Сергей Андронов: «Дорожный бизнес обретает социальную ответственность»

6 декабря 2017 в 16:53, просмотров: 724

Научные сотрудники Поволжского учебно-исследовательского центра «Волгодортранс» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю. А., можно сказать, держат руку на пульсе автодорожной отрасли. Созданное более сорока лет назад это подразделение «политеха» изначально специализировалось на проектировании автомобильных дорог местного значения. Здесь разрабатываются инновации, которые проходят производственное внедрение на базе передовых организаций области, занятых ремонтом и содержанием проезжей части дорог.

Ещё одна сторона деятельности этого центра — контроль качества работ на объектах улично-дорожной сети и городской инфраструктуры. Он выполняется с применением передвижных дорожных лабораторий, оснащённых высокоточным оборудованием, и в кратчайшие сроки. Экспертизе «Волгодортранса» доверяют и подрядчики, и представители заказчиков всех уровней.

Сотрудникам центра прибавилось работы: организация включилась в процесс благоустройства придомовых территорий по программе «Наш двор», более года назад стартовавшей в Саратове при поддержке нашего земляка, спикера Госдумы Вячеслава ВОЛОДИНА. Требуются гарантированное качество и долговечность результатов работ, призванных избавить дворы многоэтажных домов от ухабов и ям и обеспечить удобный въезд на территорию жилмассивов, что, в конечном счёте, способствовало бы повышению комфорта и удобства жителей.

Статус опорного вуза — гарант доверия

— Из-за нареканий по качеству ремонта во дворах некоторые подрядчики не отделались только моральным ущербом, отдельные организации стали объектами проверок со стороны правоохранительных органов, — пояснил директор ПУИЦ «Волгодортранс» Сергей АНДРОНОВ. — Чтобы в дальнейшем избегать подобных неприятностей и повысить надёжность ремонтов, предприятия заключили договоры на осуществление строительного контроля качества работ на дорогах и по благоустройству территорий. Этому примеру последовали и те исполнители, кто добросовестно выполняет взятые на себя обязательства, и они тоже обратились к нам за научной и технической поддержкой. Таким образом, за минувший год мы проинспектировали качество работ по благоустройству около 75 дворовых территорий из примерно 200, расположенных в ряде районов области, где реализуются указанные мероприятия. Строительный контроль качества работ производился нами на значительной части отремонтированного в этом году дорожного асфальтобетонного покрытия в Саратове. Полученное в плане строительного контроля доверие в первую очередь обусловлено авторитетом и высоким научно-техническим статусом ставшего региональным опорным вузом Технического университета, в структуру которого входит наш центр. Свою роль сыграло здесь и то обстоятельство, что среди сотрудников «Волгодортранса» немало соавторов важнейших дорожных нормативных документов — СНиПов и ГОСТов, иными словами, государственных стандартов, обязательных для проведения дорожных работ. Еженедельно, с июня по начало ноября, когда благоустраивались дворовые территории и выполнялся ремонт дорожного покрытия городских улиц, мы готовили подрядчикам директивы об устранении выявленных недостатков. И как итог, ситуация с качеством изменилась в лучшую сторону. Это подтверждается лабораторными исследованиями асфальтобетона и отзывами горожан. Ремонтные работы на объектах завершены раньше, чем в 2016 году. Всё это, безусловно, результат труда органов власти, городских служб и подрядчиков.

Жительница Октябрьского района Ульяна НОВИКОВА сообщила: впервые за двенадцать лет с той поры, когда она заселилась в крупнопанельный дом № 112 на улице 2-й Садовой, обустроили прилегающий двор. На придомовой территории уложено высокопрочное покрытие из асфальтобетона. У подъездов сооружены пандусы, по периметру дома установлены новые бордюры зелёно-жёлтой расцветки, выбранной жильцами. Так же, как и на других объектах, реконструированных по программе «Формирование комфортной городской среды», здесь работы выполнены с учётом пожеланий жителей и с гарантией на несколько лет.

Диалог с жителями ради поставленной цели

Состояние бортового камня во дворах, пожалуй, было главным поводом для упрёков подрядчикам, неровно установившим бордюры. Но если в этом случае дефект виден невооружённым глазом, то просчёты иного свойства, допущенные при благоустройстве территорий, приходилось выявлять, в том числе, с помощью методики, напоминающей ультразвуковую диагностику в медицине. Речь идёт о применении георадаров, поступивших в распоряжение «Волгодортранса» в 2017 г. Эти устройства в составе специализированной передвижной лаборатории учебно-исследовательского центра получили обиходное название «рентген для дороги». Аппаратура позволяет просканировать дорожную «одежду» с точностью до сотой доли миллиметра. Благодаря такому тестированию обнаруживались недопустимые отклонения в толщинах асфальтобетона или слоя щебня, положенного в основание дороги на некоторых подконтрольных участках. По предписаниям ПУИЦ «Волгодортранс» СГТУ эти некондиционные элементы неоднократно заменялись на более дорогостоящие стройматериалы с гарантированным качеством. В Саратовской области нет месторождений гранитного щебня, обладающего необходимыми прочностными характеристиками, он завозится из Орского, Павловского и других карьеров, что ведёт к удорожанию работ на дорогах. Впрочем, руководители дорожных организаций, выполняя требования означенной программы по благоустройству, иной раз сознательно шли на такое удорожание за счёт собственных средств, дабы тем самым добиться оптимальной надёжности отремонтированных участков.

— Улучшить городскую среду обитания, повысить комфорт жителей, сделать привлекательнее облик жилых кварталов невозможно без обеспечения надлежащего качества всего комплекса означенных работ, — утверждает Сергей Андронов. — И здесь важно слышать мнение граждан. Совместно с представителями органов местной власти мы встречались с жильцами, обращались к старшим по домам и подъездам, привлекая их к общественному контролю качества работ. Такой шаг оправдал себя: жители многоквартирных домов неоднократно сообщали нашим сотрудникам о нарушениях, в доказательство допущенных подрядчиками технологических промахов присылали фотографии с объектов. Немедленно реагируя на сигналы, мы устраняли недочёты. Подрядным организациям пришлось переделать порядка 10 процентов общей площади тротуаров, где шелушился и выкрашиваллся асфальт. Учитывая просьбы горожан, дорожники выполняли множество работ и за свой счёт. Это были дополнительные работы, не предусмотренные в сметах: возведение парковочных и спортивных площадок во дворах, наращивание горловин подземных колодцев. Судя по всему, в Саратове дорожный бизнес становится социально ответственным.

Чиновники и подрядчики садятся за парты

Изъяны в обустройстве придомовых территорий часто объясняются тем, что организации, выигравшие «ремонтный» тендер, привлекают к работам сомнительных субподрядчиков. Дворовое пространство с четырьмя-пятью соседними многоквартирными домами — внешне малозначимая сфера приложения сил для дорожного предприятия с многомиллионными контрактами. Именно по этой причине крупные дорожные организации порой не уделяют должного внимания качеству работ.

Исправляя выявленный брак и анализируя причины собственной оплошности, подрядчики впредь стремятся избежать ошибок. Чтобы лучше обезопасить себя от просчётов, бьющих по кошельку, дорожники сегодня охотно и целеустремлённо пополняют свои знания в области благоустройства территорий, ремонта и строительства автомобильных дорог и аэродромов. На переподготовку по автодорожной тематике поступают в СГТУ и сами исполнители, а также заказчики дорожных работ. В числе абитуриентов «политеха» — представители администрации Октябрьского района, села Усть-Курдюм Саратовского района (силами «Волгодортранса» здесь недавно внедрялись покрытие противоскольжения и новые виды дорожных асфальтобетонов). Соответствующую науку постигают «за партой» и лица из общественных организаций, которые производят независимый контроль качества работ по ремонту дворов и автомобильных дорог. Сдав экзамены, слушатели курсов получают соответствующие дипломы и удостоверения как подтверждение приобретённой квалификации. Это ли не свидетельство того, что пересматривается стиль работы в дорожной отрасли?

В работе — лидеры отрасли

Список предприятий, участвующих в программе «Формирование комфортной городской среды», впечатляет. В нём ООО «Волгадорстрой», ООО «Оптима», ООО «Викинг — А. Ю.», ООО «Трасса», ООО «Альфа-холдинг» и многие другие авторитетные дорожные организации. Все они продолжают взаимодействовать с научно-исследовательским центром Саратовского технического университета имени Гагарина Ю. А. Яркий пример этого сотрудничества — обновление городской среды в столице Поволжья и в частности пешеходной зоны на улице Рахова, где оценкой качества работ занимается «Волгодортранс» СГТУ. На дворовых территориях, отремонтированных в 2017 г. в Саратове, этот контроль тоже выполнен силами «Волгодортранса». Состояние благоустроенных дворовых территорий уже заслужило положительные оценки представителей общественности. Стоимость ремонтных работ зачастую достигает сотен миллионов рублей, что предполагает огромную ответственность. Поэтому их качество оценивается беспристрастно по самым точным и современным методикам.

Инновации получают высокие оценки

ПУИЦ «Волгодортранс» активно выполняет научные исследования. Разработки учёных в свою очередь требуют проверки на практике. Для их внедрения применяются специальные полигоны, стенды. Затем каждая инновация «обкатывается» на автомобильных дорогах.

— По технологии авторов из «Волгодортранс» СГТУ на нашей базе изготавливались асфальтобетонные смеси, содержащие базальтовое фиброволокно, — отметил заместитель директора по производству ООО «Викинг — А. Ю.» Роман ШЕВЧЕНКО. — Как показала практика, использование таких смесей в ремонте дорожного полотна существенно повышает его износостойкость, на таких асфальтобетонах не образуется колеи. Трудно переоценить значение этой разработки. Её массовое внедрение, по всей видимости, позволит в корне улучшить состояние проезжей части в регионе. Восстанавливая изношенные слои дорожного покрытия на улицах и проездах областного центра, мы, кроме того, пользовались средством глубокой пропитки «дорсан» и рулонным материалом, который укладывается между нижним слоем дороги и щебёночным основанием. Применены добавки, чтобы производственные смеси лучше обеспечивали обволакиваемость щебня и предотвращалось выкрашивание асфальта. Скорее предпочтём увеличить производственные затраты в первом рабочем цикле, нежели станем терпеть убытки из-за необходимости гарантийного ремонта на дорогах и во дворах. Этот принцип мы чётко усвоили, выступая в тандеме с научными сотрудниками и инженерами из «Волгодортранса».





Партнеры