Вероника Долина: «Политика - мой недруг»

В Саратове с большим успехом прошёл концерт известной поэтессы, автора более 500 песен

— Вероника Аркадьевна, вы не первый раз в Саратове. Что у вас осталось в памяти о нашем городе?

В Саратове с большим успехом прошёл концерт известной поэтессы, автора более 500 песен
Фото: Татьяна Лисина

— Очень мало знаю и помню немного. В 1986 году был крупный фестиваль песни, остались и воспоминания, и фото... Во Дворце культуры, где шли концерты, нас принимал Николай ЯНКОВСКИЙ, брат Олега Ивановича... Даже это было поразительно. А всё ж событие было скорее перестроечное и чуть комсомольское, а не культурное. Так было устроено. Потом я приезжала в перестройку, какие-то богемные кафе — очень красочно и симпатично. Из Саратова родом оказался писатель Лев ГУРСКИЙ, по роману которого, оригинальному и остроумному, мой муж, кинорежиссёр Александр МУРАТОВ поставил телероман «ДДД» («Досье детектива Дубровского»), где сыграли отличные актёры, от КАРАЧЕНЦОВА до УЛЬЯНОВА... Да там многое было острым и интересным, даже мои несколько песен были специально написаны и Караченцовым спеты. Такая была интересная работа, а в основе-то литератор из Саратова, Роман АРБИТМАН. Это он и был Львом Гурским тех лет. Так что мы дружим с тех лет и по сей день.

— Ваши родители не были связаны с искусством. А в каком возрасте вы решили полностью посвятить себя творчеству?

— Да, они были другими. Очень реальными. И мама, и папа. Всему земному придавали значение... Здоровью, профессии, человеческой надёжности.

Фото: Татьяна Лисина
Прочее, потоньше, находилось от них на дистанции, они и побаивались, и остерегались... Не было ни богемных знакомых, ни родни. Папе было довольно инженерной работы и порядочных, думаю, нескучных товарищей в его КБ. Ведь он воевал все годы войны, потерял брата. Фактор живой жизни был дня него бесценным чудом. Ну, а его изобретательство и неуёмность, энергия украшали будни. А вот мама... Она держала за пазухой свои небольшие тайны: любовь к театру и ко всему красивому... Одежда, мебель, духи, поездки вне Москвы — мама имела к этому вкус и наслаждалась, хоть судьба и была скуповата.

Интерес к стихам и музыке явился сам собой... Разве что дед поощрял немного, он был могучей оригинальной натурой и что-то понимал в сочетании реального и мистического, даже на обыкновенную московскую жизнь того времени мог набросить дымку... Ученик академика ПАВЛОВА, крупный физиолог, с романтической юностью в отрядах бойцов Гражданской войны... Мы с ним успели дружить, хоть мне было всего-то 13 лет, когда его не стало.

Тогда я уже заканчивала музыкальную школу. И играла, и сочиняла, и переводила с французского и на французский... Ещё год — и освоила гитару. Замечу, мой старший брат был студентом МГУ и многое сделал, чтобы меня заинтересовать литературой. И первые записи ВЫСОЦКОГО и Новеллы МАТВЕЕВОЙ он принёс, и множество книг из букинистического. Я загорелась как спичка.

— В то время у вас были какие-нибудь кумиры в искусстве, на которых вам хотелось бы походить в будущем?

— Ох, не знаю... Дочка врача и инженера, разве на актрис мне было смотреть? Серьёзная альтернатива грубоватой повседневности — только книжка. Вот тут и пьесы, и сценарии... И РОСТАН, и АНУЙ, и ГАБРИЛОВИЧ с его «Началом» или «В огне брода нет».

Фото: Татьяна Лисина
Но рядом... вся «Библиотека приключений». Весь ЧЕХОВ. Весь БАЛЬЗАК и ЗОЛЯ. И многое. Кстати, и все сказки мира, народные и литературные, да, я любитель.

Но светлые лица были неподалёку: то молодой Жерар ФИЛИПП промелькнёт в «Фанфан-Тюльпане»... То рассказом о французском кино «новой волны» увлекусь... И молодой БЕЛЬМОНДО возникнет и не померкнет никогда.

— Кого в настоящее время вы считаете наиболее достойным из бардов?

— До смерти обидно, но их нет. Всё, что было 20 лет назад, мощный Михаил ЩЕРБАКОВ или нежная Елена КАЗАНЦЕВА, то и осталось. Есть, конечно, молодые имена. Но мне не нравится почти ничто. Тот прежний свободный стиль моей юности — он испарился. Фолк мне не близок. Текст хромает тотально. Независимой персональной ответственности, которая профессионально будет улучшать песню год от года, я не вижу ни у кого. Самодовольство у многих. Это другое ремесло.

— Вы политизированный человек?

— Политика как часть нашего климата, конечно, интересует меня и ни на день не оставляет в покое. Порядок нашей жизни. Школа с её слабой культурной программой. Поликлиника со слабым оборудованием. Город с пугающими парковками. Всё это неустроенно и постыдно... А внешняя политика… Не думаю, что об этом стоит говорить. Я участник многих жизненных процессов, культурных и общественных. Я тот, кто стирает границы. Аннулирует все позорные параграфы анкет. Я за возможности: окрылённость-одушевлённость всего что можно. А можно многое. По сию пору. При всех трудностях. Работать и быть вознаграждённым. Культивировать в своём ребёнке достоинство. Я борюсь за это. Очень жаль, что нужно бороться, а не жить припеваючи, работая, совершенствуясь в профессии, любой.

Фото: Татьяна Лисина
Политика — мой недруг. Потому что она — орудие в руках ужасных людей. Если бы только прагматизм. Но нечестность, непорядочность, алчность неуёмная... И многое позорное для человека. Под их пятой живём. Это стыд и гадость. Прочее крайне редко.

У нас в сущности рабовладение — так просто было учредить его в сумятице... Это оно. Бесправие и безденежье. Вот и всё. И человек — раб. Страшно говорить об этом. Для другого создан человек.

— Вы член жюри конкурса «Романс ХХ века» на телеканале «Культура». Подарил ли вам этот конкурс какие-то открытия?

— Ещё рано об этом говорить, даже если и объявлено... Я ничего не видела и не слышала. Это впереди. Надеюсь, не займёт много времени и не отнимет силы. Многого не жду, я человек не сиропный. Как выглядит романс сегодня... Если бы можно было шире и глубже! Нежная лирическая работа, песня. Но сомневаюсь. Винтажный старомодный стиль? Это бывает милым. Но ещё не видела предмет. Потом будет яснее.

— Вы прекрасно выглядите. Как поддерживаете форму?

— Никак я не выгляжу. Слаба и беззащитна. Ни одного механизма и организма для помощи. Живу детьми и внуками, книгами и мистикой, возможностями воплощать небольшие желания. А то, как выгляжу, — не объект моего внимания и даже заинтересованности. Это неважно.

— Как обычно проходит ваш день?

— Это гигиена. Собака. Кухня. Холодильник и магазин. Новости и книги с парой фильмов. Вечером — концерт или выход в театр. Стихи, несколько подходов в день. Рабочие планы — издательские и концертные.

— Что вас вдохновляет?

— Абсолютно всё имеет право на моё внимание. Но люди приоритетны, конечно. Всегда выберу фильм, где человеческие характеры на первом плане. А книгу — с приключениями... Маленькие дети должны быть здоровы по моему кодексу. С 5 лет надо уметь читать и начать заниматься языками и музыкой. Это развитие, без него нельзя. А взрослые должны быть заняты, и только интересной работой, это концепция.

Фото: Татьяна Лисина
— Какие книги, фильмы вы посоветовали бы в первую очередь подрастающему поколению?

— Всех адресую на «Фейсбук». Там много меня, ежедневно. Там мои интересы и рекомендации тем, кто прислушается. Мои планы. Ежедневные крохотные увлечённости. Потери и приобретения. Горе и радости.

Фото: Татьяна Лисина
Особенно стихи... В соцсети я публикуюсь практически ежедневно. Пришло это звёздное время для тех, кто мечтал публиковаться! Я с гитарой звучала прилюдно с 1977 года и не страдала от невнимания публики. Но теперь!.. Удобство колоссальное. Знай работай.

— Ваши пожелания нашим читателям…

— Всем нам пожелаю одного — насыщенной жизни, только её. Культивировать тайное и явное. Желать. Мочь воплотить желаемое в реальность. И искусство, конечно. Всем нам. Выставок, музеев, музыки, кино, театра побольше...

Если не победим силы тьмы, то хоть крупицы достоинства в себе сохраним. И потомству передадим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру