенной молодёжью, переездом в Казань, а позже привели его к высшим ступеням власти — уже новой, заместившей собой кровавый царизм, жестокосердно плативший саратовскому гимназисту пособие: 2 февраля 1924 г. Алексей Иванович принял пост председателя Совета народных комиссаров после умершего за несколько дней до этого ЛЕНИНА. Думаю, все уже поняли, что речь идёт о знаменитом политическом деятеле, уроженце Саратова Алексее РЫКОВЕ. Второй советский премьер начинал с «премьерного» поведения в саратовских гимназиях, а закончил сами знаете как — «уроком истории» на расстрельном полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 г. Товарищ СТАЛИН поставил по поведению «двойку»…

Родная гимназия Рыкова — ныне та самая школа № 67, которую много лет спустя после Алексея Ивановича окончит Олег Янковский и даст ей своё имя.

 

И ещё об уроках истории

Ещё один знаменитый человек, сидевший за партой в Саратове, попал в наш город в результате семейных передряг, которые, в свою очередь, были обусловлены громадным общероссийским катаклизмом — Февральской, а потом и Октябрьской революциями. Альберт родился в 1906-м в Петербурге, его мама была родной сестрой художника Леона БАКСТА, чуть позже обретшего всемирную известность. В 10 лет он («чудный мальчик», по определению его старшей сестры) перешёл в одну из лучших школ столицы империи — Тенишевское училище.

Но потом наступил Февраль.

Школьная дисциплина развинтилась мгновенно: Альберт бродил по Питеру, а в один прекрасный день стал свидетелем речи Ленина: В. И. вещал с балкона дворца Кшесинской. Впечатление было потрясающим. Ещё большие размеры впечатление от слов и деятельности Ленина приобрело после Октября: разруха, крах привычного семейного уклада, смерть матери, в 1918-м отец принимает решение переехать в Саратов, работать учителем. Различными тропами вся семья (отец, Альберт, три его сестры) окончательно собираются в нашем городе в 1921 г. Вскоре Альберт, которому не было и 16, оказывается главой семьи, содержит трёх сестёр, причём отнюдь не по-чеховски: для прокорма приходится браться за любую работу, в том числе расклейку афиш и газет, при этом — учиться в вечерней школе для взрослых. Именно в Саратове он чувствует в себе крупное литературное дарование, но в конечном итоге природная тяга к истории побеждает: в 1926-м Альберт уезжает из Саратова в Ленинград, чтобы подготовить себя к серьёзной научно-исследовательской деятельности.

Перу этого человека, великолепнейшего советско­го историка Альбер­та МАНФРЕДА, принадлежит, безусловно, лучшая монография об императоре НАПОЛЕОНЕ, когда-либо написанная на русском языке. Она так и называется: «Наполеон Бонапарт». Примечательно, что ни один русскоязычный биограф Наполеона не уделяет такого большого внимания школьным годам великого императора (в Бриеннском военном училище; Бриенн — город на северо-востоке Франции. — Авт.): «Его перестали приглашать на весёлые сборища беззаботной молодёжи В годы отрочества и юности его главной, всепожирающей страстью было чтение». Кто знает, быть может, в момент написания этих строк Альберт Захарович вспоминал собственные школьные годы — блеск столичного Тенишевского училища и страшное поволжское время, когда сам он ходил в обуви, перевязанной верёвочками, и в саратовских школьных коридорах отбивался от громадных крыс…

 

Школа высокого полёта

Любят, любят наши школы учеников по имени Олег! Выводят их в люди с завидной регулярностью. Но первым знаменитым саратовским школьником с этим именем был вовсе не знаменитый актёр, названный выше.

Ровесник историка Манфреда (1906 г. р.), ещё один наш герой оказался в Саратове шести лет от роду. В 1915-1922 гг. Олег учился в Саратовском реальном училище, а затем в средней школе № 23. На саратовской земле (как много лет спустя тут же у ГАГАРИНА) у него возникло увлечением небом, высотой, воздушным флотом: он занимался в школьном кружке любителей авиации, в 1921-м подал заявление в Красный Воздушный флот, однако по понятным причинам получил отказ (возраст и неподобающий статус — принимали только командиров РККА).

В 1924-м Олег обучался на путейском факультете Саратовского университета, где построил свой первый планер и организовал кружок любителей авиации. Однако учебное подразделение просуществовало недолго: путейский факультет был закрыт в том же году. В поисках нового места учёбы 18-летний Олег окончательно покинул Саратов.

…Он продвинулся по авиационной части так, как мало кому дано: получив профильное образование в Москве, последовательно возглавлял целый ряд конструкторских организаций, с началом войны в 1941 г. был назначен главным инженером планерного управления Наркомата авиационной промышленности, с 1943-го — первый зам великого авиаконструктора ЯКОВЛЕВА. Собственно, и сам Олег АНТОНОВ получил мировую известность как выдающийся разработчик авиапроектов, под чьим руководством были созданы легендарные самолёты: Ан-2 (легендарный «кукурузник»), Ан-22 «Антей», Ан-24, ну а последним самолётом, который был создан генеральным конструктором и его ОКБ, стал Ан-124 «Руслан».

К сожалению, громадное предприятие в Киеве, носящее имя Олега Константиновича — украинский концерн «Антонов», — ныне находится в ужасающем состоянии. Причин много, причины эти понятны: разрыв связей с Россией, смена парадигмы, клиническое беспамятство. Ну а нам, живущим в Саратове, следует помнить школьные места «отца русской транспортной авиации»: а это прежде всего реальное училище, где учился

О. К. (затем — школа № 19, ныне — гимназия № 1 по Мичурина, 88); в 1985-м Совмин РСФСР присвоил тогдашней СОШ № 19 имя великого авиаконструктора, но при смене статуса школы на гимназию в начале 90-х фамилия Антонова применительно к данному учреждению где-то потерялась.

 

«Ну и школа у тебя, Шарапов!»

Всё-таки нарушим принцип «малоизвестности». Все знают, что актёр Владимир КОНКИН, знаменитый Шарапов из «Места встречи», учился в саратовской школе

№ 99. Сейчас школа не работает, пребывает в чудовищном состоянии, и Жеглов не преминул бы охарактеризовать этот состояние фразой, вынесенной в подзаголовок.

Но есть в Саратове школа, к которой применима та же экстатическая нотка, но уже — в положительном аспекте. Не можем обойти её в этом материале — это так называемая школа «героев». Школа № 2, что на Мичурина, 16.

Мы можем гордиться не только формой этого здания (его строил в 1914-м сам Семён КАЛЛИСТРАТОВ, великий архитектор, создатель Саратовской консерватории), но и содержанием: в своё время по коридорам школы ходили — и большей частью прошли до последнего звонка — сразу пять (!) Героев Советского Союза. Назовём их, это великие люди, их именами заслуженно названы улицы нашего города: это лётчики — гвардии лейтенант Алексей ХОЛЬЗУНОВ, младший лейтенант Виктор ТИХОНОВ, лейтенант Василий РОГОЖИН и капитан Владимир ЗАРУБИН, это разведчик старший сержант Василий СИМБИРЦЕВ.

«Ну и школа у тебя в городе, Шарапов!» — наверняка сказал бы по этому поводу капитан Жеглов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру