Саратовские ТЦ несут убытки, розница распродаёт остатки товаров

Саратовские ТЦ несут убытки, розница распродаёт остатки товаров
Фото: Ольга Галкина

Уход международных компаний, резкое повышение ставок по кредитам, снижение посещаемости и потеря покупателей — торговые центры Саратова попросили у региональных властей дополнительные меры поддержки. Пока чиновники запланировали снизить ставку налога на имущество, на днях законопроект был внесён в областную думу. С какими проблемами сталкиваются ТЦ и их арендаторы, выяснил «МК в Саратове».

 

Шокирующие тренды

Законопроект, внесённый в областную думу, предусматривает снижение ставки налога на имущество для ТЦ в размере 0,1%. Правда, действовать такая ставка будет только в 2022 году.

— Несмотря на то, что налог на имущество не связан с финансовыми результатами бизнеса, тем не менее он должен быть уплачен вне зависимости от того, каков был доход, — рассказывает Юлия Макаревич, председатель Гильдии торговых центров при ТПП Саратовской области, генеральный директор ООО «Спектр». — Торговые центры ещё не сумели полностью восстановиться после пандемии, однако внезапно столкнулись с уходом международных компаний, проблемами с задолженностью арендных платежей со стороны предпринимателей. Сейчас настолько поменялись условия ведения бизнеса, что мы оказались в ситуации, когда прежние договорённости фактически перестали действовать. Поэтому приходится находить новые компромиссы для взаимодействия с нашими арендаторами. А розница, в первую очередь, связывает свои проблемы с подорожанием кредитов почти вдвое — ведь практически все игроки рынка пользуются заёмными средствами. С кредитными каникулами возникла неоднозначная ситуация: порой банки отказывают предпринимателям, или же у самих заёмщиков пропадает желание воспользоваться этой мерой поддержки, поскольку отсрочка меняет их условия в худшую сторону. Во-вторых, влияет курсовая волантильность в себестоимости товара или услуги. Даже если это не прямой импорт, имеются импортные детали или компоненты. Третья проблема: прежние логистические цепочки нарушены, компании испытывают дефицит товара. Конечно, у розницы были остатки, которые позволили работать в течение месяца, но они заканчиваются. И тут возникает вопрос: как ввозить новый товар, какая у него теперь будет цена? Плюс логистика стала дороже, длиннее по срокам, поэтому вся крупная розница чувствует себя очень уязвимой. Сложностей много, и нужно понимать, что аренда — последнее, на что предприниматели готовы потратить деньги, главное — закупить товар. Льгота, которую готовы предоставить ТЦ региональные власти, очень своевременна. Я рада, что нас услышали и оперативно рассмотрели просьбу, поскольку через несколько недель наступает срок уплаты по этому налогу, а у нас всё одно к одному: кризис, санкции, эвакуации ТЦ, которые почти ежедневно происходят. Мы ещё просили предоставить нам отсрочку на уплату региональных и местных налогов, но по этому вопросу пока не получили обратной связи.

 

Торговое затишье

Эксперт также рассказала, что международные компании, которые уже фактически месяц не ведут деятельности, продолжают занимать площади в торговых центрах. Помещения сохраняются за ними, формально договор аренды действует. Большинство объявили о временном прекращении коммерческой деятельности, но в арендованных у ТЦ помещениях имеется товарный запас арендатора. И решится ли этот вопрос в ближайшие недели, пока неизвестно.

— Отсутствие коммерческой деятельности у крупных игроков, которые являлись якорными арендаторами в торговых центрах, конечно, приводит к тому, что трафик снижается, — говорит Юлия Макаревич. — Мы наблюдали затишье во второй половине марта. Думаю, это было связано с тем, что цены увеличились из-за курсовой неустойчивости, из розницы исчезли скидки, акции, бонусные предложения, которые привлекали покупателей. Сейчас начался новый сезон, люди возвращаются, поскольку требуются новая одежда и обувь. Но в целом, в сравнении с 2019 годом (годы пандемии не учитываем), снижение трафика есть. Потому что, во-первых, не работают международные сети, во-вторых, с фудкортов ушли «Макдональдс» и другие популярные сети бургеров, в-третьих, возникла проблема у кинотеатров, расположенных в ТЦ. Как я понимаю, некоторые кинотеатры переходят на сокращённый режим работы, дабы минимизировать издержки: в отсутствии голливудских новинок пока ещё сложно привлекать зрителей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру