30 лет назад в Саратове прошёл первый в России суд присяжных, после которого двое убийц получили минимальные сроки

30 лет назад в Саратове прошёл первый в России суд присяжных, после которого двое убийц получили минимальные сроки
Фото: Евгений Кузнецов

В декабре 1993 года в Саратовском областном суде произошло событие, означающее переворот во всей российской системе правосудия. Впервые после 1917 года в России уголовное дело по обвинению двух братьев-цыган Артура и Александра Мартыновых в убийстве трёх человек суд рассматривал с участием коллегии присяжных заседателей. В эту коллегию вошло двенадцать человек, не имеющих никакого отношения к судебным структурам. Их отбирали по принципу – не судимы и не стоящие на учёте у нарколога и психиатра. То есть, обвиняемых в тройном убийстве судили совсем простые граждане.

Зал суда напоминал театр или заведение шоу-бизнеса. В первых рядах, на почётных местах, как в партере, сидели наблюдатели из США, знатоки суда присяжных. Рядом с ними – представители российского юридического «бомонда» из Государственного правового управления (ГПУ), Верховного суда, Генеральной прокуратуры, судов разных регионов РФ, знаменитые юристы, профессора и доценты престижных юридических вузов.

Процесс вёл сам председатель областного суда Александр Галкин. Государственное обвинение поддерживал Вячеслав Симшин, в то время - заместитель начальника отдела по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам областной прокуратуры, впоследствии – заместитель прокурора области. Суд должен был стать образцово-показательным.

А на скамье подсудимых сидели, как уже сказано, двое цыган, родных братьев, обвиняемых в «умышленном убийстве трёх человек, совершенном из корыстных побуждений и с особой жестокостью, а также в разбойном нападении, совершенном по предварительному сговору группой лиц». Позже в СМИ, пишущих о правовых проблемах, будет высказано мнение, что это уголовное дело представлялось наиболее подходящим, характерным для юрисдикции суда присяжных – весь набор злодейств для назначения смертной казни налицо, дело-то было ещё до введения моратория на высшую меру.

Возможно, с профессиональным судом так бы всё и получилось. максимальное наказание по всей строгости действующего законодательства. А вот с присяжными заседателями вышел облом….

Юридически неподкованным гражданам показалось странным сочетание в обвинительном заключении таких выражений как «внезапно возникшие личные неприязненные отношения», «ссора, перешедшая в обоюдную драку» и при этом – «корыстные побуждения с целью убить три лица для завладения личным имуществом», да ещё и «разбойное нападение». Может быть, юристам такая логика и понятна, а люди с улицы её не уловили. Поэтому оценили происшедшее, как обычную пьяную драку между собутыльниками, закончившуюся убийством трёх человек на бытовой почве.

Мало того. Присяжные заседатели поверили братьям Мартыновым, что потерпевшие сами на них напали, вот и пришлось защищаться с помощью топора. В итоге обвинение переквалифицировали на «убийство при превышении пределов необходимой самообороны». Наказание – до двух лет лишения свободы. Братья и получили, один год, другой – полтора. Показательное действо вылилось в фарс.

Между прочим, через 14 лет один из тогдашних подсудимых снова предстанет перед судом присяжных и опять по обвинению в убийстве. Теперь он уже так легко не отделается, но это совсем другая история.

Так в Саратове началась эпоха суда с участием присяжных заседателей в постсоветской России.  

Станислав Орленко

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру