Что делать при плюс сорока, или «Опыт противостояния» обстоятельствам от театра «Балаганчикъ»

Что делать при плюс сорока,  или «Опыт противостояния» обстоятельствам от театра «Балаганчикъ»
Фото: Александр Малюков

Что делать? Играть, разумеется. Улыбаться и завораживать зрителей.

Театр «Балаганчикъ» выиграл грант Правительства РФ на постановку спектакля и реконструкции исторических событий во дворе музея усадьбы Николая Гавриловича Чернышевского.

Этому предшествовали большая творческая работа, кстати, справедливо вознаграждённая. И режиссёр, и  ведущие актрисы труппы удостоились  за спектакль по страницам романа «Что делать?» нескольких «золотых Арлекинов».

Художественный руководитель театра Елена Смирнова  давным-давно хотела воплотить   в жизнь, не просто спектакль, а, образно говоря,  ожившие образы старого дома. Актриса мечтала  создать нечто вроде глобальной красивой  игры для детей и взрослых, «заселив» старый двор певцами народных песен, накрыв столы с пирогами и непременно  самоваром, пригласив сюда танцоров, найдя  для радостей публики даже такую городскую экзотику,  как живых лошадей и коз- для колорита старой русской усадьбы… Думаете,  фантастично? Ничуть. Потому как - верно сказано - мечты сбываются.

Правда, в противовес этому позитивному высказыванию существует и другая, уже  скептическая поговорка – бойтесь исполнения своих желаний. Театр сполна прочувствовал, что такое» сбыча мечт», когда при сорокоградусной жаре начались репетиции.  Этот тот самый случай, когда выражение семь потов с людей сошло отнюжь не метафорическое. Особенно, когда ты в кринолинах и мундирах. При такой погоде роскошные театральные костюмы превращались в настоящее орудие пыток…

Не обошлось и без казусов. Одна из актрис театра Ольга Лапшина так отчаянно кричала на репетициях про бесчестие своей дочери, что окна  домов, расположенных по соседству с музеем, бурно  распахивались и в их проёмах, а также на балконах оказывались все сочувствующие и любопытные. Хорошо ещё  полицию не вызвали - сила искусства она, знаете ли велика…

Ладно, жару во время репетиций победили, но радоваться оказалось рано. Выяснилось, что дом музей тоже получил финансовую поддержку и со дня на день уходит в состоянии долгого ремонта-реконструкции. По этой причине театр «Балаганчикъ» оказался перед необходимостью играть свои обязательные десять  спектаклей не в комфортное для театра время - где нибудь часов в шесть вечера. А в самый что ни на есть солнцепёк. Требовалось уложиться в график и отыграть спектакли - иначе условия гранта были бы не соблюдены…

Честно говоря, актёры страшились, что никто - при такой-то температуре не придёт. Или что сами они будут как варёные раки и не справятся с творческой задачей. Зрители, слава Богу,  пришли, аншлаги были впечатляющие и стопроцентные, и  труппа справилась, да ещё как блестяще…

Двор старинного дома и впрямь погрузился в прошлое. Прялка с настоящей пряхой и артисты фольклорных коллективов, трепетные, тонконогие кони, забавные козы.…Сначала театр проводил нечто вроде экскурсии по старинному дому, в комнатах которого саратовцев и гостей города встречали хозяева особняка - и глава семьи, и его жена с сестрицей и хорошенькой племянницей… И, конечно, маленький Николенька Чернышевский …Гости дома музея посещали дом, принимали- кто активное, кто –посильное участие в многочисленных  играх и угощениях, а потом перекочёвывали по сень кулис…под открытым небом. На фоне стен старого дома магическим оживали страницы романа  «Что делать?»,  обозначенные режиссёром-постановщиком Еленой  Смирновой, как «Опыт противостояния». Противостояние было, да ещё какое… И не только на сцене. Но и в атмосфере окружающего мира. Во первых, уже упомянутая жара…во вторых, несусветный гомон со стороны  громкой улицы Чернышевской, особенно в свадебные пятницы, субботы и воскресенья. Перекричать Верку Сердючку, чей голос летит из пяти магнитофонов это вам не фунт лиха… Но актёры сконцентрировались, собрались,  и оказались  выше  обстоятельств и  подножек судьбы… Тонкий и взволнованный образ  создала, наверняка запомнившаяся многим  театралам Дана Жукотская  в роли Веры Павловны. Сполна подарила всем  своим персонажам театральной магии и  остальная труппа - трагикомичный  Михаил Юдин (батюшка Веры Павловны),  способная сыграть телефонную книгу Ирина Короткова,   эмоциональная Ольга Лапшина (актрисы по очереди примеривали на себя роли тиранической матери Веры),   то эксцентричная, то романтичная, то роковая Елизавета Симагина (француженка Жюли),  успешно примеривший на себя роль цинично-беспечного соблазнителя  Александр Кравцов (жених  Веры) харизматичный  Владимир Смирнов, (рассказчик),  интересно рисующий мужской облик и  характер из прошлого века  Данила  Шувалов (студент Лопухов).

Несмотря на жару, зрители не спешили бежать в тенёк по окончанию спектакля. И -знаете- жара как то становилась для актёрских душ не такой невыносимой под дружные и восхищённые аплодисменты…

Самое удивительное это то, что после спектакля и автору этих строк, и многим людям, с которыми я разговаривала, захотелось реально перечитать роман, который когда-то в школьные годы представлялся очень многим, если и  не скучным,  то почти наверняка назидательным. Впрочем,  может быть,  это являлось обманом недостаточно зрелого возраста? Потому что в прочтении театра в «Что делать?» не было и грани моралите. Напротив - это  оказалось живое и взволнованное действо о любви и силе характера, о том, что важно идти по дороге- в сторону  своей мечты. О том, что нельзя никому и никогда (даже горячо любимым людям) позволять ломать свою душу и искажать собственное мировоззрение.

Так что можно смело предположить - у тех, кто посмотрел эти десять спектаклей при удручающей саратовской жаре,  почти  наверняка  появился теперь свой личный ответ на вопрос, что делать при таких погодных условиях. Конечно - радоваться жизни. Защищать  сокровенность и единственность своей судьбы.  В любом случае и при любом, даже самом вроде не благоприятном  раскладе.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру