Спит с открытыми глазами

Одним артистам — розы, а другим — березы

Жираф опоэтизирован в сознании российского человека. К этому приложило руку немало гениев: и Гумилёв с его «далеко, далеко на озере Чад изысканный бродит жираф», и Владимир Семенович Высоцкий, заявивший безапелляционно: «Жираф большой — ему видней»
Одним артистам — розы, а другим — березы

Жираф романтизирован, однако в реальности экзота Африки видели немногие, поэтому «Жираф-шоу» в саратовском цирке имело успех. И когда на арене появляется многометровое существо, вальсирующее под знаменитую музыку — заставку телевизионного «Клуба путешествий», сердце замирает.

В жирафе ощущается нечто сказочное. Иноземное. Это странное животное словно принадлежит другой, нечеловеческой цивилизации. Такое впечатление, что его забыли на земле инопланетяне, посещавшие некогда нашу планету.

Впрочем, писатель Курт Воннегут выдвинул еще более интересную версию происхождения жирафов. Согласно Воннегуту, жирафы могли прийти только из… будущего, потому как эволюция вряд ли сохранила бы их через сонм веков.
— В версии Воннегута что-то есть, — задумчиво отзывается на мои слова дрессировщик Михаил Борза, — потому как роль жирафов, их предназначение в природе вообще загадочны. Хотя… Вне всякого сомнения, жираф в своем природном состоянии служит для всей африканской живности своего рода сигнализатором. Встрепенулся жираф — значит, что-то неладно. А внешне он — шарада. Посмотрите: и на верблюда чуть-чуть похож, и на корову смахивает, и даже на ящера. И при всем обилии визуальных ассоциаций он не похож ни на кого. Единственный в своем роде, чем и интересен!
— Михаил, на представлении прозвучало, что «Жираф-шоу» — единственное в мире. Это правда или элегантный пиарный ход?
— Жирафами цирковые дрессировщики действительно практически не занимаются. Точнее, если и занимаются, то этих людей можно по пальцам пересчитать.
— Жирафы не становятся артистами в силу сложного характера или они вообще не поддаются дрессировке?
— Скорее, в силу их неизученного нрава. Для большинства дрессировщиков они незнакомцы. К тому же их непросто транспортировать. Фургон должен быть высоким, дороги – идеальными.
— В таком случае ваши путешествия по российским дорогам весьма проблематичны.
— Это действительно так. Вся труппа уже добирается на место, а мы с Багиром, как правило, еще в пути. Нельзя, чтобы его фургон сильно раскачивало, а российские дороги далеки от идеала. Поэтому мы поспешаем медленно. Но плохие дороги великолепно компенсируются очень хорошим зрителем! Как восхищенно нас принимали в Омске, в Сибири. В России вообще добрый и открытый народ. В Европе организаторы гастролей максимально корректно и в тоже время убийственно холодно тебе могут дать понять: мол, знайте свое место, цирковой народ. В России мы с подобным отношением не сталкивались никогда.
— Как вам пришла мысль заняться именно жирафами?
— Все просто. Я искал нетривиальную нишу в дрессуре. Конкуренция на мировом рынке нашего ремесла весьма велика. Тиграми, львами уже никого не удивить, тем паче, что там есть такие профи, как братья Запашные, бросать вызов которым, по меньшей мере, наивно. Они лучшие в своей сфере. А в цирке либо надлежит быть лучшим, либо вообще тут не работать.
До жирафов я дрессировал не менее загадочных и неизученных животных — дельфинов. С теми, про кого мало что известно, всегда интереснее работать.
— Вы из цирковой семьи?
— Я исключение в собственной семье. До меня цирковых артистов в нашем роду не было. Дочь моя к цирку тоже не имеет никакого отношения. А я вот пришел сюда, бросив школу, затем пренебрег армией и через несколько месяцев работы купил «мерседес». Белый такой красавец. Для 80-х годов, когда я приобрел эту машину, это было событие не только для моей семьи, но и для всего района, где мы тогда жили. Во времена моей юности в цирке роскошно платили.
— С дрессуры каких животных начали?
— Я дебютировал в акробатике. Потом работал клоуном. Прошел в цирке через разные профессии. Но для общения с животными такой опыт только в плюс.
— В дрессуре чаще используете кнут или пряник?
— Я вообще не использую кнут. Жираф чрезвычайно обидчивое животное. Очень трепетное. Уязвимое. Добродушное. Как можно бить такое чудо?! Ударить такое существо — значит потерять его расположение навсегда. И конечно, жирафы чувствуют, когда их любят. Без любви в эту профессию вообще лучше не идти. Животное должно чувствовать твою волю. Но для этого плеть совсем не обязательна.
— Работа дрессировщика тяжела?
— Никогда так не считал! Тяжела работа шахтера. Вот это поистине трудный хлеб. А моя деятельность — любимое хобби, за которое к тому же платят деньги! Мечта, а не работа!
— Как житель африканских просторов попал к вам?
— Я купил его три года назад в Гамбурге. Он выступал, точнее, его показывали в немецком цирке-шапито. Европейский цирк-шапито — всего лишь несколько рядов. Компактное камерное пространство. Поэтому когда Багир увидел огромный многоярусный, в форме амфитеатра российский цирк, где все выше него, он испытал настоящий шок.
— Изумился?
— Скорее, озадачился и немного испугался. Пришлось успокаивать.
— Долго ли разрабатываются трюки?
— Не быстро. Тот же номер «Стилист», во время которого жираф «создает прическу» зрителям, облизывая их языком, потребовал закрепить в нем доверие к людям. Ну и конечно, такое стало возможно практиковать в силу его природного дружелюбия. «Вальсирование» нашего красавца тоже родилось не на пустом месте. Для начала надо было убедиться, что музыка его не раздражает, не пугает, не вызывает негативных эмоций.
— Откуда ваш питомец родом?
— Из Кении. До того как  попал в гамбургский цирк, проживал в естественных условиях сафари-тура.
— Ну и как по-вашему, сложно ему было переквалифицироваться в артиста?
— Он вышел на арену в раннем возрасте, поэтому стресса не испытал. К тому же жирафы довольно артистичны от природы.
— Сколько ему лет сейчас?
— Шесть.
— То есть он еще молоденький, я правильно поняла?
— Правильно. Жирафы живут лет до двадцати пяти. Так что в переводе на человеческий возраст наш артист — мальчуган. Такой игривый отрок.
— Общительный?
— Чрезвычайно. Он максимально открыт для общения. И с людьми, и с животными. Ему хочется дружить со многими зверями. Мой коллега по дрессуре жирафа Георгий очень давно и успешно занимается еще и лошадями, так вот, наш жираф коням очень симпатизирует. И к козам, живущим в соседних вольерах, тоже питает добрые чувства.
— Помните случаи, когда какой-нибудь хищник его испугался?
— Однажды Багир увидел медведя. Как они на пару с косолапым друг друга испугались! Буквально ломанулись в углы своих вольеров. Бегством друг от друга спасались.
— В природе у жирафа есть враги?
— Практически нет. После слонов и бегемотов это ведь самые крупные животные на планете. Да и кто с таким «небоскребом» рискнет сражаться?! Пять метров высоты и тысяча двести килограммов живого веса — серьезный аргумент, чтобы к нему не приближались ни тигры, ни львы. Бывали случаи, когда хищники пытались отбивать у жирафих-мам их малышей, но это практически никогда не увенчивалось успехом. Задними ногами жирафиха, оберегая свое дитя, лягнет нападающего так, что тот без челюсти останется.
— В силу того что ваш четвероногий коллега еще в состоянии мальчишества, ожидается ли увеличение его роста и веса?
— Еще как минимум метр роста и килограммов восемьсот веса он наберет.
— Подружку для своего мальчика планируете приобрести?
— Пока он еще не познал необходимости в мужской жизни — никаких подружек не будет! Сейчас он просто ничего не знает об этой стороне жизни, никакого томления не испытывает — и слава богу! Лет в десять жирафы становятся матерыми самцами. И тогда его уже не остановить! Зов плоти чрезвычайно силен. Это вопрос вопросов: сможет ли Багир выступать после того, как вкусит плотских удовольствий. Так что пока тема самочки для нашего мальчугана закрыта.
— А если в силу любви жираф дисквалифицируется как артист, то каково его будущее?
— Любой зоопарк мира с удовольствием приобретет такое животное. Условия содержания жирафов всегда приличные, вольеры для них обширные и свободные, так что за нашего красавца можно не переживать. Он не пропадет.
— Раз уж речь зашла о жирафьих чувствах, тогда вопрос в тему: за самку они борются?
— Не просто борются — бьются. Столь умиляющие большинство людей жирафьи рожки — атрибут боев за самку. Они очень опасное оружие. Это кость! И когда самцы бодаются ими, идет жесткая схватка. Но бои между ними джентльменские. По ногам они друг друга никогда не бьют. Жираф с поврежденными ногами — это считай все, инвалид.
— Надо полагать, своими бойцовскими рожками пятиметровый артист способен и дрессировщика поддеть!
— Может. Пару лет назад во время представления в одном из российских городов он начал гоняться за мной по арене, и полагаю, если бы лягнул меня или поддел этими рожками, мы бы с вами уже сейчас не разговаривали.
— Что вызвало его гнев?
— Гнев оказался почти немотивированным. Что-то вывело его из себя, и он вскипел.
— Каким образом отреагировали зрители на агрессию в ваш адрес?
— По счастью, никто ничего не понял. Все думали, что преследование дрессировщика предусмотрено сценарием, и радостно аплодировали.
— Имеются ли приметы, по которым можно определить, что жираф не в духе?
— Он начинает бить себя хвостом. Обмахиваться им.
— В силу повышенной чуткости сон у жирафа, видимо, тоже очень хрупкий?
— Более чем! Он спит с открытыми глазами! Скорее, даже дремлет сквозь бодрствованье, чем спит! Может благополучно спать стоя и если не обнаружит чего-то мягкого, ни за что не ляжет. Поэтому для нашей четвероногой звезды мы устаиваем уютный настил из опилок. Ноги он бережет чрезвычайно.
— Расскажите, пожалуйста, о гастрономических пристрастиях Багира.
— Жираф — животное, которое постоянно должно что-то жевать, у него ведь два желудка. Очень забавно за ним наблюдать, когда он наестся и блаженно растянется переваривать пищу. Отчетливо видно, как еда спускается по его шее, как она скользит внутри него.
Люцерна — главное кушанье нашего артиста. В России из-за засушливого лета почти вся люцерна сгорела, поэтому приобретаем ее во Франции. Ну и конечно, наш питомец чрезвычайно любит бананы, апельсины. Фрукты, словом.
— Чем премируете своего артиста на арене?
— Сухариками. Он до них большой охотник.
— Слонам в холодное время года добавляют в рацион алкоголь — для согрева. Вы подобное практикуете?
— Нет, наш отрок пьет только воду и молоко. Спиртным не балуется. Не позволяем.
— Во время зимних гастролей какой-нибудь меховой жилет или шапочку на сына Африки надеваете?
— Нет, он у нас закаленный молодой человек и холода переносит нормально. Нынешняя жара для него куда изнурительнее. Похоже, она чересчур даже для его африканской души.
— Что является для жирафенка главной гастрономической радостью?
— Свежая зелень. Во-он видите, деревья в соседнем с цирком дворе? Если бы нашего поедателя листьев подпустить к пушистой березке, равной ему по росту, к утру, думаю, она была бы уже без единого листочка.
— То есть жираф — тот артист, которому было бы очень приятно получить букет из листвы?
— Это точно. К цветам он равнодушен. А вот листики уважает. Короче: кому — розы, а кому — березы.
— Целоваться ваш питомец любит?
— Любит. Слюна у него экологически безупречна, так что ощущать на своей щеке его язык приятно и неопасно. Он детей из числа зрителей целует, так что уж дрессировщику с ним миловаться сам бог повелел!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру