Столица театрального детства

На этой сцене всегда было место для подвига

Кажется, что Саратовский ТЮЗ был всегда. Уникальный, первый в мире детский театр. Пространство ожившей мечты для тысяч детей. Особый, возвышенный, таинственный и невообразимый мир, которым на протяжении более полувека бессменно и вдохновенно руководил великий мастер — народный артист СССР Юрий Петрович КИСЕЛЁВ.

 На этой сцене всегда было место для подвига

ТЮЗ — театр, чьи лучшие спектакли волнуют сердца и сопровождают тебя всю жизнь. Уже столько лет прошло после собственного детства, а я помню свои слезы на пронзительном спектакле «В списках не значился» с Владимиром КРАСНОВЫМ в роли Плужникова. Он играл так, что война, кажется, подступала в зал со сцены. «В списках не значился» — истинное воспитание патриотизма. Без моралите и нудных речей. Этот спектакль учил любить Родину. ТЮЗ, по счастью, силен такими постановками — это и «Капитанская дочка» 1974 г. — и современная, новейшая, грандиозная постановка, в которой занята едва ли не вся труппа, и розовские «Вечно живые», и… Перечислять можно еще долго, ясно одно — в пространстве детского театра волей режиссеров, ставящих эти спектакли, и талантами актеров, их воплощающих, формируется аура психологической убедительности ТАЛАНТА.

Перебираю в памяти самые-самые любимые постановки. «Никто не поверит» — эксцентричная, веселая, трогательная сказка. Тутту Карлсон — любовь лиса по имени Людвиг чудесно сыграла Людмила ЩЕРБАКОВА, а в образ самого «честного, рыжего и неженатого» Людвига великолепно перевоплотилась Нина ПАНТЕЛЕЕВА.

Сокровищница дарований, или люди и роли

Говоря о ТЮЗе, грех не вспомнить такой спектакль-потрясение, как «Сотворившая чудо». История о слепоглухонемой девочке, которую ее домашний учитель и воспитательница путем невероятного терпения, мужества и жертвенности смогла не просто адаптировать к жизни, но и вызволить из агрессии и отчаяния, в котором пребывала эта несчастная детская душа. Татьяна ЛУКИНА, нет, не сыгравшая, прожившая роль этой учительницы, потрясала до слез. Зрители стали свидетелями игры за гранью не просто актерских — человеческих возможностей. Зрители и автор этих строк, разумеется, выходили из зала не просто с заплаканными глазами — c изнемогшей душой. Но, омывшись слезами, наши души становились хотя бы чуть-чуть чище и совершеннее. Этот спектакль явил собой проникновенность такого масштаба, которая заслуживает, на мой взгляд, отдельного искусствоведческого исследования. И отдельной зрительской благодарности. Кстати, для того чтобы лучше понять мир слепоглухонемых детей, труппа спектакля, занятая в нем, выезжала в свое время в рабочую командировку — в интернат для таких пациентов. Наверняка все увиденное там перепахало чувствительные актерские души. Пройдя через эмоциональное переживание такой силы, служители сцены настроили радары своих сердец на нас, зрителей, и в итоге мы получили действо, которое невозможно забыть.

Вряд ли ошибусь, если скажу, что сущим украшением ТЮЗа на протяжении долгих лет являлся «Вечный муж», умный, сложный, многогранный спектакль по прозе Достоевского. Как я любила ЦИНМАНА в этой работе! Григорий Семенович, царство ему небесное, один из самых интереснейших служителей «театральной артели», как говаривал про свое детище КИСЕЛЁВ. А ныне — один из самых самобытных и умных актеров ТЮЗа Алексей ЧЕРНЫШЕВ.

ТЮЗ — актерский театр, неизменно славившийся интереснейшими личностями. Да, лицедейство рождается только там, где есть ЛИЧНОСТЬ. Киселёв сам был крупной, неординарной натурой, потому и актеров стремился собрать вокруг себя интересных, способных к сценическому самоисследованию, к самоанализу. В разные годы на здешней сцене служили такие, не побоюсь этого слова, великие актеры, как Валентина ЕРМАКОВА и Сергей СОСНОВСКИЙ, Иван ВЕРХОВЫХ, Елена БЛОХИНА и многие, многие другие. Театр — живой, мерцающий, изменчивый, постоянно преображающийся мир, поэтому логична и смена поколений, и вполне объясним и понятен приход одних и уход других. Театр — это расставания и благодаря им — обретения. В любом случае все, когда-то работавшие в ТЮЗе, привнесли в здешнее пространство живую частичку своей души. ТЮЗ — сокровищница актерского мастерства. Но и эта роскошная сокровищница лишилась драгоценной жемчужины, если бы сюда не пришла Виктория ШАНИНА. Шанина — это эмоциональность навзрыд, это эмоции сердца, не исключающие эмоций ума, — посмотрите рвущую душу «Очень простую историю» — драму-притчу от режиссера Цинмана, достойнейший из спектаклей в репертуаре ТЮЗа, и вы поймете, что эта актриса делится энергетикой со своим зрителем абсолютно безоглядно. Неслучайно сам Киселёв однажды отозвался о Шаниной, как о СПИРИНОЙ нового поколения. ТЮЗ словно магический ларец вобрал, впитал в себя сумрачный магнетизм плюс светлые и страстные духовные поиски Александра ФЁДОРОВА — его аббат из сложнейшего «Собора Парижской богоматери» памятен до сих пор. ТЮЗ стал прекраснее, озаряясь старой актерской школой и дворянской, сословной красотой Валентины СТРОГАНОВОЙ — одной из первых театральных див времен молодости наших родителей. Строганова и в солидные лета восхитительна — уже в возрастных ролях. Ее бабушку в пронзительном спектакле «Деревья умирают стоя» помню до сих пор. И до сих пор преклоняюсь перед интеллигенным стилем этой актрисы, нежной и выразительной палитрой ее работ. Поразительны перевоплощения Тамары ЛЫКОВОЙ — ее исчадие ада, домашний деспот в «Королеве красоты» запомнился мне надолго.

ТЮЗ — радуга чувств от Ильи ВОЛОДАРСКОГО, замечательно талантливого человека, владеющего, на мой взгляд, сценической тайной, восходящей к гениальному ЧАПЛИНУ. Володарский равно убедительно может быть комичен и трагичен. Денди в «Браке по-итальянски», герой-любовник, умело и тонко шаржированный исполнителем, — одна грань его дара. Володарский вырастает до трагического осмысления бытия в «Гальере» Анатолия ПРАУДИНА, одном из моих любимейших спектаклей нового времени. «Гальера» — обжигающая драма о чести и предательстве, способности жить, когда жить невозможно.

К своему великому сожалению, я не назвала и десятой доли тех актеров, о которых хотелось бы поведать.

Сказки на все времена

Будучи классическим тюзовским зрителем, с самого раннего детства я хожу сюда. ТЮЗ — театр поколений. Когда-то «Аленький цветочек» раз десять посетила моя мама, прекрасно помню собственные ощущения от сказочной таинственности аксаковского творения: и как шептала купцу на сцене: не срывай цветочек, и как боялась за Аленушку, которой злые сестры не позволяли вернуться к заколдованному, жутковатому, но доброму чудищу. Тот же волшебный эффект испытывает мой маленький сынишка. Спектакль на все времена — вот что такое «Аленький цветочек», придуманный в свое время добрым режиссером-сказочником Вадимом Ивановичем ДАВЫДОВЫМ по классическому аксаковскому творению. «Маленькая Баба Яга» — еще один долгожитель тюзовской сцены. Казалось бы, уж сколь изощренными стали театральные сюжеты, а от творения, гениально переложенного на театральный язык, не оторвать взора. «Маленькая Баба Яга» — сюжет, родившийся задолго до Гарри Поттера, но дух сказочного и приключенческого в нем едва ли не выше, чем во всей «Поттериане» вместе взятой. И в эру айфонов, планшетов и кино в 3D добрая старая сказка имеет искрометный аншлаг. Феномен «Маленькой Бабы Яги» в приключениях, помноженных на доброту и милосердие, в озорстве — вечных и милых спутниках любого настоящего детства.

Маленький принц живет на эмблеме ТЮЗа. Малыш с развевающимся, бьющимся по ветру шарфом прописался в центре солнышка. Ребенок — солнце. Ребенок — центр мироздания. Хрупкая, тоненькая фигурка, ради которой без малого сто лет назад и родилось чудо под названием ТЮЗ. Уже не первый год он носит имя своего великого режиссера. Своего Мастера и Творца. В своих лучших достижениях ТЮЗ был и остается киселевским театром. Театром большого стиля. Большого творческого потенциала. Разумеется, жизнь есть жизнь, и было бы наивно утверждать, что все работы ТЮЗа безупречны. Сегодня ТЮЗ работает по-новому. Работает много и для всех нас. Мы ведь все из страны по имени Детство. И наверное, все мы чего-то стоим только в той мере, в которой смогли, сумели не забыть и не забить, не изничтожить, не потерять в себе ребенка. Человека, способного восторгаться и удивляться. И плакать. И аплодировать так, что ладошкам становится больно. И предостерегать любимого героя от встречи со злом. И переживать за любимых персонажей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру