Грех многолик

На вопросы читателей отвечают священослужители храмов Саратова и области

На вопросы читателей отвечают священослужители храмов Саратова и области

— С моим молодым человеком мы вместе 3,5 года, мы любим друг друга и в будущем собираемся пожениться. Недавно он покрестился и сказал, что между нами не может быть «близких» отношений, пока не поженимся, теперь он даже целовать меня не может, говорит — грех. Скажите, пожалуйста, разве поцелуй является одним из грехов?

Отвечает священник Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Нравственные правила Христианской церкви, безусловно, запрещают как близость вне брака, так и все, что может вызвать прилив чувств, которые могут привести к недопустимой близости. Поэтому поцелуи между юношей и девушкой, не состоящими в браке, должны быть исключены.
Вместе с тем Православная церковь, соглашается с тем, что поцелуй является способом выражения чувства особого дружеского расположения, духовной любви, в которой нет никакого плотского чувства.
Именно поэтому братский поцелуй является приветствием, принятым в Православной церкви. Этот обычай имеет свое начало в апостольском веке. О нем пишут апостолы Петр («Приветствуйте друг друга лобзанием любви» [1 Пет. 5,14]) и Павел («Приветствуйте друг друга с целованием святым» [Рим. 16,16]). Следует, однако, помнить, что таким бесстрастным поцелуем при встрече обмениваются люди одного пола или близкие родственники. Христианин и христианка приветствуют друг друга не лобзанием, а поклоном. Троекратное пасхальное лобзание, трогательный обычай, который русский народ распространяет на все дни года, не является исключением.

— Здравствуйте, скажите, пожалуйста, большой ли грех обманывать людей и как можно от этого избавиться? Сама с этим не справляюсь. Может, есть какие-либо молитвы от этого?

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:
— Обман однозначно грех. Большой или маленький? Наверное, это можно формально поставить в зависимость от того, насколько велика ложь. Но один поэт очень точно сказал:
Маленькой правдой явную ложь
вряд ли поправишь.
Маленькой ложью правду убьешь
или отравишь.
Самое страшное во лжи то, что она отлучает нас от Христа, который есть Истина, делает нас «чужими» для Него. Настолько чужими, насколько мы лжем. А ложь, как говорит преподобный Авва Дорофей, может быть очень различной. Можно лгать мыслью, можно словом, а можно и всей своей жизнью.
Оборотная же сторона лжи – то, что для диавола она, наоборот, превращает нас в «своих». Ведь он неслучайно именуется «лжецом и отцом лжи» (ср.: Ин. 8, 44).
Вот и судите сами, страшно лгать или же не очень.
А как отучиться лгать… Тут надо действовать, как и в случае с любым иным грехом. Сначала осознать его как грех и как то, что вредит нашей душе и угрожает жизни (и временной, и вечной). Затем решиться по собственной воле не допускать этого греха, возненавидеть его, жить внимательно, не терять бдительности по отношению к себе. Когда по не успевшей еще «отмереть» привычке случается согрешить, каяться в этом на исповеди и просить у Бога помощи в преодолении греховного навыка. Просить можно, в том числе, и своими словами, какие на сердце лягут, в «специальных» молитвах нужды никакой нет. Да и какие еще специальные молитвы, в самом деле, нужны, если в начале любого молитвенного последования мы обращаемся к Духу Святому: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины! Прииди и вселися в ны…».

— Как деликатно и в то же время уверенно ответить отказом на приставания ловеласа-начальника, от которого напрямую зависит мое пребывание на работе? Надо сказать, что работу свою я люблю и знаю. Она меня полностью удовлетворяет, как в творческом, так и в материальном плане. Как же достучаться до того чистого, что осталось в душе этого человека?! Подскажите, пожалуйста, как себя обезопасить, к каким святым можно обратиться с просьбой о помощи?!

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»:
— Обезопасить себя в данной ситуации можно, наверное, только одним способом — не давать повода ищущему этого повода, то есть вашему начальнику. В первую очередь, постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы отношения с «ловеласом-начальником» не переходили границ, если так можно сказать, дружбы в рамках профессии. Конечно, вы понимаете, что дружба на работе и дружба в жизни — это две разные вещи. На работе приятное общение поддерживается хотя бы ради того, чтобы личные неприязни сотрудников не мешали профессиональной деятельности. А дружба вне работы предполагает совсем другие, если хотите, этикет и глубину обращения людей между собой. Смешивать эти две категории общения бывает не всегда удобно, тем более для сослуживцев разного пола. Поэтому попробуйте присмотреться к своему обычному рабочему дню именно с этой стороны: не делаете ли вы сами чего-либо такого, что могло бы вызвать в вашем неустойчивом начальнике небезопасную для нравственности форму поведения? Смотреть на себя со стороны не всегда легко и не у всех получается, но все же попробовать стоит, если уж дело идет о любимой профессии.
Если с вашей стороны все в порядке — замечательно! Ваша совесть чиста. И можно приступить к выполнению того, о чем вы спрашиваете: «достучаться до того чистого, что осталось в душе этого человека». Поскольку подобное притягивается подобным, то вызвать вашего начальника «на чистоту» можно тоже только чистотой. А самым чистым, как известно, в этом мире является правда, которой никогда не нужно бояться говорить, особенно тому, у кого чиста совесть. И если вы так поступите, то обезопасите себя лучшей безопасностью — внутренним убеждением в своей правоте, чистыми намерениями и отсутствием какого бы то ни было лукавства.
Все остальное надо доверить Богу. А если вы человек воцерковленный (хотя бы в малой степени), то хорошо было бы рассказать вашу ситуацию священнику в рамках таинства исповеди и получить благословение на предложенные вам нами действия. И ничего не бояться!

— Мой муж верующий, ходит в церковь. Но вот в армию он совсем не хочет идти. Готов на все, чтобы «откосить». Как вы считаете, как должно поступить православному христианину в этой ситуации и почему?

Отвечает священник Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Исповедание христианской веры накладывает на человека очень серьезные нравственные обязательства. Христос предупреждал своих учеников: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). Узкий путь, о котором говорил Спаситель, это постоянное и неуклонное исполнение его заповедей, которое, как правило, уводит человека далеко от комфорта и житейского благополучия. Служба в армии, исполнение воинского долга всегда рассматривались Православной церковью как исполнение основной Христовой заповеди — любви к ближнему: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Готовность отдать жизнь за Отечество, за свой народ, за свою веру и свою культуру – это и есть наибольшее из возможных проявлений любви. Уклонение от службы в армии Церковь считает тяжким грехом, в котором проявляется и себялюбие, и маловерие.
Разумеется, служба в современной российской армии, нравственная обстановка в которой далека от совершенства, может показаться иному неподготовленному человеку невыносимым бременем. Тем не менее верующий человек знает, что Бог никому не посылает испытаний сверх его сил. Искренняя молитва и настоящая, а не показная вера помогут даже самому слабому воину исполнить свой долг, не только не теряя, но и преумножая его нравственное достоинство. Церковь за каждым богослужением молится «о богохранимой стране нашей и воинстве ее». Это молитва не только об укреплении боевого духа армии, но и о каждом воине, со всеми его личными затруднениями. И до тех пор пока она совершается в наших храмах, верующий воин может быть спокоен за свою судьбу.

— Однажды в газете наткнулся на отрывок из «клятвы Гиппократа». Там были слова, от которых я испытал ужас, примерно такие: «клянусь Аполлоном врачом, клянусь Асклепием и т.д.». Мы знаем, что этим «божествам» принесено в жертву множество христиан. Даже не знаю, как такое стало возможно. Как православному человеку к этому относиться?
Отвечает священник Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Может быть, жалкое состояние отечественной медицины каким-то образом и связано с тем, что многие врачеватели, давая клятву Гиппократа, обращаются неосознанно к нечистой силе, которая всегда приносит вред человеку.
Появление этой клятвы связано с одной особенностью позднесоветского времени. Почти уничтожив тотальными репрессиями религиозную веру, коммунистическое руководство страны увидело, что общество оказалось в трагической пустоте, которая не желала заполняться верой в марксизм-ленинизм — политическое учение, с упорством маньяка объявлявшее себя всесильным и истинным. Эту пустоту, за которой стояли социальная фрустрация, отчаяние и потеря воли к жизни, необходимо было чем-то заполнить. Этим наполнением стала советская псевдоморфоза, пустой обряд, за которым не стояло никакого содержания.
Общественная жизнь, лишенная подлинного духовного основания, подвергалась интенсивной псевдорелигиозной сакрализации. Диавол, по известному выражению Лютера, — обезьяна Бога. Он пародирует все действия Творца, создавая пустые, мертвенные подобия Его творений. Многочисленные обряды советской эпохи были примером такого обезьянничанья. Ритуальные партийные собрания пародировали церковные богослужения, стремясь превзойти своей длительностью всенощные бдения. Многотысячные демонстрации в дни революционных праздников заменяли крестные ходы. Многословные восхваления вождей становились подобием какого-то бесконечного и бессодержательного акафиста. Было и свое «паломничество» по местам революционной и боевой славы. Мавзолей и кладбище у Кремлевской стены представляли пантеон советских «святых»; центральное место в нем занимали «мощи» вождя мирового пролетариата, нетленность которых обеспечивалась работой мощных технических установок и интеллектуальным потенциалом целых научно-исследовательских институтов.
Элементами позднесоветской культурной псевдоморфозы стали всевозможные клятвы и посвящения. Они должны были каким-то образом сакрализировать действительность, лишенную духовного содержания. На это были направлены все клятвы юных пионеров, посвящения в студенты, митинги, осуждавшие кровавые планы американской военщины, и другие многочисленные обряды советского времени. К их числу относится и пресловутая «клятва Гиппократа».
Безусловно, большинство выпускников медицинских учебных заведений, произнося слова этой клятвы, воспринимают ее только как традиционный обряд, не вкладывая в него веры в действительное существование олимпийских богов. Однако не случайно Христос предупреждает Своих учеников: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12, 36). Даже неосознанное призывание нечистой силы способно нанести человеку немалый духовный урон.

— Я влюбилась в священника и теперь не знаю, что мне делать. Можно с ним познакомиться? Если да, то как? Как узнать, монах он или нет? И еще, как начать исповедь и как найти духовника? Когда задать вопрос? После перечисления грехов?
Отвечает священник Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Несчастье, которое с вами произошло, следует воспринимать как бесовское искушение, которое ничем хорошим окончиться не может. Священник Православной церкви после рукоположения в сан ни в каком случае не может вступать в брак, а любые отношения вне брака являются тяжким грехом.
Вам необходима сугубая молитва о том, чтобы неправильное в нравственном отношении чувство как можно быстрее угасло, не превращаясь в страсть, которую невозможно контролировать. Для того чтобы не смущать священника, который помимо своей воли вызвал у вас неправильное чувство, вам следует перестать посещать храм, в котором он служит. Если в городе, где вы живете, храм является единственным, старайтесь не задерживаться в нем после окончания богослужения.
Исповедоваться вам следует у любого другого священника, равно как и обращаться с вопросами или какими-либо просьбами. Ваше присутствие в храме должно быть совершенно незаметным.

— Грешно ли вступать в интимные отношения до брака с человеком, которого любишь?

Отвечает священник Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Можно привести по меньшей мере три аргумента в пользу того, что делать этого ни в коем случае не следует.
Представьте себе, что человек, которого вы любите, приготовил для вас какой-то редкий и очень желанный подарок. Этот подарок должен быть вручен в памятный для вас день, например, в день вашего рождения. Но вам не терпится стать обладателем уникальной вещи, вы уговариваете отдать подарок заранее, и когда наступает памятный день, вашему другу уже нечего будет вам вручить. Согласитесь, что разочарование может оказаться сильнее всех остальных радостей этого теперь уже не совсем праздничного дня. Готовясь к вступлению в брак, вы, разумеется, не собираетесь в будущем изменять своему супругу. Напротив, вы уверены, что будете всю жизнь хранить верность любимому человеку, то есть не будете совершать ничего, что противоречит самому существу брака. На возвышенном языке прошлого это означало хранить святость брака. Но ведь «до» и «после» в отношении супружества почти одно и то же, и в принципе интимные отношения до вступления в брак означают ту же самую супружескую измену. Христианская этика основывается на представлении о святости воли Божией. Верующий человек не доискивается до обоснования евангельских заповедей, которые являются для него безусловным повелением. Благо — это то, чего хочет Бог. Все, что противоречит воле Божией, — безусловное зло. Исходя из таких представлений, верующий человек не будет оспаривать известного из Священного Писания абсолютного запрета на интимные отношения вне брака, которые вне зависимости от дальнейших намерений грешников однозначно характеризуются как блуд или прелюбодеяние.

Информационно-аналитический портал Саратовской епархии «Православие и современность».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру