О делах и немного о себе

Окончание. Начало в № 26

Продолжаем публикацию интервью с Вячеславом Володиным. На прошлой неделе мы остановились на вопросах о кадрах.
Окончание. Начало в № 26

— Ходят слухи, что Юрий Зеленский уходит из думы в какую-то банковскую структуру…

— Почему в какую-то. Он возвращается на прежнее место работы — начальником Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Саратовской области.

— И как вы к этому относитесь?

— Это его решение. В думе он был на своем месте: являлся зампредом комитета по финансовому рынку, представлял российский парламент в ПАСЕ. Но так сложилась жизнь, что по семейным обстоятельствам он должен вернуться в регион. Его супруга находится в Саратове, и он посчитал для себя правильным быть с ней. Кстати, когда по его кандидатуре разговаривал с председателем ЦБ, он тоже сожалел, что Юрий Борисович уходит из думы. Но это жизнь.

— А кто будет теперь в Госдуме вместо него?

— Мы рассмотрим этот вопрос на заседании Генерального совета партии. Следующая за Зеленским по списку – Ольга Евгеньевна Уварова, она из Балашова, заместитель директора по учебной работе лицея-интерната. Высока вероятность, что предложим ей поработать в Госдуме.

— Это станет первым случаем, когда регион в Госдуме будет представлен учителем.

— Да. И для нас очень важно, что учитель будет представлять именно Саратовскую область.

— Здорово. А как к этому отнесутся коммунисты? Они же выступили фактически против учителей, заявив, что надо прекратить их стажировки.

— Это их дело. Если бы в Госдуме от компартии были учителя, врачи, работники сельского хозяйства, рабочие, от нее было бы больше пользы. А так они говорят одно, делают совсем другое, людей зовут к третьему.

— Куда потратите миллион, который вам Рашкин должен по решению суда? Кстати, вы его получили?

— Потрачу однозначно на социальный проект, и он будет реализован у нас в области. Деньги пока на счет, который указал судебным приставам для исполнения судопроизводства, не поступили. Когда поступят, расскажу, куда потрачу.

— В продолжение этой темы… Немного нестандартный вопрос: как вы относитесь к своим врагам?

— А почему к предыдущей теме?

— Ну как же? А разве Рашкин не враг? Он столько о вас плохого говорит….

— Вы что-то путаете. Не надо его записывать во враги. Если разобраться, даже политическим оппонентом его назвать сложно.

Как правило, политический оппонент это тот, кто отстаивает свои убеждения. Если говорить о Валерии Федоровиче, то он, наверное, должен отстаивать марксистско-ленинскую идеологию, убеждать в ее эффективности. Но этого же нет. Так что он по определению не враг и не оппонент. Запишите его в какую-нибудь другую категорию, если такую найдете.

— Да-а-а!

— А что «да»? Вот так вот!

— Тогда кто Алимова? Она же на вас нападает почаще и порезче, чем Рашкин….

— В первую очередь она — женщина. Не знаю, что она такое говорит, не слышал. Но вот когда в 1994 году я был зампредом Саратовской облдумы (кстати, Рашкин тогда тоже занимал такую же должность), она нас чаем угощала. У нее это неплохо получалось.

— Ну вот именно она и говорит, что надо прекратить стажировки учителей.

— Если бы она сказала: «Вы прекратите, а я буду их финансировать» — это одно. А если она считает, что надо бросить, то я с этим не согласен.

— Нет, Алимова говорила, что нужны проверки, откуда берете деньги, чтобы отправлять учителей за границу.

— Если бы я строил себе баню, проверки были бы уместны. А когда деньги идут людям, это совсем другое. Если бы каждый, кто сегодня критикует и требует организовать проверки, делал бы то же самое, уже давно жили бы совсем по-другому.

Да, кстати, задайте себе вопрос, почему в области нет ни одного серьезного спонсорского проекта?

— Почему уходите от оценок?

— Потому что если начну зацикливаться на разных разборках, склоках, некогда будет заниматься работой. Люди оценивают в первую очередь результаты труда.

— Кстати говоря, о результатах труда… Вы человек не завистливый?

— Вопросы же у вас!

— А что?

— Скажу нет – не поверите. Скажу да — себе буду противоречить. В 1999 году уехал из Саратова в Москву и оказался в ситуации, когда было очень непросто… Ко мне в гости приехал Вячеслав Мальцев, он тогда был депутатом Саратовской областной думы. У меня еще по работе в облдуме в начале 90-х сложились с ним хорошие отношения. И он, будто понимая мое тогдашнее состояние, привез в подарок книгу «Заповеди самурая». Книга оказалась действительно интересной.

Несколько из ее постулатов пригодились. Так вот, один звучал так: надо от всего, что имеем, четыре раза в жизни отказаться и начать все сначала, чтобы почувствовать себя свободным от вещей, которые могут человека испортить, в том числе и от таких качеств, как зависть.

У меня ситуация, описанная в книге, повторилась три, а не четыре раза. Но мне и их хватило, чтобы никому ни в чем не завидовать. Кстати, зависть, наряду с конфликтами, отвлекает от основной работы. А ведь любого человека оценивают по его эффективности. Если кому-то завидовать, вся энергия уйдет в зависть.

Объяснил?

— Убедили. Не боитесь, что ваши конкуренты – «Справедливая Россия» и КПРФ или те, кто сегодня в регионе у власти, станут эффективными?

— Нет, не боюсь. Чем больше будет людей эффективных, тем меньше будет ошибок, лучше будет развиваться область. Нам не надо будет бояться за завтрашний день.
А что касается единороссов, которые у власти, чем лучше они будут работать, тем выше будет рейтинг партии. Буду этому только рад. Мне можно будет работать меньше (смеется).
Считаю, что «Единая Россия» сегодня единственная политическая сила, которая отстаивает стабильное развитие и противостоит идеям хаоса, нестабильности, радикализма, революционных ломок. Мне искренне не хотелось бы, чтобы мы скатились в 90-е. Слишком они были губительны для всех нас и для страны.

— А вы умеете радоваться?

— Да. Считаю, что нам всем надо быть более позитивными.

— А почему?

— Почему, почему! Уныние — страшный грех. Если вы человек верующий, должны это знать. Так что предаваясь унынию, вы, не сознавая того сами, грешите.

Кстати, очень рад, когда что-то получается у нас в области. Больше строят жилья, чище становится город. Радуюсь за Саратовский университет, который стал национальным исследовательским, за учителей, которые стали получать больше зарплату, за то, что в рамках программ стажировки учителей нам удалось свозить 150 человек за рубеж. Буду обязательно радоваться за тех, кого отправим до конца этого года и на будущий год на стажировки.

Рад за Петра Глыбочко, которого почти единогласно избрали ректором Первого медицинского государственного университета им.Сеченова. Рад за Владимира Кузьмича Гусева, который вернулся к нам в регион и стал представлять область в Совете Федерации.

Рад за вас, что на протяжении 10 лет ваша газета одна из самых популярных.

— А вот Писной говорит, что за него вы не радуетесь…

— Бывает, когда и Писной заблуждается.

Искренне радовался, когда его избрали в непростой ситуации депутатом. Радовался, когда в тяжелое время его строительная организация не развалилась. Радуюсь, что на него стало приходить меньше жалоб на недоделки от людей, которые вселяются в построенное им жилье. И, как следствие, меня меньше стали критиковать, говоря, что, мол, ваш единоросс нас обидел.

Искренне хочу, чтобы то, чем он занимается всю жизнь – строительство, – у него получалось. И если его строительная компания станет общероссийской (а такие примеры есть. То же московское СМУ -155, где сейчас работает почти 45 тыс. человек, начинало с небольшой организации), то буду тоже радоваться и скажу: я был его современником и мы с ним начинали работать.

— Какой совет дадите «Справедливо России», КПРФ?

— Учитывая, что эти партии оппоненты, совет могу дать только один: быть более эффективными. А учитывая, что состоят в них мои земляки, а их я уже давно не делю по партийной принадлежности, желаю, чтобы их участие в партийной работе давало конкретные результаты для улучшения жизни людей в области. Для этого партии и создаются. И чтобы они не смотрели в прорезь прицела, а следовали здравому смыслу, объединялись вокруг хороших предложений и были толерантными друг к другу.

— Вы о чем?

— Приведу вам пример из истории. У нас в Саратовской области во время революции шла до такой степени ожесточенная борьба за власть и против инакомыслящих, что практически везде храмы были разрушены. Репрессированных было огромное количество, многих расстреляли. Когда встречался с жителями Краснопартизанского района, они рассказывали, что односельчане просто истребляли друг друга. К чему это приводит — не нужно объяснять.

А вот другой пример: Пензенская область. Когда по ней едешь, видишь: пусть на отшибе, пусть заброшена, но церковь стоит, они их не взрывали, как это делали у нас почти в каждой деревне. Хотел бы моим коллегам еще раз напомнить эту не очень приятную часть нашей истории. Чтобы мы сделали из того страшного времени правильные выводы…
Послесловие к интервью Вячеслава Володина

Да, это действительно так: на протяжении последних 10 лет наша газета пользуется популярностью у читателей и, не побоимся этого слова, почитателей «МК». Поэтому нет ничего удивительного в том, что «МК» в Саратове» берет интервью у Вячеслава Володина не в первый раз. Редакционная подшивка позволяет сравнить характер бесед в разные годы с одним из самых известных политиков сначала нашего региона, а в дальнейшем – всей Российской Федерации.

В какой-то степени интервью с Володиным – это не только индикатор политических изменений Вячеслава Викторовича, ведь, как известно, кто не менял своих принципов, у того их, скорее всего, и не было никогда. Вместе с тем интервью Володина – это своего рода показатель динамики изменений, происходящих на Саратовщине.

Первое, что бросается в глаза: последнее интервью отличается от предыдущих некоей твердой уверенностью в движениях. Оно более спокойное. Но это спокойствие опыта. Спокойствие силы мастера. И это не спокойствие отчужденности: как и годы назад, Володин так же сильно переживает за Саратовщину, за простых людей. Земля волнует, как люди на ней живут – волнует, а вот клановые стычки сильнейших – нет, не волнуют, переживаний по этому поводу у Володина стало заметно мало.

Интервью получилось большое, объемное, с тщательной расстановкой всех точек над i.

► Володин, исходя исключительно из интересов простых жителей Саратовской области, будет помогать губернии. А в клановые разборки, то и дело происходящие в области, вступать не будет ни под каким предлогом. И, зная Вячеслава Викторовича, можно уверенно утверждать, что действительно ни у кого втянуть его в «борьбу в грязи» не получится. И, как говорил один сенатор в голливудском фильме, «можете отнести это в банк».


► Говоря непосредственно о политике, Володин вызвал своих оппонентов и всех, кто мнит себя таковыми, на состязание. Правила таковы: кто больше поможет простым людям Саратовской области. Кто больше реализует проектов в социальной сфере или реальном секторе экономики. Никак иначе. Все остальные формы соперничества, будь то подковерная борьба, информационные войны или там кадровые «пятнашки», ему не интересны. Категорически.

► В последнем интервью Володин предельно четко отмерял дистанцию от себя до областной власти. Говорит о ней либо хорошо, либо вообще ничего. Это как если бы человек приехал из города в родную деревню: и дома ему милы, и срубы колодцев, и тропинки, и сады яблоневые, а вот почему председатель колхоза обматерил завгара – совсем не интересно. Ну нет ему никакого резона участвовать в противостоянии «завтока против завклуба». Бессмысленно это. Тут позиция Володина непоколебима: работайте, мол, у вас есть все для этого — земля, люди, техника. Главное — чтобы и вы сами, как таковые, были эффективными.

