Весной 1993-го, ровно три десятилетия назад, саратовская милиция раскрыла убийство с признаками ритуального. Был подожжён частный дом, а его хозяин пропал без вести – у оперативников имелись сведения, что он входит в так называемую ОПГ «Факира» - Юрия Факирова. Примерно через месяц след пропавшего нашёлся на … Елшанском кладбище. Оказалось, что его тело сбросили в могилу, приготовленную для чьих-то похорон и засыпали землёй. На следующий день сверху опустили гроб с покойником, не подозревая, что внизу захоронен «посторонний» труп.
На теле убитого были вырезаны звёзды, горло перерезано, к тому же ему нанесли удар ножом в сердце. Во время расследования выяснилось, что казнённый был казначеем – держателем «общака» - одной из факировских бригад. Его заподозрили в «крысятничестве» - присвоении «общаковых» средств. Четверо «братков» пришли к нему домой и устроили жуткую расправу. Потом поручили знакомому наркоману, работавшему на кладбище, замести следы, а сами подожгли дом.
Кроме того, что казначей посягнул на материальные интересы своей бригады, он ещё и грубейшим образом нарушил «Кодекс пацана». О том, что это такое, станет известно через некоторое время, когда задержат ещё одного факировского «бригадира» и найдут у него, среди прочего, «Кодекс пацана» - специально отпечатанную в типографии брошюрку. Там будет очень подробно описано, как проводить «стрелки», что кому говорить при встрече, и вообще, как должен вести себя настоящий «пацан».
Этот своеобразный кодекс появился именно среди «братков» Ленинского района Саратова, поскольку их лидер Юрий Факиров не признавал блатных «понятий» и всячески избегал контактов с «ворами в законе» и прочими авторитетами чисто уголовной среды. Объяснялось это в том числе и тем, что он отслужил срочную службу, да ещё и во внутренних войсках, участвовал в охране зон, что по блатным законам выглядело совершенно недопустимым. Поэтому он должен был предложить своим бойцам какую-то замену «воровской идеи», что и было сделано. Так появился «Кодекс пацана», или, как выразился в ту пору один из саратовских журналистов, писавших о криминальном мире, «национальная идея ленинской братвы».
Одной из особенностей этой идеи было своеобразное проявление русского национализма. Факир и его ребята считали, что выходцам с Кавказа и из Средней Азии не место на саратовских рынках и периодически устраивали им погромы. Некоторые наиболее ярые поборники идеи даже могли просто начать стрелять в людей с восточной или кавказской внешностью на улицах. Торговцам с юга приходилось прибегать к помощи милиции, чтобы обезопасить себя от местной братвы.
Ощущая себя представителями русской нации, «факировские» старались придерживаться здорового образа жизни. Сам Факир, в юности занимавшийся боксом, не употреблял спиртного и не терпел пьющих или, тем более, употреблявших наркотики рядом с собой. Зато поощрялось поддержание хорошей спортивной формы, увлечение единоборствами и прочие полезные для здоровья привычки.
Наконец, «ленинские» стремились действовать только на своей территории – никого не пускали в свой район, но и сами почти никогда не выходили за его пределы.
Когда весной следующего, 1994 года, Юрия Факирова застрелил его же приближённый на автостоянке на улице Лунной, одним из мотивов называли то, что создатель «пацановской» идеологии якобы сам же изменил её принципам, стал заниматься коммерцией и пристрастился к роскоши, предпочёл «красивую жизнь» верности своей команде. Убийцу Факира задержали и осудили, а «Кодекс пацана» остался одним из памятников «лихим 90-м» в Саратове.