20 мая 1996 года в Саратове произошло убийство, которое потрясло весь город. Причин тому оказалось несколько.
Во-первых, оно случилось среди бела дня на кафедре Саратовской государственной академии права. Во-вторых, совершено с особой жестокостью – 35 ножевых ранений, из них 14 в лицо. В-третьих, убийцей оказался 42-летний преподаватель философии Илья Баев, а жертвой – его 34-хлетняя коллега Елена С.
Подробности, запечатлённые в материалах следствия, ужасны своей простотой и обыденностью. Почтенный человек, работавший преподавателем в СЮИ - СГАП с 1976 года, пользующийся уважением коллег и студентов, принёс с собой заранее им наточенный кухонный нож и спрятал его в кустах рядом с вузом. Затем вернулся за ним, положил сначала во внутренний карман строгого «профессорского» костюма, потом, как заправский уголовник, сунул в правый рукав. С таким вооружением он вошёл в помещение кафедры, где работал. Там находилась С., только что вернувшаяся после чтения лекции, и ещё двое сотрудников кафедры, однако, последние почему-то сразу вышли. Оставшись с женщиной наедине, Баев бросился на неё с ножом и стал резать и колоть, часто попадая в лицо.
На крики жертвы сбежались студенты и преподаватели – дело, напоминаем, было в 12 часов 30 минут. Но никто не сумел помешать убийству. Закончив своё страшное дело, Илья Борисович бросил нож в сторону, сел на стул в углу кабинета и стал спокойно ждать прибытия охранников академии и сотрудников милиции. Сразу после задержания его повезли не в РОВД, а в больницу – не имея опыта в «убойных» делах, преподаватель-философ порезал себе руку. Его бежевый костюм был весь залит кровью убитой.
Уже по дороге в медучреждение убийца сообщил сопровождавшим его милиционерам, что он вовсе не зарезал молодую женщину Елену, а убил в её лице «беса», ведьму, «энергетического вампира», высасывающего из него на расстоянии «ментальную энергию» и что теперь чувствует сильное облегчение. У всех, кто это слышал – а Баев повторил свои показания во время следствия – возникло ощущение, что перед ними психически больной, вряд ли подлежащий суду и уголовной ответственности.
Так, в итоге, и получилось. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза сначала в Саратове на Алтынке, затем в московском институте психиатрии имени Сербского признала Илью Борисовича Баева невменяемым в связи с хроническим психическим заболеванием - шизофренией. Соответственно, суд принял решение о прекращении в отношении него уголовного дела и направлении на принудительное психиатрическое лечение.
В саратовской прессе очень много писали об этой жуткой истории. Журналисты дознались у работников правоохранительных органов, что Баев и убитая им женщина некоторое время находились, как сейчас говорят, «в отношениях» (оба разведены). Что после разрыва между ними Илья звонил Елене домой и вёл с её родителями странные разговоры, утверждая, что теперь бывшая подруга желает подчинить его себе и применяет какие-то магические методы то ли воздействия, то ли зомбирования. Что однажды Баев уже нападал на свою будущую жертву с газовым баллончиком и причинил лёгкий вред её здоровью. Елена С. тогда написала заявление в милицию, но вскоре забрала его обратно. Что в суде оглашались записи из личного дневника, который преподаватель философии вёл в течение многих лет. Там говорилось о том, какие муки причиняет ему эта женщина своим колдовством, стремясь превратить его в слугу, в раба, в зомби.
Наконец, выяснилось, что признанный шизофреником убийца чрезвычайно интересовался буддизмом и оккультизмом, очень много всякого на эту тему читал и говорил.
Кстати, в 1990-е годы в Саратове это было не единственное убийство, связанное с помешательством на почве увлечения чёрной и белой магией и прочими оккультными псевдонауками. В 1998 году в Кировском районе был случай, когда начитавшийся «чёрных книг» мужчина убил собственную мать, сочтя её колдуньей. Его тоже признали шизофреником и отправили на Алтынку.