Саратовские частные детективы уходят в «подполье»? Изменяет жена? Сын-подросток уносит из дома деньги? Возникают сомнения в надежности потенциального партнера по бизнесу? Саратовские частные детективы предлагают решить любые проблемы, причем за короткий срок и небольшие деньги. Но можно ли доверить сыщику свои семейные и служебные тайны, не боясь утечки информации? И насколько велика вероятность нарваться на мошенников?
В особенностях местного частного сыска разбирался «МК» в Саратове».
Охота пуще неволи?
Первая в Саратове охранно-детективная структура «Аллегро», возглавляемая небезызвестным Вячеславом Мальцевым, была открыта в 1989 году, просуществовала десять лет и осталась в памяти благодаря расследованию громкого дела о похищении ребенка из Ташкента, а также истории о задержании сотрудников милиции, воровавших с табачной фабрики сигареты «Астра». После этого в губернии вели работу еще два детективных агентства — «Поиск», просуществовавшее несколько месяцев, и скандально известный «Частный сыск», получивший широкую огласку благодаря задержанию сотрудника агентства, пытавшегося продать незаконно смонтированную и замаскированную в барсетке видеокамеру. На сегодняшний день в Саратовской губернии остались только сыщики-одиночки, зарегистрировавшие свое ИП.
Справка "МК"
<p>Стоимость услуг частного детектива в Саратове начинается от 1 тысячи рублей (узнать фамилию владельца по номеру сотового телефона), наружное наблюдение за пешеходом 400 рублей (час), наружное наблюдение за автомобилем — 500-600 рублей (час), розыск должников, без вести пропавших, 1,5 -2 тысячи рублей в сутки, проверка деловых партнеров — от 8 тысяч рублей, выявление внебрачных связей — от 4 тысяч рублей.</p>По данным отдела по лицензионно-разрешительной работе ГУВД, занимающегося выдачей лицензий на право детективной деятельности, на законных основаниях заниматься сыском могут всего 12 человек на всю область. В основном это жители Саратова, Балакова и Вольска. Незаконно работают гораздо больше: по объявлениям в газетах и в интернете отыскались еще полтора десятка частных сыскарей, предлагающих «весь спектр детективных услуг по Саратову и России».Но, как выяснилось, половина детективов с лицензией не ведут вообще никакой деятельности. Одни приобретают лицензию для работы в службе безопасности крупных компаний, где ее требуют при трудоустройстве. Другие являются помощниками адвокатов, которым требуется разрешение на сбор информации, проверку данных и опрос свидетелей.
Мнение специалиста
Сергей Чудин, заместитель начальника отдела по лицензионно-разрешительной работе ГУВД по Саратовской области:
— Чаще всего саратовцы приходят за лицензией, насмотревшись красивых сериалов о погонях и слежке. Многие уверены, что такая специфическая работа принесет немалые деньги, но со временем понимают, что мечту о больших заработках придется оставить. Поскольку сериальная жизнь очень сильно отличается от настоящей, и частным детективам приходится наталкиваться на запреты и ограничения.
К примеру, закон запрещает вмешиваться в частную жизнь граждан, посему всяческая слежка и прослушка строжайше запрещены. А получение информации о клиенте возможно только с его письменного согласия. То есть для того, чтобы получить возможность проследить за чьей-то неверной женой, нужно прийти к ней и взять разрешение на слежку. Детективам приходится либо добывать информацию легальными методами, используя многочисленные базы данных общего доступа и запросы в официальные структуры, либо игнорировать закон.
Помимо этого, в 2009 году были внесены поправки в федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности», запрещающий детективам использовать в своей работе видеокамеры, «жучки», прослушку и другие скрытые технические средства. Однако поймать детектива на использовании специального микрофона-стетоскопа, позволяющего прослушивать любые разговоры через оконные рамы с двойными стеклами (цена в интернет-магазинах — 5-7 тысяч рублей), или видеокамеры размером 3-4 см (стоимость 6,5 тысячи рублей) довольно сложно. Тем более что в некоторых случаях прослушивающие устройства покупают сами клиенты, а детективы только устанавливают их.
Помимо запрета «шпионской» аппаратуры в законе появилось еще одно неоднозначное требование: частного детектива обязали предоставлять правоохранительным органам все сведения, которые он узнал в ходе своего расследования. В случае утайки — наказание, вплоть до уголовной ответственности. И теперь, обращаясь за той или иной информацией к сыщику, нужно помнить, что важные сведения могут уйти в третьи руки.
Основы сыскного дела
В правоохранительных органах не скрывают, что практически все саратовские детективы — бывшие оперативники, имеющие хорошие связи. Законодательство требует от будущих натов пинкертонов высшее юридическое образование, опыт работы не менее 3 лет в оперативно-следственных аппаратах правоохранительных органов, а также обучение в течение 1,5 месяца на специальных курсах. Только после этого можно получить лицензию и удостоверение частного детектива.
В Саратовской губернии существует одно-единственное учреждение, которое с 1995 по 2010 год обучало будущих сыщиков всем тонкостям профессии. Но новый федеральный закон № 272 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием госконтроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» изменил порядок обучения. Теперь готовить частных детективов могут только учреждения высшего и среднего профессионального образования.
Мнение эксперта:
Александр Власов, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, директор НОУ «Школа безопасности «Центавр-С»:
— В программу обучения частных детективов были включены несколько важных дисциплин, таких как основы сыскной работы, методы криминалистики в деятельности частного детектива, медицинская подготовка и прочие. Но мы являемся учреждением дополнительного образования, и обучать детективов нам теперь запрещено. Отмечу, что в Поволжье нет образовательных учреждений, соответствующих новым правилам и обучающих частных детективов. И для того чтобы пройти курсы, саратовцам теперь нужно ехать в Москву.
Но препятствия и барьеры, которые государство начало выдвигать в последние пять лет для желающих заниматься частным сыском, вовсе не уменьшило число работающих детективов. Просто перевело «новичков» в подполье. А кроме того увеличило количество мошенников, которые берут деньги с клиентов, а потом отключают телефоны и исчезают из поля зрения. Чаще всего объявления аферистов «сыскного профиля» можно увидеть расклеенными на уличных столбах и в интернете. Случаи обмана клиентов бывали в Саратове неоднократно, и, как рассказывают сами детективы, суммы, на которые «попадали» честные граждане, достигали 30-50 тысяч рублей. Уберечься от мошенников можно только одним путем — требуя лицензию, удостоверение частного детектива и заключая договор.
Слежение — народу
Как рассказывают местные сыщики, работы в Саратове хватает. Хотя нередко поступают заказы из соседних регионов — Пензы, Астрахани, Волгограда. Частный детектив Антон (имя изменено) уже семь лет специализируется на поиске угнанных автомобилей. Как рассказывает Антон, предоплата с клиента не взимается, вопрос о деньгах поднимается уже после того, как машина найдена. Работа детектива оценивается в среднем 10-15% от стоимости автомобиля. О методах поиска сыщик предпочитает не распространяться.
Частный детектив, представившийся Алексеем, работает по крупным районным центрам, таким как Вольск, Балаково, Маркс. Он рассказал о ставшей популярной в последние годы проверке благонадежности партнеров по бизнесу.
— Ко мне обратился предприниматель с просьбой срочно проверить несколько фирм, с которыми он собирался заключить сделку, — рассказывает детектив. — Начал выяснять, оказалось, что все три фирмы зарегистрированы на имя одного и того же гражданина, чей паспорт был выдан в Омске, прописка была ростовской, а сами фирмы открыты в Саратове. Я посоветовал клиенту немного подождать с заключением сделки и провести более подробную проверку, но ему хватило и этой информации. Также приходилось заниматься поиском мошенников, взявших деньги и скрывшихся в неизвестном направлении, мужей-алиментщиков, один из которых оказался довольно небедным гражданином.
Чужая жена и муж под кроватью
По словам Сергея, еще одного саратовского детектива, нередко приходится устанавливать наблюдение за подростками и детьми, которое просят организовать их родители, опасающиеся, что чадо попало в плохую компанию. Не меньше заказов поступает и на поиск пропавших людей.
— Подростки убегают из дома, взрослые уезжают на заработки, — рассказывает Сергей. — В Ершове был случай: девочка ушла с подружкой из дому и пропала. Начал искать, обнаружил в компании гастарбайтеров. И могу сказать, что не бывает такого, чтобы человек исчез без следа, — все равно какая-то ниточка имеется. Ищу пропавших везде — в Москве помогают знакомые детективы, по России и странам СНГ езжу сам.
По словам детектива, так называемые услуги семейного характера, или, проще говоря, проверка мужа (жены) на верность, заметно активизируются после новогодних праздников. Супруги, проведя бок о бок десять новогодних дней, замечают, что «вторая половина» отправляет кому-то эсэмэски, звонит, и начинаются заказы узнать с кем и где.
После беседы с саратовскими детективами напрашивается вывод: довольно часто детективы выполняют работу, которую должны делать правоохранительные органы. И спрос на услуги сыщиков говорит о падении доверия к органам правопорядка.
Приходилось ли вам пользоваться услугами частных детективов?
Сергей Шейкин, председатель совета директоров группы компаний «СВ-холдинг», экс-министр по развитию транспортного комплекса Саратовской области:
— О деятельности частных детективов я имею некоторое представление, так как в молодые годы закончил курсы, позволяющие заниматься охранной деятельностью, работал телохранителем, в этой же сфере трудились и частные детективы. Что касается бизнеса, то к частным детективам приходилось обращаться. Они занимались сбором необходимой для меня информации, но все в рамках закона.
Владимир Ракчеев, владелец галереи искусств «Эстетика», президент фонда «Золотая палитра»:
— Свое «золото» я охраняю сам. К счастью, пользоваться услугами частных детективов мне не приходилось. Как мне кажется, детективы нужны для поиска информации, скажем, о тех же конкурентах. Но со своими конкурентами я живу мирно, информацией друг с другом мы обмениваемся — у нас все открыто. Если же взять другую сторону вопроса, то в моей галерее стоят камеры видеонаблюдения, которые справляются со своей работой не хуже частных детективов.
Андрей Кумаков, краевед, предприниматель:
— Нет, я никогда не обращался за помощью к частным детективам, поскольку у меня немало знакомых в правоохранительных органах, которых можно попросить подойти к делу «неформально». Но у одного из моих приятелей была практически тупиковая ситуация, когда правоохранительные органы ничем не могли помочь — дело касалось пропавших людей. А частные детективы взялись и сумели раскрыть преступление.
Виктор Марков, депутат городской думы, предприниматель:
— Да, приходилось. Из чего я понял, что один опытный и неравнодушный профессионал может сделать больше, чем все правоохранительные органы. Несколько лет назад у меня угнали автомобиль. Я подал в розыск, милиция начала какие-то слабые «телодвижения», и в результате стало ясно: найти автомобиль нет никаких шансов. Но тут мне позвонил частный детектив из Тольятти, который занимается розыском автотранспорта, и сообщил, что увидел мой автомобиль в базе угнанных машин и у него есть кое-какие зацепки. Ведь при угоне машины перебиваются номера двигателя, к примеру «3» на «9» или «8», и он заподозрил, что одна из машин с перебитыми номерами моя. В результате частный детектив нашел мой автомобиль в Мордовии.