В конце 1960-х банда «Дурачка» под Саратовом терроризировала целый район

В конце 1960-х банда «Дурачка» под Саратовом терроризировала целый район
Фото: Евгений Кузнецов

В Советском Союзе, начиная с рубежа 1950- 1960-х годов, бандитизма официально не существовало. Даже отделы по борьбе с бандитизмом ликвидировали за ненадобностью, уничтожив ценнейшие материалы оперативных разработок. С учётом того, что лидер страны Никита Хрущёв с трибуны партийного съезда торжественно клялся, что следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме, никаких банд в стране быть не могло.

Тем не менее, исключения встречались и одно из них пришлось на Саратовскую область. Точнее, на город Балашов и окружающие его сёла. Здесь в 1969 году выявили целую банду, занимавшуюся убийствами, разбоями и грабежами. Всего в ней числилось 16 человек, причём большинство из них – несовершеннолетние. А возглавлял небывало жестокое преступное сообщество 30-летний пожарный с Балашовского комбината плащевых тканей, имеющий четыре класса образования и заслуживший среди знакомых почётное прозвище «Дурачок».

Доктор исторических наук, эксперт по социологическому анализу советского периода Александр Оришев отмечал, что Кабанов был классическим неудачником, недовольным своей повседневной жизнью и с детства мечтавший о славе, пусть даже это будет слава знаменитого бандита. Он собрал вокруг себя подростков, превратив совершение уголовных преступлений в подобие игры с элементами мистики. Ребятам тоже явно не хватало романтики в серых буднях, и взрослый главарь сумел разбавить эту серость тайными ритуалами, кровавыми клятвами и прочей дьявольщиной.

Так, чтобы попасть в шайку, надо было сдать своеобразный экзамен – например, украсть магнитофон из сельской школы, банку варенья из чужого погреба или курицу у соседей. Потом начинались мелкие разбои с применением ножей и обрезов охотничьих ружей – налёты на магазины и на прохожих. Кабанов мечтал, что когда-нибудь его банда ограбит банк или машину инкассаторов, как гангстеры в любимых им американских кинобоевиках. Добыча зачастую составляла какие-нибудь несчастные несколько советских рублей, но, главное, приобретался преступный опыт.

Наконец, решающим моментом в истории банды стало принесение «клятвы на крови» в июле 1969 года. Подростки произносили её как присягу на верность. На листке, где был написан текст клятвы, члены банды ставили свои подписи и отпечатки пальцев, испачканных в собственной крови. Внизу главарь сделал приписку: «Заключён договор сроком на два года. Шеф Кабанов».

Эту бумагу в стеклянной пробирке, завёрнутой в полиэтилен, закопали в огороде «шефа». А принявших присягу он познакомил с системой наказаний за нарушения дисциплины. Наказания выглядели так: за первый проступок — выговор, за второй нужно было убить человека, за третий — двоих. Если соучастник не выполнял требования главаря и не отрабатывал свою вину, он мог быть убит сам, вместе со своей семьёй.

Убивать надо было первых встречных. Тогда и начались в Балашовском районе бессмысленные на первый взгляд убийства – в райцентре зарезали 17-летнего парнишку, нанеся ему 26 ударов ножом, в селе Репное застрелили целующуюся парочку влюблённых подростков, там же расстреляли 72-летнего пенсионера. Всего на счету банды семь убийств и два покушения на убийство, плюс двенадцать вооружённых разбойных нападений.

Когда преступную группировку накрыли – есть разные версии, за счёт чего это стало возможным – шеф Кабанов и один из его подручных, перешагнувших порог совершеннолетия, получили высшую меру наказания – смертную казнь. Остальных приговорили к длительным срокам лишения свободы.

Историк Оришев узнал последующую судьбу членов банды. Выйдя на свободу, один из них повесился, другой погиб в аварии. Остальные пополнили криминальные бригады, поскольку к 1980-м уже оказались на свободе, отсидев своё. Такими были саратовские преступные сообщества ещё задолго до эпохи «лихих 90-х».

Станислав Орленко 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру