В начале марта Госдума РФ приняла во втором чтении поправки о включении еще семи регионов в проект по сокращенной сдаче основного государственного экзамена для девятиклассников. В список добавлены Саратовская, Нижегородская, Липецкая и Кемеровская области, ЯНАО, Камчатка и Краснодарский край. Для саратовских девятиклассников, не желающих продолжать обучение в школе, новшество означает сдачу двух предметов ОГЭ вместо прежних четырех.
Наука упрощать
Опрошенные «МК в Саратове» педагоги считают, что сокращение итоговой аттестации снизит нагрузку на учеников 9-х классов. И позволит школьникам сфокусироваться на двух основных предметах — русском языке и математике.
— Изменение правил итоговой аттестации положительно скажется на всех участниках образовательного процесса, — высказывает свою точку зрения директор средней общеобразовательной школы № 6 города Маркса Галина Полищук. — Большинство наших девятиклассников новшеству рады. На мой взгляд, нет смысла всем ученикам сдавать четыре экзамена ОГЭ. Мы давно говорим: дайте возможность детям поступить в колледжи. Не каждый может справиться с экзаменами, есть слабые ученики, которым не даются предметы. Опять же, по моим наблюдениям, только 30-33 % девятиклассников идут в 10-й класс. То есть большинству сдача ОГЭ ни к чему, это лишний стресс для детей.
Директор отмечает еще один немаловажный факт: уменьшение количества экзаменов до двух — это сокращение нагрузки для учителей.
— Быть организатором государственной итоговой аттестации — сложное испытание как для педагогов, так и для учеников, — говорит Галина Николаевна. — Несколько часов под камерами, нервотрепка, стресс. Меньше экзаменов — больше экономия бумаги. Школам приходилось тратиться на распечатку контрольных измерительных материалов. Сейчас ждем принятия закона и официального документа об участии нашего региона в эксперименте по сдаче двух предметов основного государственного экзамена вместо четырех, до итоговой аттестации осталось не много времени.
Педагог также рассказала, что чаще всего девятиклассники для сдачи ОГЭ выбирали обществознание и географию.
— Наши ученики считают, что эти предметы самые легкие для сдачи по выбору, — поясняет Галина Николаевна. — По географии можно пользоваться атласами, и слабые ученики вполне способны сдать этот предмет на тройку.
Отменить в идеале
Учителя напоминают: для популяризации профессионального образования важно не только облегчить 9-классникам получение школьного аттестата, но и открывать новые колледжи и техникумы.
— Отмена двух предметов основного государственного экзамена — положительное новшество, — говорит Ольга Ереклинцева, директор школы села Елшанка Воскресенского района Саратовской области. — Для слабых учеников станет доступным профессиональное образование, это важно. Замечаю, что с каждым годом слабых учеников, неспособных справиться с учебной программой, становится все больше. В идеале хорошо бы вообще отменить основной государственный экзамен для выпускников, планирующих поступать в колледж, — хватило бы контрольных итоговых работ.
Педагог надеется, что следующим шагом властей станет открытие новых учреждений профессионального образования.
— В советские времена училища были практически в каждом районе области, — напоминает Ольга Геннадьевна. — Сейчас в фермерских хозяйствах некому работать — техника новая, современная, — не все механизаторы могут ею управлять, нужны молодые кадры. А взять их неоткуда. Что касается высшего образования, то, по моим наблюдениям, мода на получение вузовского диплома появилась лет 15-20 назад. В мое время из двух больших выпускных классов лишь несколько учеников пошли в вузы, остальные — в техникумы, училища.
PS Когда верстался номер, на сайте Госдумы РФ появилась информация о том, что Саратовская область не вошла в ряд регионов РФ с особым порядком сдачи экзаменов. То есть девятиклассники, как и прежде, будут сдавать четыре экзамена.