20 февраля грозного 1944 года, в разгар Великой Отечественной войны, когда до Победы было ещё далеко, саратовские зрители пришли в Театр юного зрителя на премьеру. Им показали спектакль по пьесе Исидора Штока «Осада Лейдена». Так в Саратове второй раз родился первый в мире детский театр, созданный в 1918 году и закрытый в 1941-м. После двух с лишним лет молчания в здании на улице Вольская возобновилась творческая жизнь.
Чудо совершил главный режиссёр ТЮЗа Юрий Киселёв, чьё 110-летие Саратов отмечал всего неделю назад, 14 февраля нынешнего 2024 года. Он прибыл в город на Волге летом 1943 года, начал создавать театр фактически на пустом месте, и уже через полгода порадовал саратовцев премьерой. Три десятилетия назад народный артист СССР и России, главреж ТЮЗа на протяжении более, чем полувека, Юрий Киселёв рассказывал корреспонденту «МК в Саратове», в какой обстановке проходила подготовка премьерного спектакля. Сроки были предельно жёсткими, на постановку отводилось чуть больше месяца.
Как известно, в основу пьесы «Осада Лейдена» драматург Шток положил обработку фрагмента знаменитого романа Шарля де Костера о похождениях героя европейских легенд Тиля Уленшпигеля. В разгар войны с гитлеровской Германией такое решение режиссёра показалось странным. Юрия Киселёва вызвал секретарь Саратовского горкома партии и спросил – зачем взяли для первой постановки такую макулатуру? Мы с немецко-фашистскими захватчиками воюем, а тут какие-то голландцы против завоевателей-испанцев, да ещё XVI век, чуть ли не Средневековье. К чему это?
Надо поставить что-нибудь связанное с Ледовым побоищем, вывести на сцену победителя псов-рыцарей Александра Невского или Александра Суворова, побивающего пруссаков, наконец, Илью Муромца или Дмитрия Донского.
«Мне пришлось объяснять, что ситуация, в которую попали жители голландского города Лейдена в XVI веке, для зрителя военной поры напрямую соотносится с событиями в блокадном Ленинграде», — говорил Юрий Петрович. — «Осада войсками испанского короля Филиппа Второго длилась с перерывом более года, лейденцы испытали голод, чуму, лишения и проявили при этом поразительное мужество. В сознании саратовцев, приходивших в ТЮЗ, это переплеталось с героизмом наших современников — жителей города на Неве. В конце концов меня поняли. Более того, пьесу Штока стали по нашему примеру ставить в открывавшихся театрах юного зрителя других городов страны».
Киселёв не сказал партийным руководителям советской культуры, что у него имелась более прозаическая и одновременно более веская причина обращаться не к исконно русскому драматическому материалу, а, так сказать, к интернациональному. Проблема заключалась в том, что две трети актёров труппы Саратовского ТЮЗа не очень хорошо … говорили по-русски.
Во время войны мастеров сцены взять было негде. Главреж прибыл в Саратов с постановлением Комитета по делам искусства при Совнаркоме, там говорилось, что заново рождающемуся детскому театру передаются имущество и актёры Днепропетровского ТЮЗа, находящегося в эвакуации в Актюбинске. Киселёв поехал туда и стал убеждать днепропетровцев перебираться из сытого Казахстана в голодное Поволжье. Конечно, они этого не хотели. А тут ещё сообщение – «от Советского Информбюро», что их родной город на Днепре в конце октября 1943 года освобождён от оккупантов. Зачем же ехать на Волгу, если завтра можно будет вернуться домой.
Невероятным образом Киселёв сумел доказать украинским артистам, что дома их встретят руины, неизвестно, когда город восстановят и откроют детский театр (это в реальности произошло лишь в начале 1950-х). В Саратове же их ждут, там создана база для творческой работы.
Всё сложилось, кроме одного – приезжие с Днепра говорили, пусть и не на мове, но на суржике. Кто может представить Невского, Суворова, Донского или Илью Муромца «шокающим» и «хэкающим». Получилась бы не героическая пьеса, а комедийный фарс. Тиль Уленшпигель и его друзья – другое дело, они же голландцы. Вот и выбрал режиссёр «Осаду Лейдена». К тому же там много музыки и танцев, а тут с украинцами тягаться трудно.
Премьера стала главным событием культурной жизни Саратова военной поры. В эту жизнь вошёл уникальный театр Юрия Киселёва, превратившийся со временем в визитную карточку города на Волге.
Станислав Орленко