► Как и в прежних интервью, с большим интересом и знанием дела Володин обсуждает проекты, которые помогли бы осуществить реальные прогрессивные преобразования для радикального изменения жизни жителей области к лучшему. Не лукавое жонглирование статистическими данными, а нечто конкретное. Потрогать можно, а унести себе нельзя – это для всех людей. Для народа. Будь то новая школа, или новая больница, или физкультурно-оздоровительный комплекс, бассейн, новое студенческое общежитие, новый учебный корпус вуза.

Для иллюстрации: когда речь зашла о реализации проекта «Качество жизни», Володин кивнул в сторону руководства области: вам отвечать за здравоохранение в регионе, поэтому необходимо включить в проект все больницы области, иначе придется вас критиковать.

По проекту ремонта дорог именно от Володина мы узнаем, что деньги изысканы, и Вячеслав Викторович конкретно формулирует, на что именно они должны быть потрачены: ремонт внутридворовых территорий, подъездов к больницам, школам, детским садам. При этом точно знает, сколько стоит ремонт одного километра дороги. Если деньги уйдут в другом направлении, виновному отвечать придется так, что Рашкину позавидует.

Так же принципиален Володин и по отношению к другому проекту: стажировки учителей за границей. Предельно четко дал понять, что не свернет этот проект, кто бы и как бы ни нападал на учителей и на него лично.

► По вопросам межличностных отношений стоит еще раз повторить для ясности: Володин никак не видит себе места в клановых разборках. Вячеслав Викторович дает понятный сигнал своим землякам: давайте перестанем беспричинно портить друг другу жизнь, она длинная, земля круглая, не плюй в колодец, авось, пригодится напиться.

Даже в его отношениях с Рашкиным все просто: Валерий Федорович нарушил закон Российской Федерации. Имей мужество ответить по закону Российской Федерации. Ничего кроме. Ничего лишнего. Ничего личного. Исполнил то, что суд присудил, и – спи спокойно.

На нападки Алимовой отвечает своеобразно. Наверное, не стоило так уж подчеркивать, что она женщина, и поэтому он не вправе ее обижать. Избиратели ее не по гендерному признаку избирали, а как представителя коммунистической партии. К примеру, Володин вспомнил, как она в свое время заваривала чай, тем самым более чем прозрачно давая понять, что ей лучше заняться кухней домашней, а не политической.

Твердо и в то же время аккуратно поставил на место Писного. Иносказательно напомнив, что надо чаще искать в своих глазах бревна, нежели выискивать в чужих соринки.

В пассаже про Мальцева чувствуется, что если у Володина с кем-то были хорошие отношения, даже когда взаимоотношения уже не развиваются, об этом человеке он всегда отзывается благожелательно.

► Еще в интервью был один момент, очень важный для жителей города Саратова: Володин особо подчеркивает свое отношение к городу и новому руководству Саратова, давая понять, что будет помогать Саратову в приоритетном порядке.

Итак, если сравнивать Володина теперешнего и Володина вчерашнего, очень заметно, что логика его действий и суждений находится в прямой зависимости от того момента, который переживают область, страна. На каждом этапе у него свой подход. Круглое катать, квадратное таскать. Никак не наоборот. Когда в области, скажем, происходило становление нынешней политической системы,

Володин был более жестким, где-то даже беспощадным по отношению к тем, кто пытался демонтировать выстраивавшуюся конструкцию. Когда все устоялось и окрепло, позволил себе в известной степени дистанцироваться, как бы давая понять: работайте сами, у вас все есть, а мы будем вас в Москве, на федеральном уровне поддерживать. Сигнал ясен, и смысл его более чем прозрачен: если среди членов оппозиционных партий и тех, кто не входит в так называемое «окружение Володина», есть человек эффективный, он будет обязательно востребован. Государством.

* * *

Если же говорить об общем духе нового интервью Вячеслава Володина, можно его охарактеризовать одним словом — «толерантность». Или двумя: «спокойствие силы».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру