Саратовские учителя опасаются увеличения числа «двоечников»

Уже не первый раз высказываются предложения о добровольной форме сдачи выпускных экзаменов для получения школьного аттестата

Нет, об отмене ЕГЭ и ОГЭ речь не идёт и о судьбе отличников тоже. Депутатов и общественников беспокоят судьбы тех вчерашних школяров, кто «срезался» на итоговом государственном экзамене и остался без аттестата. Конечно, экзамены можно пересдать, и даже не один раз. Да что там говорить, их можно пересдавать аж до призыва в армию или до собственной свадьбы — это уж у кого как получится.

Уже не первый раз высказываются предложения о добровольной форме сдачи выпускных экзаменов для получения школьного аттестата
фото Игорь Чижов

Но если серьёзно, вчерашние школьники, получившие на руки «волчий билет», — не самые лучшие кадры для построения светлого будущего. В проблеме разбирался «МК» в Саратове».

 

Экзамен — дело добровольное?

Коммунист и первый зампред комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег СМОЛИН предложил сделать единый государственный экзамен не обязательной, а добровольной формой сдачи. Об этом он сообщил общественности в конце января. Перед новогодними праздниками эту тему подняла и эксперт Общероссийского народного фронта Ольга БАЛАНЧУК. Она предложила дать возможность школьникам не сдавать ЕГЭ и ОГЭ, если они не планируют дальнейшего обучения в вузе. То есть те, кому просто нужен школьный аттестат, могли бы сдавать экзамен по «советской» системе, вытягивая билеты с вопросами.

Мы связались с экспертом ОНФ, директором курганской гимназии № 47 Ольгой Баланчук и выяснили, что стоит за предложением о добровольной сдаче итоговых экзаменов.

— Уже несколько лет на всех площадках я продвигаю данную идею, поскольку далеко не все школьники нацелены на поступление в вуз, — считает эксперт. — Почему не проработать альтернативную форму сдачи экзаменов? Особенно это касается девятиклассников, часть из которых вынуждены неоднократно пересдавать экзамены. Но и это спасает не всех: подростки остаются без аттестата и рабочей профессии, поскольку со справкой их никуда не берут. Причём мне непонятно, для чего вообще девятиклассники сдают экзамен в форме тестирования. Ведь в отличие от ЕГЭ, баллы за ОГЭ переводятся в оценки, и с такими оценками вчерашний школьник идёт в колледж или техникум.

Можно было бы махнуть рукой на «двоечников», не сумевших сдать экзамен. Мол, сколько их там? Несколько человек? И ради этого огород городить? Но цифры, как и факты, — упрямая вещь. Первый ЕГЭ, который массово сдавали в 2009 г., оставил без аттестатов почти 30 тыс. юных россиян. 

В 2012 г. таких было чуть более 25 тыс. В 2014-м число неуспевающих резко пошло на спад и составило 5 тыс. выпускников по стране. И сейчас их чуть более 3 тыс. человек. В Саратовской области цифры составляют 100 человек в 2016 г. и 78, не справившихся с ЕГЭ, в 2017-м.

Комментарий эксперта

Ирина СЕДОВА, и. о. министра образования Саратовской области:

— Я поддерживаю Единый государственный экзамен, поскольку ЕГЭ — объективная, прозрачная форма оценки знаний учащихся. Все выпускники находятся в равных условиях. Задания ЕГЭ составлены в соответствии со школьной программой и являются как выпускным школьным экзаменом, так и вступительным в вуз. Более того, результаты экзамена действуют четыре года, что очень важно для тех молодых людей, которые по разным причинам решили отложить поступление на следующий год. Кстати, многие до сих пор критикуют единый госэкзамен, называя его «угадайкой», и считают, что на ЕГЭ главное — везение. Обращаю внимание, что тестовая часть из заданий экзамена исключена, так что ребятам стоит надеяться только на свои знания.

В поддержку ныне существующей формы ЕГЭ выступают саратовские педагоги и директора школ.

В школе № 5 города Вольска все выпускники как в 9-м, так и в 11-м классе, получили ат­тестаты. По мнению директора Ольги ФРАНЦЕВОЙ, систему выпускных экзаменов, которая существует сейчас, менять не стоит.

— К примеру, выпускник окончил школу, не стал никуда поступать и отправился служить в армию, а как вернулся — решил продолжить учёбу, — говорит Ольга Андреевна. — И со своими полученными на ЕГЭ баллами поступил в образовательное учреждение, пусть и на заочное отделение. Поэтому делать экзамены по выбору: для кого-то ЕГЭ и ОГЭ, а для кого-то старая система, было бы не совсем правильно. Сегодня выпускник хочет поступать, завтра он передумал, а через год снова решил подать документы в вуз. Благо результаты ЕГЭ действительны несколько лет. А в вуз без результатов единого государственного экзамена не примут.

 

Садись, «два»!

С большим беспокойством саратовские педагоги говорят об ОГЭ — основном государственном экзамене, который сдают выпускники девятых классов. Экзамен представляет своего рода «генеральную репетицию» сдачи ЕГЭ в 11-м классе. Вот только проблема в том, что лишь половина девятиклассников хотят продолжить учёбу в 10-м и 11-м классах. К чему им «генеральная репетиция»?

Да и цифры по неуспевающим не особенно радуют. В 2016 г. в Саратовской области без аттестатов остались 430 учеников девятых классов, в 2017-м с испытаниями не справились 326 человек. Как можно видеть, пока этот показатель улучшается, но школьные педагоги опасаются, что ситуация может измениться в самое ближайшее время. Впрочем, обо всём по порядку.

Сергей МЯСНИКОВ, директор одной из школ Вольска, считает, что предложение о добровольной сдаче ЕГЭ и ОГЭ вполне имеет право на жизнь.

По мнению Валентины ИЛЬИНОЙ, директора средней общеобразовательной школы № 26 г. Балаково Саратовской области, выстроенную систему ЕГЭ не нужно менять и любые альтернативные способы сдачи экзаменов неуместны. Другое дело — девятые классы.

Комментарий эксперта

Валентина Ильина, директор средней общеобразовательной школы № 26 г. Балаково Саратовской области:

— Сегодня девятиклассники должны сдать четыре экзамена: два обязательных и два по выбору, для того чтобы получить аттестат. На мой взгляд, эту систему можно было бы оставить для учащихся, планирующих продолжать учёбу дальше, в 10-м и 11-м классах. А для тех, кто идёт в колледж или техникум, достаточно двух: математики и русского языка.

Новшество этого года: изменения в контрольно-измерительных материалах (КИМах) по математике для девятиклассников принесёт как школьникам, так и учителям лишнюю головную боль. Теперь из работы будет исключён модуль «Реальная математика», а его задачи распределены по двум разным модулям: «Алгебра» и «Геометрия». Что это значит? Только то, что девятиклассникам придётся сложнее. Если девятиклассник решает алгебру, но по геометрии не справляется с заданиями, он получает «двойку» и остаётся без аттестата.

— Спросите любого: какой предмет труднее — алгебра или геометрия? В большинстве случаев вам ответят: геометрия, — говорит Валентина Васильевна. — На мой взгляд, не нужно было такого разделения, усложнения. Это проблема, с которой нам ещё предстоит столкнуться.

По мнению директора марксовской школы № 6 Галины ПОЛИЩУК, ЕГЭ трогать не нужно, поскольку школьники, которые его сдают, уже мотивированы и ориентированы на поступление в вуз. А вот девятиклассникам и их педагогам в ближайшее время придётся нелегко.

— Я давно озвучиваю мысль: ОГЭ в девятом классе должны сдавать лишь дети, собирающиеся идти в 10-й класс, — говорит Галина Николаевна. — Все остальные могут писать контрольную или сдавать экзамен в любой другой форме. Формат ОГЭ подходит не всем девятиклассникам, и если подросток не справляется с экзаменом, то будет сдавать его каждый год до 18 лет. Если и потом не сдаст — отчисляем со справкой вместо аттестата. Раньше девятиклассникам было достаточно сдать два экзамена на «тройки» и получить аттестат, а сейчас — четыре. При этом постоянно озвучиваются планы по увеличению числа обязательных экзаменов у девятиклассников, а это значит, что выпускников без аттестатов станет больше.

 

Неестественный отбор

Директор балашовской школы Андрей РЫЖКОВ выступает за нынешний формат ЕГЭ, отметая варианты «добровольности» и «альтернативности».

— Те, кто считают, что ЕГЭ и ОГЭ — простое угадывание ответов, ничего не знают об экзаменах, — высказывает своё мнение Андрей Георгиевич. — Не нужно возвращаться к старой системе оценки знаний, ничего хорошего из этого не получится. ЕГЭ можно совершенствовать, скажем, сделать по всем предметам базовый и профильный уровни, а не только по математике. Если выпускник не хочет поступать в вуз после 11-го класса (а таких детей у нас 20-25%), то он сдаёт базовый уровень, более упрощённый, с которым может попробовать поступить в техникум. Если нацелен на вуз — более сложный, профильный.

Комментарий эксперта

Андрей Рыжков, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П. А. Столыпина г. Балашова:

— Любой экзамен — жёсткий отбор и всегда стресс для экзаменующихся любого возраста. Он и должен быть не «приятной прогулкой», а серьёзным инструментом проверки знаний. Что касается альтернативной формы сдачи экзаменов для девятиклассников, то с этим я согласен. Школа не должна превращаться в «камеру хранения» для неуспевающих детей. Нужно дать ребёнку шанс выйти из школы с аттестатом, иначе его никуда не возьмут и он не сможет получить рабочую профессию. Сейчас у нас этого шанса нет: дети по нескольку лет задерживаются в одном классе. Один наш ученик сидит в 4-м классе четвёртый год, другой два раза оставался на второй год и скорее всего останется на третий. Хотя парень неплохой, но семья неполная, у матери нет возможности нанять ему репетиров, а сам он «не тянет», как бы наши учителя с ним ни бились. А ведь он давно уже мог бы работать, сам хочет деньги зарабатывать.

Андрей Рыжков с сожалением отмечает, что современная школа оказалась в ловушке, на неё повесили всю ответственность за «сложных» детей.

— Мы не можем перевести такого ребёнка в коррекционную школу без согласия родителей, не можем отправить на семейное обучение без разрешения мамы и папы, держим по нескольку лет в одном классе, пока родителям самим это не надоедает и они не принимают меры, — говорит директор. — Но ведь это противоречит здравому смыслу. В 2019 г. количество обязательных экзаменов для девятиклассников возрастёт до шести, что может привести к увеличению количества второгодников и третьегодников.

Интересно, что в учительской среде уже несколько лет идут разговоры о том, что в 9-м классе выпускные экзамены сложнее, чем в 11-м, и сдать их непросто, особенно детям, не имеющим склонности к точным наукам. Математики давно подметили сей удивительный факт, хотя чиновники с ними не соглашаются.

Так может быть, чиновники от образования поменяют своё мнение, когда в регионах появятся банды малолетних второгодников-шалопаев, шатающихся по улицам без профессии и работы?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 7 февраля 2018

Заголовок в газете: Страна невыученных уроков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру