«От воинствующей бездарности выпадаешь в осадок»
Максим Дунаевский дал интервью «МК» в Саратове
Театрализованный концерт «В стиле ретро» на песни Исаака Дунаевского в рамках Собиновского фестиваля прошел поистине триумфально. У дирижерского пульта стоял сын знаменитого маэстро — популярный Максим Дунаевский. Он не был объявлен — зал узнал его и встретил овацией.
Впоследствии, когда гостя сменил главный дирижер саратовской академоперы Юрий Кочнев, волшебство сохранилось. Под песню «Широка страна моя родная» зал просто встал в едином и светлом порыве.
Максим Дунаевский — это тот самый счастливый случай, когда природа не отдохнула. Талантливый сын великого отца, которого справедливо называли советским Моцартом, Максим Исаакович Дунаевский написал музыку к более чем шестидесяти кинофильмам и двадцати мюзиклам.
Среди его произведений настоящие хиты вроде песен к телефильму «Три мушкетера» и «Мери Поппинс».
— Каким был ваш отец?
— Очень веселым человеком. Балагуром. Анекдотчиком. Остроумцем.
— Расскажите какую-нибудь байку, связанную с ним.
— У меня была няня. Очень стройная и – подчеркиваю — чрезвычайно высокая девушка. Звали ее Маруся. Так вот, мой отец в свободное время, как и любой нормальный человек, любил выпить. А старые советские рюмки имели такую опоясывающую их ленточку. Знаете, как прозвал ленточку отец? Марусин поясок. И когда его спрашивали, сколько ему налить, папа неизменно отзывался: по самый Марусин поясок.
— Ваш отец был очень известный человек, и понятно, что особого времени на ваше воспитание у него не было, и все же — имелись ли некие основополагающие правила поведения, которые он вам прививал?
— Не выставляться, не задаваться своей фамилией. Отец даже близко не вводил в обиход понятие «круг общения». Мол, с этими ты можешь дружить, а те слишком просты.
— Отцовское воспитание помогло в жизни?
— Иногда мне кажется, что он воспитал меня чересчур интеллигентным. Потому что в сегодняшней жизни часто побеждает даже не талант, а наглость. И чем беспринципнее иной служитель искусства, тем удачливее он, тем больше на виду, тем выигрышнее его карьера, тем больше проектов он может реализовать. От понимания подобного становится тошно. Понимаете… Я не то чтобы завидую этим людям. Просто от воинствующей бездарности выпадаешь в осадок. Ее носители обладают талантом обирать тебя энергетически. Они вцепляются во все живое как пиявки, и отодрать их от себя очень проблематично.
— Когда вы сталкиваетесь с подобными явлениями в искусстве, как-то реагируете на них?
— Нет, а зачем?! Да, возникает иногда стремление выложить свои соображения на этот предмет в блоге, написать что-то в интернете. Потом думаю: зачем?! Кому это нужно?! Если наш мир открывает свои объятья сущим бездарям, пустоте, то его явно не переделать дискуссиями в интернете.
— Как, по-вашему, почему ныне такое количество бездарных произведений в литературе, кинематографе, музыке?
— Искусство требует времени. Концентрации. Уединения. А сейчас век бешеных скоростей. Многое создается с наскоку. И поэтому столько поверхностного, неинтересного, никакого. Ну и потом многое, наверное, зависит от профессиональной школы. Мне в этом смысле повезло. В этом мое преимущество перед многими сегодняшними молодыми людьми, у которых нет таких, как у меня, педагогов. Моими учителями были Дмитрий Кабалевский, Андрей Эшпай, Тихон Хренников. Это не только крупные композиторы, но и поистине просвещенные личности. Люди, которым было что передавать своим ученикам.
— Скажите, а с кем из крупных композиторов вам хотелось бы пообщаться, если бы вдруг появилась машина времени и можно было бы попасть в прошлое?
— С папой! Конечно, с папой! Мне было всего лишь десять лет, когда его не стало. А сейчас сколько мне хотелось бы ему рассказать, показать, выслушать его соображения на этот счет!
Если откровенно, то мне повезло, что все правильно сложилось. В профессии артиста — артиста в широком смысле этого слова, то есть и певца, и актера, и композитора — чрезвычайно важно совпадение ряда свойств. Это талант, работоспособность и удача. И все компоненты этой триады — равновесомые вещи. Выпади хотя бы один компонент – результата не будет.
Моя музыка из «Трех мушкетеров» — хиты примерно такого же наполнения, как отцовские «Веселые ребята». Это то, что звучит вот уже много лет. Каждый год звучит.
— Мне всегда представлялось, что поэты и музыканты напрямую связаны с небесными сферами. Но если с поэзией все более или менее понятно, то музыка — сплошная загадка.
— А для меня поэзия — тайна из тайн. Откуда к людям приходят образы, рифмы, ритмы, созвучия? С музыкой, мне кажется, куда проще. Иногда работаешь под конкретный заказ, иногда даже неожиданно для себя пишешь что-то под конкретного исполнителя.
— А заказ сложно свести с вдохновением?
— Отнюдь. Это нормально — сочинять под заказ. Кстати, многие сейчас этого не помнят или не хотят помнить, но ведь большинство крупных музыкантов былых веков, большинство признанных гениев — и Верди, и Моцарт, и Гайдн — все они работали под заказ.
— Искусство — сфера, где не счесть загадок. Если не просто откровенная неудача, а устрашающий провал постигает талантливого человека — это, по-вашему, недоработка, погоня за быстрым успехом или что-то более серьезное?
— Думаю, что каждому творческому человеку надо пристальнее присматривать за самим собой. Потому что талант — он ведь не только дается как подарок свыше. Его и отобрать могут. Отключить. Пушкин об этом четко сказал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные».
— Чего вы боитесь больше всего?
— Сложный вопрос. Наверное, как и все люди, долго болеть в старости, стать обузой близким. Но говорят, что опасно даже желать некоторых вещей, например, умереть мгновенно. Моя мама об этом мечтала, часто говорила и… накликала. Погибла в одно мгновение под колесами автомобиля. Поэтому есть то, что лучше не проговаривать. Я композитор. Наверное, поэтому больше всего боюсь перестать сочинять музыку.
— Опасаетесь, что вас, говоря вашим языком, отключат?
— Боюсь перестать создавать достойную музыку. Масса людей не отдает себе отчета, когда их творчество перетекает… простите за жесткую фразу… в маразм, и продолжают творить. Вот это страшно.
— А любовь?
— Само собой.
— Александру Блоку принадлежит поэтическое откровение «И снова я влюблен впервые». Когда влюбляетесь, ощущаете единственность каждой очередной любовной вспышки?
— Конечно! Я вообще убежден: любовь трехмерна!
— Объясните, пожалуйста, поподробнее.
— С удовольствием! Могу лекции на эту тему читать. Этап первый — состояние влюбленности. Это когда ты в душевном полете, когда готов плакать от счастья переживаемых чувств, когда тебе нужно рассказывать о них, когда тебе даже секс не очень нужен, потому что ты находишься в упоении от одной мысли, что у тебя есть эта женщина. Этот этап длится недолго. Больше того — в нем опасно задерживаться, иначе можно, не приведи господь, погрузиться в платоническую любовь. Второй этап — страсть. Чувственное насыщение друг другом. Этот период длится от двух до пяти лет. Кто говорит, что у него это происходит больше, врет, не верьте ему. До пяти лет — и точка. Дальше начинается привычное выполнение супружеских обязанностей.
— Позвольте, ну а третий этап?
— Вот тут-то самое интересное. У кого это получается, у кого — нет. Это родство, влюбливание, вживание в жизнь своего партнера. Это уважение. Без него совместная жизнь вообще невозможна. У меня сейчас седьмая жена. Думаю, последняя.
— Почему так решили?
— Мы вместе уже одиннадцать лет. Ни с одной из предшественниц моей нынешней супруги такого рубежа еще не преодолевали.
— Женщина, в которую вы влюбляетесь, должна быть кукольно красива?
— От куклы уже через пару лет начнешь гулять. Они утомляют.
— Интеллектуальна?
— Боже упаси! Если не клиническая дура — вполне достаточно! А интеллектуалка… Она с каждым днем и часом стремится стать все более интеллектуальной… Ужас!
— Ваша избранница должна быть музыкантом?
— Ни в коем случае! Боливар не выдержит двоих! Я жил одно время в доме, где этажом выше жила Вишневская. Летом окна открыты, и из окна раздаются рулады. Рулады, конечно, красивые, но я тогда уже зарекся на всю оставшуюся жизнь: только не певица!
Хотя красивый голос — не буду скрывать — меня всегда цеплял в женщине. Люблю низкие женские голоса. У моей нынешней жены такое волнующее контральто.
— Ваши женщины ревнуют вас только к другим женщинам или к музыке тоже?
— К музыке да, бывало. К теннису еще. Да женщины так странно устроены, что будут неистовствовать по поводу любого твоего выхода из дома: ты куда пошел, я-то здесь?!
— Ваши бывшие жены поддерживают с вами нормальные отношения?
— Они не только со мной отношения поддерживают! Они между собой дружат! Детям от других моих жен подарки делают! В гости к ним ездят! Дети ведь объединяют!
— Как вы умудряетесь поддерживать столь гармоничную атмосферу среди тех, кто должны быть непримиримы?
— Я никогда не говорил плохо ни об одной из своих бывших женщин. Никогда не делил ни с кем имущества. Уходил — и начинал жизнь с нуля.
— Всегда уходили вы?
— Нет, одна ушла сама. Но это не значит, что она на какое-то время не сохранила на меня обид. Женщина по сути своей тигрица, мстящая мужчине, когда он перестает быть рядом с ней. Даже если женщина уйдет сама, она найдет, что поставить вам в вину. Например, почему позволил уйти? Почему не удержал?!
— Как мужчины воспринимают общество такого сердцееда, как вы?
— Нормально. У меня есть правило: жена друга для меня не женщина.
— И вы всегда неукоснительно следуете столь жесткому для сердцееда закону?
— У этого правила есть окончание «…Правда, если она мне очень нравится, он мне не друг».
— Вот это уже больше похоже на правду! Вы просто российский Хемингуэй. Он женился всякий раз, когда влюблялся, и не признавал людей, живущих в одном браке.
— А в так называемых верных, долгих браках много лжи. Бывает, что своей жене ручки-ножки целует, единственной называет, а на стороне еще одна тайная семья есть. Зачем это?! Я, во всяком случае, никому никогда не врал и своих внебрачных детей не прятал.
— Когда вы работаете, есть ли та или тот, кто осмеливается вам мешать?
— Моя такса. Она настолько живописно подвывает, что я выставляю ее вон из комнаты. Но она продолжает заниматься тем же по соседству. Таксы — чрезвычайно умные создания. У них выразительнейшая мимика! Они все понимают и даже умеют… улыбаться!
— Во сколько начинается утро маэстро?
— Часов в двенадцать, в час дня. Я поздно ложусь и соответственно — поздно встаю.
— Ваш приезд на Собиновский фестиваль заставил вас подняться в шесть утра. Как ощущение?
— Утро стрелецкой казни. Жив, как ни странно.
— Я обратила внимание: на репетиции музыканты встретили вас стуком смычков. Это приветствие или знак уважения?
— Наверное, и то и другое. Оркестранты — они скажу вам – о-о-о-о-о-о... самый злой народ на свете. Они всегда проверяют руку нового дирижера. От них ведь ничего не скроешь. Все слышат и видят.
— Вас порадовало, что песни вашего отца до сих пор имеют такой успех?
— Вы знаете, песни не только моего отца, но и многие песни той эпохи учат настоящему. Они светлые, добрые, по-настоящему патриотичные. А этого столь не достает ныне. Я был счастлив, получив приглашение на фестиваль. Потому что сама по себе фестивальная атмосфера, ее приподнятость, ее праздничность, торжественность стоят многого.
Впоследствии, когда гостя сменил главный дирижер саратовской академоперы Юрий Кочнев, волшебство сохранилось. Под песню «Широка страна моя родная» зал просто встал в едином и светлом порыве.
Максим Дунаевский — это тот самый счастливый случай, когда природа не отдохнула. Талантливый сын великого отца, которого справедливо называли советским Моцартом, Максим Исаакович Дунаевский написал музыку к более чем шестидесяти кинофильмам и двадцати мюзиклам.
Среди его произведений настоящие хиты вроде песен к телефильму «Три мушкетера» и «Мери Поппинс».
— Каким был ваш отец?
— Очень веселым человеком. Балагуром. Анекдотчиком. Остроумцем.
— Расскажите какую-нибудь байку, связанную с ним.
— У меня была няня. Очень стройная и – подчеркиваю — чрезвычайно высокая девушка. Звали ее Маруся. Так вот, мой отец в свободное время, как и любой нормальный человек, любил выпить. А старые советские рюмки имели такую опоясывающую их ленточку. Знаете, как прозвал ленточку отец? Марусин поясок. И когда его спрашивали, сколько ему налить, папа неизменно отзывался: по самый Марусин поясок.
— Ваш отец был очень известный человек, и понятно, что особого времени на ваше воспитание у него не было, и все же — имелись ли некие основополагающие правила поведения, которые он вам прививал?
— Не выставляться, не задаваться своей фамилией. Отец даже близко не вводил в обиход понятие «круг общения». Мол, с этими ты можешь дружить, а те слишком просты.
— Отцовское воспитание помогло в жизни?
— Иногда мне кажется, что он воспитал меня чересчур интеллигентным. Потому что в сегодняшней жизни часто побеждает даже не талант, а наглость. И чем беспринципнее иной служитель искусства, тем удачливее он, тем больше на виду, тем выигрышнее его карьера, тем больше проектов он может реализовать. От понимания подобного становится тошно. Понимаете… Я не то чтобы завидую этим людям. Просто от воинствующей бездарности выпадаешь в осадок. Ее носители обладают талантом обирать тебя энергетически. Они вцепляются во все живое как пиявки, и отодрать их от себя очень проблематично.
— Когда вы сталкиваетесь с подобными явлениями в искусстве, как-то реагируете на них?
— Нет, а зачем?! Да, возникает иногда стремление выложить свои соображения на этот предмет в блоге, написать что-то в интернете. Потом думаю: зачем?! Кому это нужно?! Если наш мир открывает свои объятья сущим бездарям, пустоте, то его явно не переделать дискуссиями в интернете.
— Как, по-вашему, почему ныне такое количество бездарных произведений в литературе, кинематографе, музыке?
— Искусство требует времени. Концентрации. Уединения. А сейчас век бешеных скоростей. Многое создается с наскоку. И поэтому столько поверхностного, неинтересного, никакого. Ну и потом многое, наверное, зависит от профессиональной школы. Мне в этом смысле повезло. В этом мое преимущество перед многими сегодняшними молодыми людьми, у которых нет таких, как у меня, педагогов. Моими учителями были Дмитрий Кабалевский, Андрей Эшпай, Тихон Хренников. Это не только крупные композиторы, но и поистине просвещенные личности. Люди, которым было что передавать своим ученикам.
— Скажите, а с кем из крупных композиторов вам хотелось бы пообщаться, если бы вдруг появилась машина времени и можно было бы попасть в прошлое?
— С папой! Конечно, с папой! Мне было всего лишь десять лет, когда его не стало. А сейчас сколько мне хотелось бы ему рассказать, показать, выслушать его соображения на этот счет!
Если откровенно, то мне повезло, что все правильно сложилось. В профессии артиста — артиста в широком смысле этого слова, то есть и певца, и актера, и композитора — чрезвычайно важно совпадение ряда свойств. Это талант, работоспособность и удача. И все компоненты этой триады — равновесомые вещи. Выпади хотя бы один компонент – результата не будет.
Моя музыка из «Трех мушкетеров» — хиты примерно такого же наполнения, как отцовские «Веселые ребята». Это то, что звучит вот уже много лет. Каждый год звучит.
— Мне всегда представлялось, что поэты и музыканты напрямую связаны с небесными сферами. Но если с поэзией все более или менее понятно, то музыка — сплошная загадка.
— А для меня поэзия — тайна из тайн. Откуда к людям приходят образы, рифмы, ритмы, созвучия? С музыкой, мне кажется, куда проще. Иногда работаешь под конкретный заказ, иногда даже неожиданно для себя пишешь что-то под конкретного исполнителя.
— А заказ сложно свести с вдохновением?
— Отнюдь. Это нормально — сочинять под заказ. Кстати, многие сейчас этого не помнят или не хотят помнить, но ведь большинство крупных музыкантов былых веков, большинство признанных гениев — и Верди, и Моцарт, и Гайдн — все они работали под заказ.
— Искусство — сфера, где не счесть загадок. Если не просто откровенная неудача, а устрашающий провал постигает талантливого человека — это, по-вашему, недоработка, погоня за быстрым успехом или что-то более серьезное?
— Думаю, что каждому творческому человеку надо пристальнее присматривать за самим собой. Потому что талант — он ведь не только дается как подарок свыше. Его и отобрать могут. Отключить. Пушкин об этом четко сказал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные».
— Чего вы боитесь больше всего?
— Сложный вопрос. Наверное, как и все люди, долго болеть в старости, стать обузой близким. Но говорят, что опасно даже желать некоторых вещей, например, умереть мгновенно. Моя мама об этом мечтала, часто говорила и… накликала. Погибла в одно мгновение под колесами автомобиля. Поэтому есть то, что лучше не проговаривать. Я композитор. Наверное, поэтому больше всего боюсь перестать сочинять музыку.
— Опасаетесь, что вас, говоря вашим языком, отключат?
— Боюсь перестать создавать достойную музыку. Масса людей не отдает себе отчета, когда их творчество перетекает… простите за жесткую фразу… в маразм, и продолжают творить. Вот это страшно.
— А любовь?
— Само собой.
— Александру Блоку принадлежит поэтическое откровение «И снова я влюблен впервые». Когда влюбляетесь, ощущаете единственность каждой очередной любовной вспышки?
— Конечно! Я вообще убежден: любовь трехмерна!
— Объясните, пожалуйста, поподробнее.
— С удовольствием! Могу лекции на эту тему читать. Этап первый — состояние влюбленности. Это когда ты в душевном полете, когда готов плакать от счастья переживаемых чувств, когда тебе нужно рассказывать о них, когда тебе даже секс не очень нужен, потому что ты находишься в упоении от одной мысли, что у тебя есть эта женщина. Этот этап длится недолго. Больше того — в нем опасно задерживаться, иначе можно, не приведи господь, погрузиться в платоническую любовь. Второй этап — страсть. Чувственное насыщение друг другом. Этот период длится от двух до пяти лет. Кто говорит, что у него это происходит больше, врет, не верьте ему. До пяти лет — и точка. Дальше начинается привычное выполнение супружеских обязанностей.
— Позвольте, ну а третий этап?
— Вот тут-то самое интересное. У кого это получается, у кого — нет. Это родство, влюбливание, вживание в жизнь своего партнера. Это уважение. Без него совместная жизнь вообще невозможна. У меня сейчас седьмая жена. Думаю, последняя.
— Почему так решили?
— Мы вместе уже одиннадцать лет. Ни с одной из предшественниц моей нынешней супруги такого рубежа еще не преодолевали.
— Женщина, в которую вы влюбляетесь, должна быть кукольно красива?
— От куклы уже через пару лет начнешь гулять. Они утомляют.
— Интеллектуальна?
— Боже упаси! Если не клиническая дура — вполне достаточно! А интеллектуалка… Она с каждым днем и часом стремится стать все более интеллектуальной… Ужас!
— Ваша избранница должна быть музыкантом?
— Ни в коем случае! Боливар не выдержит двоих! Я жил одно время в доме, где этажом выше жила Вишневская. Летом окна открыты, и из окна раздаются рулады. Рулады, конечно, красивые, но я тогда уже зарекся на всю оставшуюся жизнь: только не певица!
Хотя красивый голос — не буду скрывать — меня всегда цеплял в женщине. Люблю низкие женские голоса. У моей нынешней жены такое волнующее контральто.
— Ваши женщины ревнуют вас только к другим женщинам или к музыке тоже?
— К музыке да, бывало. К теннису еще. Да женщины так странно устроены, что будут неистовствовать по поводу любого твоего выхода из дома: ты куда пошел, я-то здесь?!
— Ваши бывшие жены поддерживают с вами нормальные отношения?
— Они не только со мной отношения поддерживают! Они между собой дружат! Детям от других моих жен подарки делают! В гости к ним ездят! Дети ведь объединяют!
— Как вы умудряетесь поддерживать столь гармоничную атмосферу среди тех, кто должны быть непримиримы?
— Я никогда не говорил плохо ни об одной из своих бывших женщин. Никогда не делил ни с кем имущества. Уходил — и начинал жизнь с нуля.
— Всегда уходили вы?
— Нет, одна ушла сама. Но это не значит, что она на какое-то время не сохранила на меня обид. Женщина по сути своей тигрица, мстящая мужчине, когда он перестает быть рядом с ней. Даже если женщина уйдет сама, она найдет, что поставить вам в вину. Например, почему позволил уйти? Почему не удержал?!
— Как мужчины воспринимают общество такого сердцееда, как вы?
— Нормально. У меня есть правило: жена друга для меня не женщина.
— И вы всегда неукоснительно следуете столь жесткому для сердцееда закону?
— У этого правила есть окончание «…Правда, если она мне очень нравится, он мне не друг».
— Вот это уже больше похоже на правду! Вы просто российский Хемингуэй. Он женился всякий раз, когда влюблялся, и не признавал людей, живущих в одном браке.
— А в так называемых верных, долгих браках много лжи. Бывает, что своей жене ручки-ножки целует, единственной называет, а на стороне еще одна тайная семья есть. Зачем это?! Я, во всяком случае, никому никогда не врал и своих внебрачных детей не прятал.
— Когда вы работаете, есть ли та или тот, кто осмеливается вам мешать?
— Моя такса. Она настолько живописно подвывает, что я выставляю ее вон из комнаты. Но она продолжает заниматься тем же по соседству. Таксы — чрезвычайно умные создания. У них выразительнейшая мимика! Они все понимают и даже умеют… улыбаться!
— Во сколько начинается утро маэстро?
— Часов в двенадцать, в час дня. Я поздно ложусь и соответственно — поздно встаю.
— Ваш приезд на Собиновский фестиваль заставил вас подняться в шесть утра. Как ощущение?
— Утро стрелецкой казни. Жив, как ни странно.
— Я обратила внимание: на репетиции музыканты встретили вас стуком смычков. Это приветствие или знак уважения?
— Наверное, и то и другое. Оркестранты — они скажу вам – о-о-о-о-о-о... самый злой народ на свете. Они всегда проверяют руку нового дирижера. От них ведь ничего не скроешь. Все слышат и видят.
— Вас порадовало, что песни вашего отца до сих пор имеют такой успех?
— Вы знаете, песни не только моего отца, но и многие песни той эпохи учат настоящему. Они светлые, добрые, по-настоящему патриотичные. А этого столь не достает ныне. Я был счастлив, получив приглашение на фестиваль. Потому что сама по себе фестивальная атмосфера, ее приподнятость, ее праздничность, торжественность стоят многого.
Самое интересное
-
-
Пощады не будет: Кремль дал сигнал — Украина готовится к огненному возмездию
-
Зеленский, на выход! Путин и Трамп нашли неожиданную замену «просроченному» президенту Украины
-
Лавров признал существование «пятой колонны» в рядах власти: «постараются свернуть все достижения»
-
Спецпосланник Трампа Уиткофф совершил резкий разворот в важных переговорах
-
«Алла всё в России потеряла»: звезды нанесли Пугачевой сокрушительный удар
Что еще почитать
-
В Саратове завершат развязку на Славянской площади и благоустроят Никольский взвоз
-
Митинг, парашютисты и полевая каша: саратовцы отметили День космонавтики
-
Женщина спрятала пакет с наркотиками между ягодиц: достали хитростью
-
Госдума предложила максимальный размер выплаты родным за смерть ветерана СВО
-
Российские ВВС получили оружие, способное ускорить ход СВО
В регионах
-
В Ярославле скончался молодежный лидер
-
Народные приметы на 16 апреля 2025 года: что нельзя делать в день Никиты Водопола
-
Народные приметы на 15 апреля 2025 года: что нельзя делать в день Тита Ледолома
Улан-Удэ -
Спасибо за сезон: как «Сибирь» сыграла в плей-офф и что ждет команду дальше
Новосибирск -
Новый мост через Оку в Рязани: стоимость, характеристики и сроки строительства
Рязань -
"Дача для избранных": где живет врио губернатора Оренбуржья Евгений Солнцев
Оренбург