Как капитан полиции не дал погибнуть целому отряду морских пехотинцев

В прошлом номере про местных сотрудников министерства внутренних дел было две коротких новости. Одна плохая и одна хорошая. В селе Апалиха Хвалынского района балаковский полицейский на своём авто насмерть сбил двух школьниц. В тот же день, 5 июля, в том же районе, но у посёлка Алексеевка попал в сводки другой работник полиции. Но в отличие от первого несчастного случая он не стал виновником трагедии, а, наоборот, предотвратил её. В одиночку из гибельных волн штормовой Волги за восемь часов вытащил на берег 25 детей. Как это было? Рассказ из первых уст.

Как капитан полиции не дал  погибнуть целому отряду  морских пехотинцев
Фото: Сергей ГУБАНОВ

Экватор нынешнего лета старший участковый уполномоченный полиции Дмитрий БОРЗОВ запомнит как один из самых занятых в своей жизни:

— Только вчера я позволил себе впервые за неделю вытянуть ноги. Проспал как убитый, проснувшись в том же положении, что и уснул. Ног и рук не чуял при пробуждении — так всё затекло!

При этом ни единого напыщенного слова, словно произошедшее 4 июля — дело обыденное, ничуть не героическое:

— Правда, сын мой ходит в эти дни — грудь колесом. То по одному телеканалу про папку расскажут, то по другому — приятно всё-таки…

Для старшего участкового посёлка Алексеевка, что в Хвалынском районе, июльская суета сует началась с открытия представительного турнира по футболу и визита губернатора Валерия РАДАЕВА. Ну а вечером в пятницу, 3 июля, чуть ниже Алексеевки по течению Волги к берегу пристал целый отряд морских пехотинцев. Пристал, чтобы провести здесь одну ночёвку, но в итоге остаться в памяти алексеевцев на долгие годы.

Речь о региональной общественной организации из Сургута под названием «Союз морских пехотинцев», которая осуществляет в эти дни сплав по Волге от Самары до Волгограда во славу России. В Самару они приехали на поезде, лодки же прибыли на фургоне. Участники экспедиции — 32 «морпеха» от мала до велика. Точнее, дети и подростки от 6 лет + семеро сопровождающих взрослых: для одних деток они родители, для других — наставники. Сразу 6 ялов и 7 яхт проследовали под гордо распущенными парусами вдоль Алексеевки, оставшись на правом берегу Волги на ночёвку, ничем сельчан не побеспокоив. Утром в субботу, позавтракав, они продолжили путешествие с Божьей помощью, спустив суда на спокойную водную гладь. Коварство же широченного Саратовского водохранилища местным жителям известно сызмальства, но никак не приезжим сибирякам. Штормовой ветер занялся очень быстро, превратив приветливую воду в грозную стихию.

— Штормовая погода в наших местах — дело не такое уж редкое, нет-нет да приносящая настоящие беды. Я имею на такой случай кое-какой опыт вождения, равно как и права на это дело. Вглядываясь в усиливавшиеся волны, — признаётся капитан полиции, — в 11 часов утра получаю сигнал от дежурного: на воде терпит бедствие отряд туристов, тот самый, что я видел накануне под красивыми парусами.

Вопрос на засыпку: чем покорять крайне недружелюбную водную гладь, готовую потопить всё, что ей придётся не по вкусу? Ответ капитан Борзов находит быстро: берёт в прокат резвый гидроцикл на местной турбазе «Гостиный дом». Первым делом мчит на нём к месту стоянки сибиряков, которую они указали, набирая с воды службу спасения. Берег, естественно, пуст, видимость на воде — максимум километр. Патрулирование окрестностей, нервное и непростое, приносит, наконец, результат: над водой на миг показался парус, курс — на него!

Здесь стоит отметить, что даже бывалые алексеевцы с откровенной опаской пережидают штормовую погоду на водохранилище, которое в этом месте Волги достигает ширины около 10 км. Волны, разгоняемые ветром на таком пространстве, вполне сопоставимы по силе с морской стихией. Опытные рыбаки при первых порывах ветра спешат пристать к берегу, пересказывая друг другу историю, как несколько лет назад шторм погубил жизни сразу троих местных жителей — крепких мужчин.

Наши же сибиряки, попавшие врасплох, ощутили на себе всю мощь алексеевского шторма. Утлые лодки, мигом заполнившиеся водой, держались на плаву из последних сил. Их относило всё дальше к фарватеру, туда, где волны достигают высоты в 2-3 мет­ра. Дети да и взрослые, начавшие терять друг друга из вида, были на грани настоящей паники, но поделать ничего было нельзя — только глотать волны, обрушивавшиеся на них беспрестанно, пытаться смирно сидеть в лодках, не дёргаясь и не усугубляя и без того отчаянное положение, и надеяться на помощь извне.

— Через ветер и волны подбираюсь к судну, — продолжает рассказ участковый. — В воде — мужчина-инструктор. Он был первым, кого я доставил на берег. Но, главное, он указал направление поисков. Дальше было легче — лодки с детьми далеко друг от друга не разбросало, никого из них не перевернуло, только были наши морпехи, особенно детки, малость растеряны. Слава строгим нравам туристов — все они были в жилетах. О сохранности лодок сначала не думали, главное — спасти людей. Забирал к себе на гидроцикл детишек по двое и вывозил на берег. Особенно испуганным был паренёк Дениска, с которым мы потом подружились неразлей вода. Я сам в жилете, сажаю сзади детишек, приказываю настрого: держитесь за меня так, чтобы я вас кожей чуял. Так вот, пацанёнок так впился в рёбра мои под жилетом, что я чуть не взвыл от боли. Ладно, думаю, до берега потерплю, зато приказ исполнен в точности.

Эвакуировав на твердыню берега самых маленьких, Дмитрий взялся за тех, кто старше: троих вывез на правый берег, восьмерых — на левый, к устью Малого Иргиза.

Сколько рейсов проделал наш капитан, он сам не берётся подсчитать. Два бака горючего извёл за 8 часов водных гонок, а в каждом баке по 40 литров. Вот и считайте, кому не лень!..

— Переведя дух, подъезжаю ближе к вечеру на родной берег, а тут, мать честная, что творится! Отовсюду понаехала «кавалерия» — полон берег спасателей, важных штатских, офицеров с большими звёздами, не знаешь, кому и честь отдавать! Два вертолёта, столько же теплоходиков — широкомасштабная спасательная операция, а я тут расхаживаю в жилете да плавках!

Чем, говорят, можем быть полезны?

Так я, отвечаю, вроде всех из воды уж вытащил, вон они, на солнышке греются. Накормите детей, а мы их лодки спасать начнём.

С подоспевшей флотилией буксировать судна на берег было куда проще. Переднее спассудно резало волны, а за ним по образовавшемуся штилю транспортировали потрёпанные ялы. День завершился горячим ужином на берегу — с тушёнкой и непередаваемо-тёплой атмосферой усталости и счастья от того, что всё обошлось.

Двух мальчишек, спасённых Борзовым, вертолёт санавиации увёз в областную больницу — скорее на всякий случай, чем по крайней необходимости. Прочие службисты навалились было на своё дело, но ничего предосудительного в действиях морпехов не обнаружили. Отряд по воде вели люди подготовленные, спускались они на воду без единого намёка на шторм, а в разыгравшуюся непогоду вели себя стойко и мужественно.

— Я два дня ещё провел вместе с ними, освобождённый особым распоряжением начальства от других забот, — продолжает рассказ Дмитрий Борзов. — Ребятам необходимо было перевести дух на земле. Да и лодки требовали кое-какого ремонта, в котором нужно было помочь.

Исподволь наблюдая за распорядком дня морпехов, их дисциплиной и выучкой, Дмитрий Геннадьевич сделал для себя такой вывод: из этих пацанов вырастут настоящие мужчины, способные принести пользу России.

40-летний капитан полиции, прошедший службу в Чечне, в этом знает толк. Но и удивить сибиряков, искушённых не одним водным переходом, в том числе и суровым Енисеем, волжанам всё же удалось. Местные жители, прослышав о гостях, которые настрого отказались спать под крышей, продолжая ночевать на природе, сами зачастили к морпехам: везли детям лакомства, прочую снедь, помогая посильно, в том числе, и деньгами. А уж как рады были пацаны приезду фермера Анатолия ПИСКАРЁВА, закупившего на всю компанию мороженого и прочих вкусностей!

— Тут-то и случился с нашими гостями анекдот. Мы решили угостить туристов нашей гордостью — кабачковой икрой «Черемшанская». А они — люди северные — такого, видать, сроду не едали. Самые юркие пацаны, увидев, как выглядит икра, что-то себе додумали и разнесли по лагерю, что их будут кормить… вареньем! А когда настал час обеда, мы подложили в тарелки к горячему по порции икры. Вы бы видели их изумлённые глаза: как это так — есть картошку с вареньем!

Так, по-добрососедски, починка судов за двое суток подошла к концу. И настал час расставанья, грустный и торжественный. Дмитрий Борзов, сдружившийся с ровесником своего сына Дениской ПОПОВИЧЕВЫМ, даже сделал парню трогательный подарок: купил в местной церкви крестик и настоял, чтобы тот приложился к частицам чудотворных мощей (преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона и блаженной Матроны Московской), которые на родину Вячеслава ВОЛОДИНА привёз в дар во время своего недавнего визита патриарх Кирилл. Как хотите думайте, но происшествие с сибиряками случилось в очень даже нерядовом селе, покой которого охраняет настоящий участковый спаситель, о котором уже рассказали телеканалы «Россия» и НТВ.

— Если бы мне не удалось в ту субботу добыть быстрый гидроцикл, что бы я делал, спрашиваете… Тогда сел бы в родную моторку и, пусть не так быстро, но всё равно спасал бы людей. Работа у меня такая. Зато теперь на связи с морпехами будем — мне они уже звонили: трое решили всё же завершить маршрут досрочно и ждут сейчас поезда на балаковском вокзале.

И ещё. Тремя годами ранее в жизни Дмитрия Борзова уже было место подвигу. В апреле 2012-го он ехал по службе из родной Алексеевки в Хвалынск. И на краю местной деревушки Ивановка заметил, как из-под крыши дома валит сизый дым. Ворвался в дом, где беспечно сидела молодая мамаша с двумя детьми — грудничком и чуть постарше. Они ничего не чуяли и вполне могли бы угореть, так как проводка занялась огнём где-то под крышей. Вытащив семью на свежий воздух, Борзов успел забежать в дом лишь трижды, чтобы спасти самый ценный скарб. На четвёртый не рискнул — дом уже объяло едким дымом. Отдав спасённых на попечение соседям, Борзов продолжил путь на работу, лишь немного на неё припоздав. Тогда капитан полиции получил от руководства благодарственное письмо и сервиз в подарок, который, впрочем, он тут же и отдал семье спасённых погорельцев.

Интересно, обойдётся ли руководство Борзова, прошедшего огонь и воду, и теперь чем-то подобным? Впрочем, о премиях, грамотах и медных трубах Дмитрий Геннадьевич думает в последнюю очередь. А мы же спешим в завершение истории сообщить алексеевцам и жителям ещё четырёх подведомственных Борзову сёл: несмотря на достижение пенсионного возраста, их «Анискин» на покой не собирается — сельчанам можно быть спокойными в завтрашнем дне.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29 от 15 июля 2015

Заголовок в газете: Участковый спаситель

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру