В новом году саратовские должники лишатся водительских прав

«Есть задолженность — нет машины», примерно такой девиз озвучили федеральные чиновники

С января нового года неплательщики штрафов и алиментов потеряют возможность пользоваться собственным автотранспортом — до тех пор, пока не погасят задолженность. Причём лишение пройдёт «без суда и следствия»: право временно приостанавливать действие водительского удостоверения получат судебные приставы. Будет ли подобная мера эффективной, и сколько должников в Саратовской губернии она затронет, выяснял «МК» в Саратове».

«Есть задолженность — нет машины», примерно такой девиз озвучили федеральные чиновники

Он сказал: приехали!

На прошлой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который разрешает во внесудебном порядке лишать водительских прав должников, не выплативших штрафы или назначенную судом компенсацию на сумму свыше 10 тыс. руб. Законопроект был разработан группой депутатов, включающей единороссов и справедливороссов. Первое чтение документ прошёл в конце января этого года, спустя 11 месяцев он превратился в полноценный закон. Хотя нужно отметить, что тема наказания должников «заморозкой» водительских прав муссировалась несколько лет подряд.

Впервые эта идея была озвучена в 2009 г. судебными приставами. В 2011 г. ФСПП России разработал законопроект, который разрешал приставам забирать у должников водительские удостоверения. Однако в РФ документ завернули, да и адвокатское сообщество заявило, что пусть временное, но изъятие прав — явный перегиб. Глава Московской палаты адвокатов Генри РЕЗНИК сообщил журналистам, что приставы перебирают в стремлении взыскивать долги, поскольку свобода передвижения на любом виде транспорта — это конституционное право гражданина.

Тем не менее депутатам можно сказать спасибо. Поскольку когда законопроект готовился ко второму чтению, банкиры, в лице Национального совета финансового рынка (НСФР), предложили ужесточить документ. Банковское сообщество настаивало на том, чтобы временно лишать прав всех должников, в том числе по кредитам банков и микрофинансовых организаций, чья задолженность превышает десять тысяч рублей. Депутаты поправки не приняли, в противном случае счёт лишившихся водительского удостоверения шёл бы не сотни тысяч, а на миллионы.

Закон, который начнёт действовать с 15 января 2016 г., распространяется не на всех должников, а только на тех, кто имеет задолженности по следующим направлениям: решения судов о взыскании алиментов, возмещении вреда, причинённого здоровью, или в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причинённых преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом. Проще говоря, основной массой «лишенцев» будут злостные алиментщики и неплательщики штрафов, в том числе нарушители безопасности дорожного движения.

Причём, согласно букве закона, временно лишиться водительских прав за не­уплату долгов по алиментам и штрафам могут владельцы не только автомобилей, но и других транспортных средств — вплоть до квадроциклов, яхт и вертолётов. Для этого достаточно не погасить задолженность в установленный срок и без уважительных причин.

Единственный момент: нельзя будет лишать прав только тех, для кого вождение автомобиля — источник средств к существованию либо «единственное средство для обеспечения жизнедеятельности семьи с учётом ограниченной транспортной доступности постоянного места проживания». Не попадают под действие закона инвалиды I и II группы, а также те, кто имеет на иждивении ребёнка-инвалида.

Нам любые дороги дороги?

Как будет действовать закон и кто станет забирать водительское удостоверение? Решение об ограничении прав будет принимать судебный пристав — это такая же мера воздействия, как и ограничение права на выезд за рубеж. Действие прав приостанавливается после того, как пристав лично уведомит гражданина: удостоверение при этом не изымается, но информация направляется в базу данных ГИБДД, которой пользуются инспекторы дорожно-патрульной службы. В любой момент водитель может погасить задолженность и оперативно, в течение суток, возобновить действие прав (предоставив, к примеру, квитанцию об оплате или другой документ). Но если автовладелец долг не погасил и продолжает колесить на машине, ему грозит 50 часов обязательных работ или лишение водительских прав на срок до одного года. В этом случае вернуть удостоверение досрочно нельзя будет даже после уплаты долга.

Как сообщил официальный представитель УФССП Россия по Саратовской области Владимир МОИСЕЕНКО, должников-алиментщиков в губернии чуть больше 14 тыс. человек. По штрафам ГИБДД за последний год было всего 396 производств на сумму 260 млн руб., окончено 260 производств на сумму 140 млн руб. Пока у саратовских приставов отдельной статистики по должникам, имеющим водительские права, нет, но судя по количеству автотранспорта можно предположить, что таких будет ориентировочно 15-20%. То есть под действие закона могут попасть примерно 60-80 тыс. жителей области. Точная статистика будет формироваться в следующем году в связи с принятием закона об ограничении действия водительских прав должников, сообщили в службе судебных приставов.

Сегодня, согласно данным ФССП России, 37% должников имеют водительские удостоверения, соответственно, применение временного ограничения права на управление транспортным средством возможно в отношении порядка 450 тыс. должников.

Комментарий эксперта

Михаил МАМЕДОВ, почётный адвокат России:

— Во всём цивилизованном мире люди платят как налоги, так и штрафы. Российские должники накапливают долги и не горят желанием их возвращать, поэтому, конечно, их нужно к этому подталкивать. Если у нарушителя ПДД накопились штрафы на сумму более 10 тысяч рублей, это означает, что он неоднократно нарушал и при этом ничего не платил. А значит, с него нужно взыскивать. Не скажу, что это нарушает свободу передвижения, ведь должник сможет передвигаться, только не на личном автомобиле, а на общественном транспорте. Хотя, конечно, не мешало бы подключить индивидуальный подход. Ведь может случиться так, что человек хотя и не использует автомобиль для заработка, но возит на машине детей в школу, которая находится в другом районе, или престарелого родственника в больницу. Для состоятельных людей 10 тысяч рублей не деньги, накопил штрафов, заплатил и нарушай дальше, но с учётом расслоения общества индивидуальный подход был бы нелишним.

Пока неизвестно, насколько будет эффективен новый закон. Но норма по ограничению права на выезд за рубеж (которая также применяется при сумме свыше 10 тыс. руб.) довольно действенна, по крайней мере в нашем регионе.

По данным УФССП России по Саратовской области, в этом году ограничение получили 10 тыс. должников, из них чуть больше половины (5300 человек) — алиментщики. В прошлом году должников, которым запретили выезжать за рубеж, было меньше — около 6 тыс. человек, в позапрошлом — примерно 4 тыс. Эта мера заставила 20% граждан гасить долги в течение нескольких недель, ещё 25% жителей Саратовской губернии, имеющих долги, выплачивают их в течение 2 месяцев.

Лишенцы без колёс

Тем не менее общественники не совсем понимают связку «водительские права — долги». Получается, что те, у кого есть автомобиль, будут ограничены в правах до того момента, пока не покроют задолженность, а должники-пешеходы могут спокойно продолжать накапливать долги. Водительских прав-то у них нет.

Комментарий эксперта

Сергей КАНАЕВ, руководитель федерации автовладельцев России:

— Первоначально, насколько мне известно, законопроект был нацелен на неплательщиков штрафов, но в последних чтениях к ним присоединились должники по алиментам. Хотя, на мой взгляд, последние не имеют никакого отношения к безопасности дорожного движения. По логике, должно быть два разных закона, но у нас объединили всё в один. Что же касается неплательщиков штрафов по ПДД, то данная мера, на мой взгляд, правильная. Поскольку автомобилисты, которые нарушают правила дорожного движения и потом не платят штрафы, ведут себя на дороге безответственно.

Тем не менее, по другой информации, изначально речь шла как раз о злостных неплательщиках алиментов, с которыми государство борется не первый год. Но потом как-то плавно и незаметно к нему присоединились и «штрафники». После того как документ попал в Совфед, сенаторы высказали своё мнение о нововведении. Как сообщил сенатор Олег ЦЕПКИН, «закон носит ярко выраженный социальный характер и защищает в первую очередь детей и престарелых родителей, а также пострадавших от преступлений». Его поддержала спикер Валентина Матвиенко, которая сказала, что её до глубины души возмущают граждане, которые не платят алименты и «разъезжают на «мерседесах». Вроде бы всё верно, но есть опасения, что если закон заработает и принесёт первые положительные результаты, список «лишенцев» могут пополнить неплательщики ЖКУ, банковских кредитов (вряд ли финансовые организации откажутся от такой шикарной возможности воздействовать на кредиторов). В дальнейшем можно отбирать права за любые нарушения: выпил ли пива в сквере, покурил на остановке общественного транспорта или перешёл дорогу в неположенном месте. Почему бы и нет? Метод кнута чиновники хорошо освоили и применяют его всё чаще.

Комментарий эксперта

Платон АРЛЯПОВ, руководитель саратовской областной региональной общественной организации «Правозащитный центр «Юпитер»:

— Государство в последнее время постоянно урезает права граждан. Конечно, в некоторых случаях можно согласиться с принятым документом, но только в дорожно-транспортной сфере. Если владелец автомобиля постоянно нарушает ПДД и скопил больше десяти тысяч штрафов, такие меры будут обоснованны в целях безопасности общества. В случае алиментов или других долговых обязательств, на мой взгляд, мера не обоснована. И несмотря на наличие перечня исключений вполне может привести к всплеску коррупционных явлений. Ну и, конечно же, любые ограничения прав должны применяться только с санкции суда, а не должностных лиц.

Если же смотреть глубже, можно догадаться, что проблема лежит отнюдь не в сфере семейного права и лишь краем касается безопасности дорожного движения. Принятый закон — из серии «где имение, а где наводнение», поскольку пытается связать совершенно разные понятия. И в первую очередь он говорит о серьёзном кризисе судебно-исполнительной системы. Должников с каждым годом становится всё больше, судебные приставы не справляются с ними. Список «мер воздействия» год от года расширяется, но достичь желаемых результатов не получается. Так может быть, чиновники идут не в том направлении?

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 9 декабря 2015

Заголовок в газете: Алименты с большой дороги

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру