Дело мясников: в середине 1980-х рубщики мяса в Саратове становились олигархами

Дело мясников: в середине 1980-х рубщики мяса в Саратове становились олигархами
Фото: Игорь Чижов

Публикация «МК в Саратове» о первом заказном убийстве в нашем городе, совершённом 26 мая1984 года, когда жертвой и заказчиком стали мясники Сенного рынка, вызвала немалый читательский интерес. Но при этом потребовалось воскресить обстановку тех лет и рассказать о тех обстоятельствах, что привели к небывалому в истории тогдашнего криминального (или как в ту пору принято было говорить – уголовного) мира Саратова преступлению. Сейчас звучит парадоксально, но тогдашние мясники со своим не самым квалифицированным трудом входили в число наиболее обеспеченных людей. Так было и раньше, но на закате советского периода в истории России  

Убитый в результате взрыва самодельного взрывного устройства в собственном автомобиле «Волга» Вадим Акчурин, ранее трижды судимый за кражи, последние десять лет. С 1974 года, работал рубщиком мяса на Сенном рынке. Место это считалось чрезвычайно «блатным». Достаточно сказать, что при средней зарплате по стране – Советскому Союзу – менее двухсот рублей в месяц, мясник мог «сделать» за одну рабочую смену до пятисот рублей.      

И это обычный рядовой мясник. Если же учесть, что на Сенном рынке в Саратове в первой половине 1980-х годов действовала целая «мясная мафия» (сам этот термин вошёл в обиход немного позже, в начале 1990-х) с хитроумными схемами закупок, продаж и хищений, то сумма выручки возрастала во многие разы и достигала порой космических – с точки зрения среднего позднесоветского обывателя – размеров. В материалах, посвящённых пресловутому «делу мясников» в Саратове, встречается такая цифра: две бригады мясников на Сенном рынке в результате своих махинаций «выкруживали» в общей сложности по миллиону рублей в месяц. Сумма для того времени запредельная и при её дележке могло дойти до чего угодно, в том числе, и до убийства.

Конфликт интересов возник между бригадиром мясников Юрием Анисимовым и его заместителем Вадимом Акчуриным. Причём, если последний, как уже говорилось, имел тюремный стаж, то первый, наоборот, внешне выглядел вполне законопослушным гражданином и имел неплохие связи в силовых структурах – слово «крыша» тогда не употреблялось, но без прикрытия обойтись нельзя было, как и сейчас.

Так вот, законопослушный Анисимов не без оснований полагал, что ранее судимый Акчурин метит на его место. С учётом же его уголовного прошлого можно был предположить, что рубщик мяса не остановится перед физическим устранением своего непосредственного начальника. И бригадир решил нанести упреждающий удар.

Воспользовавшись тем, что имя Акчурина прозвучало в негативных публикациях партийно-советской областной газеты «Коммунист» в связи с постройкой им огромной дачи в садоводческом товариществе «Сосновый бор» под Энгельсом, Анисимов организовал письмо из УВД области руководству Сенного рынка. Дескать, что у вас происходит – судимый за хищения социалистической собственности не просто трудоустроен в сфере торговли мясом, но ещё и наживается на этом.

На первое письмо не отреагировали, пришлось обращаться повторно с грозным предупреждением. Кстати, по сведениям, приводимым создателем и автором сайта «Криминальный Саратов» Вячеславом Борисовым, на стороне бригадира мясников Анисимова выступал один из руководителей тогдашней паспортно-визовой службы областного УВД, чей отец занимал высокий пост в УКГБ региона. Так что поддержка у мясников-махинаторов была более. чем серьёзная.

Как уже говорилось в предыдущей публикации, Акчурина срочно перевели из рубщиков мяса в товароведы, но фактически он продолжал регулировать мясные и денежные потоки на Центральном колхозном рынке. Более того, воспользовавшись отсутствием Анисимова в декабре 1983 года – тот ездил отдыхать к Чёрному морю – Вадим «толкнул налево» порядка сорока тонн государственного мяса и не пожелал делиться с вернувшимся с юга бригадиром. Объяснил, что пока начальник пузо грел на южном солнышке, люди на Сенном работали и пусть ни на что не претендует.

Анисимов попытался устроить разборку в помещении, где разделывалось ворованное мясо. Тогда Акчурин, не заморачиваясь, вынул пистолет и всадил две пули в деревянный пенёк для рубки, доказав, что ни перед чем не остановится. Вскоре на голову Анисимова едва не упал кирпич с крыши рынка – вернее, упал совсем рядом с головой. Он понял, что пошла игра «кто кого» и нанял за 12 тысяч мастера по ремонту холодильных установок для изготовления и закладки самодельного взрывного устройства. Это устройство и взорвалось в машине Акчурина ранним утром 26 мая на улице Коммунарной в Саратове.

Исполнитель получил высшую меру – смертную казнь, заказчик – пятнадцать лет лишения свободы. Кстати, высказывалось мнение, что тем самым Анисимов, возможно, спас себя не только от физического устранения Акчуриным, но и от высшей меры за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. В процессе расследования убийства Сенной рынок основательно «потрясли» и вскрылись фантастические масштабы спекуляции и хищений.  

                    

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру