Как можно разбогатеть на льготниках, старых автобусах и убыточных перевозках

Правильно говорят, кому война, а кому мать родна

Для большей части российского населения кризис стал поводом по привычке затянуть пояса, научиться считать каждую копейку да отказаться от излишних трат: вместо Лазурного побережья — родное Чёрное море, вместо хамона — «Докторская» колбаса, вместо ресторана — домашние посиделки с близкими и друзьями. Но находятся ловкачи, для которых все сложности бюджета и населения — лишь повод расширить свою «империю» и приватизировать целые отрасли народного хозяйства. В Саратовской области тоже есть похожий персонаж — депутат Саратовской областной думы, директор Автокомбината № 2 Андрей БЕЛИКОВ. Его называют теневым хозяином транспортной отрасли нашего региона, и не без оснований. За последний год Беликов показал намерение прибрать к своим рукам чуть ли не все более-менее рентабельные активы, связанные с автобусными перевозками. При этом, по странному стечению обстоятельств, почти все предприятия, на которые положил глаз депутат, в мгновение ока доводятся до предбанкротного состояния и, соответственно, резко теряют в цене. Такая «удача» позволяет Андрей Павловичу всегда находиться в плюсе.

Правильно говорят, кому война, а кому мать родна

По стопам Корейко

Парадоксально, но владелец крупнейшей транспортной компании Саратова, которая перевозит две трети пассажиров в областном центре, формально входит в число беднейших депутатов регионального парламента. Согласно поданным им декларациям в 2013 г. Беликов заработал смехотворные 376 тыс. руб., или около 30 тыс. руб. в месяц — словно честный работяга с завода! В дальнейшем доходы несколько выросли: 744 тыс. руб. в 2014 г., 1,4 млн руб. в 2015-м, но всё равно по сравнению с коллегами-депутатами Беликов выглядит бледновато. Другой вопрос, что при таких весьма скромных доходах «народному избраннику» вместе с супругой удалось нажить аж восемь земельных участков, два просторных жилых дома, квартиру и ещё по мелочи несколько нежилых помещений (согласно тем же декларациям). Остаётся предположить, что недвижимость досталась семье ну почти «безвозмездно, то есть даром». Кстати, об этом редком «таланте» депутата Беликова мы расскажем чуть позже.

Ещё более шокирующе выглядит прибыль Автокомбината № 2, с которой отчисляются налоги в региональный бюджет: за последние три года — 14 тыс. руб., 22 тыс. и 34 тыс. соответственно! И это при миллионах перевезённых пассажиров и миллиардных оборотах в отрасли. Чем-то Андрей Беликов напоминает нам бессмертного персонажа ИЛЬФА и ПЕТРОВА, подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко. Изо всех сил ему приходится поддерживать репутацию скромного домоседа, чтобы у старших товарищей по партии не возникло неприятных вопросов к нему, когда в очередной раз он будет лоббировать поднятие тарифов на проезд. «Что за проклятая страна! Миллионер не может сводить невесту в кино», — вслед за своим литературным прототипом мог бы воскликнуть Беликов.

Вопросов тем не менее к Андрею Павловичу раздаётся немало. Летом губернатор Валерий РАДАЕВ обрушился с критикой на условия перевозок на городском транспорте. «В автобусах без кондиционеров настоящее пекло. Это вопиющая ситуация, и я требую с ней немедленно разобраться», — заявил глава региона и пригрозил обращением в правоохранительные органы, если на рейды будут выходить устаревшие модели автобусов большой вместимости без системы вентилирования помещений. Критику, в первую очередь, должен был принять на себя наш герой, ведь именно он является владельцем самых популярных городских автобусных маршрутов — 6-го, 11-го, 53-го. Но прошло несколько месяцев, а воз и ныне там. Всё так же на рейсах Автокомбината № 2 работают сбагренные с Запада машины, культура поведения водителей оставляет желать много лучшего, а по статистике надзорных органов автобусы Беликова попадают в ДТП значительно чаще всех других перевозчиков. Волей-неволей задумаешься о причинах такой непрошибаемости «главного автобусника Саратова». Может быть, причина в том, что директором муниципального Транспортного управления, которое призвано следить за порядком на городских маршрутах, работает старый приятель Андрея Беликова и его бывший подчинённый Дмитрий ФРЕМКЕ?

 

Будни приватизатора

Но если на покупку новых, не «бэушных» автобусов у Беликова денег якобы никогда не находится, то на расширение собственного бизнеса кой-какое золотишко имеется. Не далее как год назад Андрей Павлович при свидетелях заявил, что у него-де есть ни много ни мало «мандат» от губернатора области на реформирование всей транспортной отрасли региона. Поскольку сам Валерий Радаев ни словом, ни делом это утверждение никак не подтвердил, можно предположить, что Беликов банально прикрылся именем главы региона. Как бы то ни было, под этой легендой депутат-транспортник стал проявлять недвусмысленное внимание к Саратовскому автовокзалу. Директором государственного предприятия был назначен хороший знакомый Беликова Владимир БЕССОНОВ, после чего начали происходить довольно странные вещи. Было создано новое юридическое лицо — ООО «Саратовский автовокзал «Волга», соучредителями которого выступили Диана БЕЛИКОВА (дочь депутата), Светлана ЗАИГРАЛОВА (дочь первого замдиректора Автокомбината № 2 Вячеслава ТАРАСОВА) и Анна СУДАКОВА (сестра заместителя директора автовокзала Матвея ВАЛЬКОВА). Директором же предприятия стал ещё один «автовокзалец», начальник отдела перевозок Кирилл ГОРЬКУША. Неудивительно, что при таком симбиозе «беликовских» и «бессоновских» людей дела у нового перевозчика быстро пошли в гору. Государственный автовокзал вписал его сразу на десяток маршрутов в своё плотное расписание. И не беда, что работать ООО «САВ» пока вынуждено себе в убыток. Особенности бизнеса по-российски в том, что иногда это даже хорошо. Специалистам отлично известна такая рейдерская схема, когда частное лицо на протяжении долгого времени целенаправленно накапливает долги от госструктуры, чтобы затем увести работающий актив в процедуру банкротства, получить статус главного кредитора и отхватить «жирный кусок» по бросовой цене. Так что если вдруг в обозримом будущем Саратовский автовокзал из народного достояния станет частной лавочкой Андрея Беликова, удивляться не придётся.

К сожалению, такой исход весьма вероятен, поскольку герой этой статьи уже имеет опыт увода транспортных предприятий из государственной собственности, хоть и в меньшем масштабе. Весной этого года он (через Автокомбинат № 2 или аффилированные структуры) приобрёл Ершовское и Хвалынское АТП. Последнее предприятие, кстати, находится, не исключено, в собственности старшей дочери Андрея Беликова Ирины. И какое совпадение! Её женихом является самый юный член областной Общественной палаты Евгений ЛУЗАНОВСКИЙ — по совместительству главный критик конкурентов Беликова по транспортному бизнесу и одновременно страстный поклонник нынешнего руководства автовокзала. Ну ещё бы, с таким-то приданым у невесты можно и постараться для будущего тестя… Но оставим эту «санта-барбару» и вернёмся к делам денежным.

Итак, оба купленные Беликовым АТП относили к стабильно работающим гос­предприятиям, имеющим на своём балансе автобусы и земельные участки. А теперь внимание: за первого перевозчика было заплачено всего 3,9 млн руб., за второго — 9 млн руб. Это вдвое ниже стартовой цены предприятий, при том что сам факт продажи прибыльных госперевозчиков вызывает большие вопросы к областному министерству транспорта. Наверное, только феноменальный талант Андрея Беликова заводить нужных друзей в эшелонах власти помогает ему приобретать работающий бизнес за сущие копейки да ещё и с 50-процентной скидкой.

Говорят, что интерес Беликова к пригородным перевозкам связан не только с тем, что ему стало тесно в масштабах Саратова. Облдепу приписывают авторство «сравнительно честной» схемы дотирования своего предприятия из бюджета. Основана она на одном «глюке» системы единых социальных проездных. Как многие знают, с января этого года в нашем регионе льготники могут за 150 руб. купить единый проездной на 50 поездок. Каждый талон действителен и на электротранспорте, и на городских автобусах, и на пригородных маршрутах. В конце месяца перевозчики сдают собранные талончики в министерство социального развития и получают за них компенсацию из областного бюджета. Но не все в курсе, что размер компенсации за перевозку по городу и на пригородных направлениях отличается. В первом случае он составляет 8 руб. за талон, а во втором — 30, 50 и более рублей за талон в зависимости от длины маршрута. При этом реально никто не может подтвердить, что таким-то талоном действительно расплатились на пригородном маршруте — выглядят-то все они одинаково! Представляете, какой простор для творчества: провёз льготника по городу, сдал его талон как «пригородный» — и вместо 17 руб. за проезд (и тем более 8-рублёвой компенсации) получаешь из бюджета вдвое больше. А таких талонов каждый месяц у перевозчика накапливается десятки и сотни тысяч. Не бизнес, а настоящая дойная корова или, если продолжать нашу предыдущую аналогию, золотой телёнок.

 

Бизнес под прикрытием

Ни для кого не секрет, что сейчас в Саратове при поддержке Вячеслава ВОЛОДИНА и партии «Единая Россия» запущена программа самых масштабных городских преобразований за последние десятилетия — это и строительство пешеходной зоны, и организация городского пляжа на новой набережной, и благоустройство дворов и зелёных зон, и установка спортивных и детских площадок. Активную и деятельную позицию в решении этих вопросов заняли руководители области и города — губернатор Валерий Радаев и глава Саратова Валерий САРАЕВ, которые в буквальном смысле слова днём и ночью контролируют работу по улучшению городского пространства. Депутат Беликов, хоть и находится на вторых ролях, тоже любит подчеркнуть свою причастность к партии власти. К сожалению, рассказанные выше истории свидетельствуют, что для этого человека флаг «ЕР» и партбилет не более чем просто ширма, при помощи которой он надеется использовать свои излюбленные методы хозяйствования с минимальными налогами в областной бюджет, компаниями-«прокладками» и хищническими инстинктами. Даже если это может дискредитировать его старших коллег. Не изменила этого отношения и не раз высказанная Вячеславом Володиным чёткая позиция: лоббирование собственного бизнеса с использованием депутатского кресла недопустимо.

Но сколь верёвочке не виться… По некоторым сведениям, особую тревогу Андрея Беликова вызывает назначение из других регионов новых руководителей регионального управления ФСБ и областной прокуратуры, с которыми не получится, как раньше, решить вопрос вольного освоения бюджетных средств и активов. Уж слишком много людей в Саратове осведомлены о немудрёных сомнительных схемах, которые применяются в автобусном бизнесе областного парламентария. И тогда это будет уже совсем другая история, из разряда криминальной хроники.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 16 ноября 2016

Заголовок в газете: «Золотой телёнок» депутата Беликова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру