24 года назад в Саратове похитили 12-летнюю Аллу Гейфман

24 года назад в Саратове похитили 12-летнюю Аллу Гейфман
Алла Гейфман. Фото: скриншот экрана страницы Википедии

Самым громким уголовным делом в хронике саратовского киднеппинга – похищения детей с целью получения выкупа – стала история с захватом злоумышленниками 12-летней Аллы Гейфман, дочери известного предпринимателя, основателя фирмы «Рим». Это произошло 20 мая 1999 года, то есть, 24 года тому назад. За освобождение ребёнка похитители требовали пять миллионов долларов США, затем эту сумму снизили до двух миллионов долларов. Освободить девочку удалось лишь через семь месяцев. Во время пребывания в плену ей ампутировали – под местным наркозом – фаланги двух пальцев на руке и отправили их посылками родителям, чтобы те не сомневались в серьёзности намерений киднепперов.

Не было другой темы, столь активно обсуждаемой в саратовских СМИ с мая по декабрь 1999 года, как похищение Аллы Гейфман. События, ставшие для родных девочки невероятным по силе потрясением и тяжелейшей душевной драмой, порой преподносились ретивыми журналистами как захватывающий детектив. К счастью, ребёнок в итоге остался в живых и даже смог вернуться к нормальной жизни. Иначе чем чудом это не назовешь, поскольку детей подросткового возраста обычно в таких ситуациях даже при получении выкупа в живых не оставляют, ведь они способны подробно описать своих похитителей и опознать их.

Напомним, как развивались события. Алла возвращалась домой из гимназии, к ней подошли двое милиционеров и сказали, что с её мамой случилась беда, и она просит срочно привезти к ней дочь. Девочка поверила и села в машину, где её усыпили эфиром.

Через три дня отцу сообщили сумму требуемого выкупа. Ребёнок находился на территории Чечни, точнее, независимой Ичкерии – вторая чеченская кампания ещё не началась, и доступа туда для силовиков из России не было. Родитель ответил, что готов отдать деньги, но у него есть только 200 тысяч долларов. Начался страшный торг – в Саратов с Кавказа стали присылать кусочки пальцев Аллы, сначала в июле, потом в августе. К каждому кусочку прилагалась видеокассета с обращением девочки к своим родным.

Освобождение похищенной произошло в середине декабря 1999 года, когда уже шла контртеррористическая операция, и Шалинский район, где держали пленницу, стал зоной боевых действий. Когда Алле сказали, что за ней приехал папа, она пришла в ужас – раньше, когда ей отрезали части пальцев, говорили: «скоро ты поедешь к папе». 200 тысяч долларов похитители всё же получили, но впрок они им не пошли – одни из них сели на скамью подсудимых и получили большие сроки, других, включая главаря, и вовсе расстреляли неизвестные.

В официальных сообщениях говорилось, что спасение ребёнка стало возможным благодаря операции, совместно проведённой силами ФСБ и Приволжского РУБОП. Подробности, естественно, не разглашались.

Из неофициальных источников стало известно, что непосредственно в переговорах с главарями банды похитителей людей участвовали люди, имеющие огромный авторитет в Чеченской республики Ичкерия, в частности, начальник министерства шариатской безопасности. Вроде бы он в это время находился в Турции и для него специально был устроен безопасный коридор для возвращения на Кавказ. Говорят, авторитетный земляк даже пристыдил киднепперов, когда те неожиданно попросили прибавки, напомнил им, что мужчины должны держать своё слово. При этом были приняты особые меры, чтобы в окрестностях дома, где шел разговор, не появился ни один вооруженный представитель российской армии, МВД или ФСБ, ведь любой намек на проведение силового варианта операции мог закончиться трагедией.

Организатором преступления назвали Абдулбека Ахматханова, лидера группировки, занимавшейся похищением людей. Он хвастался, что перед тем, как «отметиться» в Саратове, его люди похитили турецкого гражданина в Тольятти и получили за него выкуп в пятьсот тысяч долларов. Кстати, именно из Тольятти были те два сотрудника милиции – по крайней мере, один из них был настоящим, а не ряженым – что обманом захватили Аллу по пути домой из гимназии. Милиционера судили, а главаря, как уже говорилось, расстреляли без приговора суда.

Наводку на семью Гейфман (рассматривались, как варианты, и другие состоятельные саратовские семьи), как решили следствие и суд, дал заместитель директора крупной строительной компании. Он был уверен, будто участвует в спецоперации силовых структур по ликвидации банды похитителей, потому и предоставил последним информацию о ребенке бизнесмена. В суде ему не поверили, поскольку появились сведения о том, что часть выкупа досталась ему.

Вот так воровали детей в Саратове в самом конце лихих 1990-х.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру